search
main
0

Есть театры, в которых всегда аншлаг. Есть режиссеры, новые работы которых всегда сенсация. Есть актеры, увидеть которых мечтают все зрители. Это бывает нечасто, а сейчас, во времена всеобщего кризиса, это стало почти невозможным.

Я мечтала об этом спектакле. Я подходила к каждой театральной кассе с банальным вопросом – сколько стоит билет. А когда слышала в ответ трехзначную цифру, уходила, не решаясь потратить 300 рублей на билет в театр. И вот однажды мне повезло – в кассе завалялись два билета по дешевке. “Ну и пусть места не очень удобные, наверняка в партере будет куда пересесть”,- надеялась я, пряча в сумку заветные билеты в Театр Антона Чехова на последнюю премьеру Леонида Трушкина – спектакль “Ужин с дураком” по пьесе Ф.Вебера. Наивная! Мест не было. Ни одного. Аншлаг полнейший. И не скажу, что в зале были сплошь “новые русские”. В гардеробе я услышала восторженные слова одной немолодой дамы: “Несколько месяцев копила на этот спектакль…” Скажете, это глупо? Непозволительная роскошь? А вы посчитайте, что сейчас можно купить на 300 рублей, и скажите, не стоит ли этих денег настоящий, хороший спектакль, в котором, вдобавок ко всему прочему, играют сплошные “звезды” – О.Басилашвили, Г.Хазанов, А.Равикович, Е.Стриженова, В.Стеклов?

О спектаклях Леонида Трушкина мне всегда легко рассказывать – талантливо, ярко, зрелищно и… душевно. Будь то “Сирано де Бержерак”, “Там же, тогда же”, “Чествование” или “Поза эмигранта”, к горлу неизменно подкатывает комок, а сквозь смех на глаза наворачиваются слезы. Все спектакли этого режиссера отличает доброта – качество в театре уникальное. Они наполняют вас какой-то невероятно светлой энергией.

“Ужин с дураком” – на первый взгляд очень незамысловатая история, почти водевильная. Некий издатель по имени Пьер приглашает на ужин с друзьями дурака, дабы вдоволь поиздеваться над ним. У них с приятелями каждую среду проходят такие ужины (забавно, этот спектакль идет именно по средам), каждый приводит с собой дурака, а тот, чей гость оказался самым неподражаемым кретином, получает приз – 10 тысяч франков. Только вот незадача – Пьера скрючил радикулит, ну просто хоть кричи. Ужин переносится на следующую неделю. А приглашенный дурак уже стоит в дверях – не выгонять же. Вот и приходится слушать его маниакальные рассказы о макетах известных мостов, сделанных им из спичек, – это его страсть. И все бы хорошо – посмеялись и будет, только вот дурак никак не хочет уходить. То пытается помочь Пьеру доковылять до дивана, в результате чего тот просто падает. То, вместо того чтобы набрать номер врача, звонит любовнице Пьера. То выставляет из дома его жену, спутав ее с той самой любовницей. А жена, между прочим, и так уже почти бросила мужа. В общем, натворил этот дурак дел. Над ним все смеются (включая зрителей, некоторые из которых просто бились в истерике). Да и сам он понимает, что слишком уж сегодня рассеян, многое путает, говорит лишнее, ошибается… Но вот сделать с собой ничего не может, потому что врать умеет, только с головой уйдя в предлагаемые обстоятельства вранья. И настолько он вживается в придуманный только что образ, что начинает импровизировать… Как же он хорош в эти минуты! Как обаятелен и заразителен! Как наивен и забавен! Как… Можно произнести еще массу эпитетов, и их все равно будет мало, и все они покажутся неточными и легковесными, потому что относятся к исполнителю этой роли Геннадию Хазанову – Дураку с самой большой буквы. Если вы следите за его творчеством, то заметили, что его эстрадные миниатюры давно перестали быть просто номерами, а превратились в мини-спектакли. Что же говорить о настоящем спектакле, в котором есть где развернуться! Для Хазанова это не первая роль в драматическом театре, но, может быть, на сегодняшний день – лучшая. Потому что великое искусство – смешить так, чтобы за смехом следовали минуты напряженной тишины, чтобы хохот был осмысленным, дано избранным и не возникал на пустом месте. Вся нелепость и несуразность героя Хазанова – бухгалтера министерства финансов – исчезает куда-то, когда он рассказывает о бросившей его жене, оставившей слова прощания на автоответчике, или когда он понимает, что его пригласили на ужин в качестве почетного дурака, или когда пытается объяснить жене Пьера Кристине, как тот ее любит, как жить без нее не может, как он – дурак ее мужа – все напутал… Он большой ребенок, наивный и доверчивый, оправдывающий и прощающий. А таких в наш жестокий и злой век называют дураками. Таких нелегко принять, с ними хотя и весело, но очень трудно жить. Зато над ними легко издеваться – они все принимают за чистую монету. Но именно этот дурак может спасти такого уверенного в себе и в своем превосходстве Пьера (Олег Басилашвили), способного выкрутиться из любой ситуации: увести у своего ближайшего друга любимую, разругаться с ним, а через два года помириться; спрятать в доме всю мебель и картины, ожидая прихода налогового инспектора; даже превратить дорогое и изысканное вино в разбавленный уксус. У него есть все: молодая жена, прекрасная квартира, прибыльный бизнес. Но что-то в нем не так, что-то отталкивает. Может, это его превосходство? Эта надменность? Или расчетливость? И как-то не верится, что встреча с самым лучшим и опасным в городе налоговым инспектором может окончиться для Пьера плохо. Такие всегда выкрутятся.

Кстати, об инспекторе. Анатолий Равикович на московской сцене – явление почти невероятное, а потому как-то по-особому ценное. Для большинства зрителей он давно стал просто Хоботовым (помните в “Покровских воротах”?). Моя встреча с ним произошла на церемонии вручения призов победителям конкурса “Учитель года-98”, где я просто влюбилась в его наполненные добротой глаза. Тогда я вновь поняла, какого огромного таланта этот артист, как он великолепно перевоплощается, как мастерски меняет маски, как виртуозно берет зал. В спектакле у Равиковича небольшая роль – налоговый инспектор, которому достаточно нескольких взглядов на квартиру человека, чтобы определить, уклоняется тот от неуплаты налогов или нет. Обмануть его нельзя. А вот предать можно. Водевиль достигает своего апогея, когда выясняется, что у местного Казановы в его уютненьком бордельчике находится не Кристина, а жена самого инспектора. Круг замкнулся – его злорадство по поводу рогов Пьера бумерангом возвращается к нему же, забывшему в этот момент даже о своем призвании – разоблачать неплательщиков. Из уверенного и влиятельного чиновника он враз превращается в беззащитного, уязвимого человека. И снова взрыв смеха обрывается где-то на самой звенящей ноте.

Так что же такое – спектакль “Ужин с дураком”? В программке сказано – пронзительная комедия. Точнее не придумаешь. Мне кажется, что именно этот жанр особенно удается Л.Трушкину. Не случайно именно его театру принадлежит право первой постановки этой пьесы. И не случайно, что именно этому режиссеру удается приглашать в свои спектакли самых ярких и известных артистов. Уж что-что, а со “звездами” ладить – дело совсем непростое. И тот факт, что эти самые “звезды” стремятся работать у Трушкина, говорит сам за себя.

Когда-то, еще в школьные годы, меня учили, что в рецензии обязательно надо писать о всех элементах спектакля – декорациях, музыке, костюмах, не говоря уж об актерах. Но пусть этим занимаются дотошные критики. Мне же просто захотелось поделиться с вами своими мыслями и эмоциями, вызванными спектаклем, который мне посчастливилось увидеть. Именно посчастливилось. Потому что для меня театр – это всегда счастье.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте