Тема «Дифференциация правописания предлогов и приставок». Цель: развитие умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
При подготовке и проведении занятия следует учитывать, что тема «Дифференциация правописания предлогов и приставок» является новой для учащихся 5-го класса. Знакомство с предлогами они начинают во 2-м классе, в 5-м классе ведется работа по дифференциации предлогов и приставок. В коррекционной школе VIII вида знакомство с понятием «приставка» ведется только в 5-м классе. Позднее ученики смогут отличать приставку от предлога с помощью постановки вопроса к глаголу (предлоги перед глаголами не ставятся). Задания для занятия подобраны с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, в системно-деятельностном режиме. Данный материал можно использовать и на уроке русского языка в 5-м классе. Источники литературы, использованные при составлении конспекта:Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах;Якубовская Э.В. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.ЗадачиКоррекционно-образовательные: ознакомить с отличительными признаками приставок и предлогов; формировать навыки правильного написания предлогов и приставок.Коррекционно-развивающие: формировать умения работать индивидуально, в малых группах; формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).Коррекционно-воспитательные: создать условия для развития речевой культуры учащихся, их эстетического вкуса.Форма организации занятий: групповое логопедическое занятие.Оборудование: презентационный материал, карточки, осенние листья.Ход занятияI. Подготовительный этап1. Мобилизующий этап. Задача: эмоциональный настрой.Дети входят в кабинет и везде обнаруживают осенние листья. Логопед: Добрый день, ребята. Мы с Осенью рады вас приветствовать на занятии. Соберите листья и присаживайтесь за парты.Расскажите, в каком месте вы взяли осенние листья. (На парте, в шкафу, у доски, на подоконнике, под стулом, за вазой.)Как называются слова, которые вы использовали при ответах? (Предлоги и слова, обозначающие предметы.)Как пишутся предлоги с другими словами? (Раздельно.)II. Этап целеполаганияЛогопед: Поработайте в карточках с текстом. Определите, как нужно писать слова в скобках. Наступила осень. (На)деревьях (по)желтели и (по)краснели листья. (По)дул сильный ветер и разметал листья (по)дорожкам. Осенние резные листочки (за)летели (в)класс. Логопед: Почему у вас возникли затруднения при работе с текстом? (Ответы детей.) Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на занятии? (Будем учиться отличать предлоги от других частей слова – приставок.) Для чего нужно уметь различать предлоги и приставки? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи предлоги.) Назовите тему сегодняшнего занятия. Ученики: Различение предлогов и приставок. Логопед: Постарайтесь определить задачи.Задачи:1) правильно писать слова с предлогами и приставками; 2) уметь правильно употреблять в речи предлоги и приставки.Логопед: Сегодня мы займемся исследованием по нашей теме, результатом которого будет составленная памятка правильного написания предлогов и приставок. Я вас приветствую в клубе юных знатоков и желаю вам удачи.III. Работа по теме занятия1. Упражнение на логическое мышление.Логопед: Уважаемые знатоки, чем отличаются фигуры в верхнем квадрате от фигур в нижнем? Какие слова вам помогли ответить на вопрос? (Предлоги под и в.)Молодцы, юные исследователи!2. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве.Логопед: Перед вами иллюстрация – животные в лесу. Хочу проверить, как вы знаете родную природу. Составьте предложения, используя предлоги. (См. рис.)3. Работа с текстом и заполнение таблицы-памятки. Логопед: Дорогие исследователи, поработайте с текстом и заполните в памятке второй столбик.Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах – предлогах, они служат для связи слов в предложениях, очень похожи на приставки, но пишутся со словами раздельно. Между предлогами и существительными можно вставить любое другое слово. Например, на высокой елочке.4. Из текста выпишите слова с предлогами.Наступила осень. (На)деревьях (по)желтели и (по)краснели листья. (По)дул сильный ветер и разметал листья (по)дорожкам. Осенние резные листочки (за)летели (в)класс. Определите признаки осени. Назовите слова с предлогами. Логопед: Как это можно проверить? Ученики: Между предлогом и словом можно вставить слово, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя.Логопед: Проверим: (на)деревьях, попробуем вставить слово (на высоких деревьях). Сделайте вывод, что такое на – приставка или предлог? Учащиеся: На – это предлог, потому что можно вставить слово.Логопед: Молодцы!Физминутка. Осень предлагает вам покружиться в хороводе листьев. (Звучит музыка.)5. Упражнение на закрепление. Работа с карточками.Логопед: Поработайте в карточках. Вставьте слова между предлогом и словом, обозначающим предмет.В … лесу, на … поляне, за … деревом, под … дубом, у … белочки.Следующее слово: (по)желтели, попробуем вставить слово.Ученики: Ничего не получается, значит, по – приставка, пишется слитно.Логопед: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Мои юные знатоки! Заполните третий столбик в таблице.6. Заполнение таблицы-памятки.Логопед: Молодцы! Вы успешно справились с заданием.7. Закрепление материала. Дифференцированная работа с карточками.1-й вариант. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки, используя таблицу-памятку:…лесу ребята …бежали …тропинкам вниз …реке. Ковер …листьев шуршал …ногами. Березки …дели платья …желтых листочков.Задайте вопросы по тексту, используя слова: где… что… куда… и другие.2-й вариант. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки, используя таблицу-памятку:…лесу ребята …бежали …тропинкам вниз …реке.IV. Подведение итога занятия. РефлексияЛогопед: Вы поработали на славу в клубе юных знатоков и исследователей. Презентация таблицы-памятки.Логопед: С какой целью мы составили эту таблицу-памятку? (Ответы учеников.)Вернемся к поставленным задачам:- Смогли ли мы достичь поставленных целей?- Какие новые знания вы получили сегодня на занятии?- Приобрели ли вы какие-либо новые умения?Ответы учеников.- Какая пословица могла бы подвести итог нашему занятию? Объясните.ПословицыДоброе братство лучше богатства.Стремись завоевать не мир, а его знание.Хорошая речь лучше меда.Есть терпение, будет и умение.Корень учения горек, да плод его сладок.Ольга МЕРКУРЬЕВА, учитель начальных классов, логопед Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края, победитель XVIII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии