В последние годы наша страна и со страной система образования принялась осваивать новшество – мировую паутину. С нашим суровым климатом и с длительными зимними вечерами интернет пришелся ко двору. Подобно японцам, усвоившим достижения западной технической цивилизации и превзошедшим Запад в производстве электроники, наш человек способен сделать русской придуманную американцами электронную сеть.
Передовая информационная технология вошла в моду. На страницах прессы уже всерьез обсуждается вопрос о дистанционном обучении. Впрочем, что тут обсуждать. Преимущества интернета перед обычными средствами хранения и передачи знаний не нуждаются в доказательствах. Переписка по емайлу быстрей и несказанно дешевле обычной, бумажной. Неохватные тома монографий, учебников и хрестоматий могут уместиться в стандартный ящик системного блока. Поисковые машины позволяют найти в бескрайних просторах Сети любые сведения, порой довольно-таки экзотические. Об этих достоинствах новой среды обитания для знаний сказано уже немало добрых слов. Однако возможности паутины вовсе не так велики, как порой, увлекаясь, пишут журналисты. А в деле изучения истории интернет не только решает старые проблемы, но и прибавляет некоторые новые.
Сначала хочется все-таки пару слов сказать о преимуществах. Главным плюсом интернета, несомненно, является гипертекст. Гипертекстовая разметка позволяет читателю исторических материалов в Сети произвольно двигаться сквозь залежи электронных текстов, свободно следуя ходу собственных мыслей, простым движением “мышки” перемещаясь в новый информационный массив, где, возможно, найдутся ответы на возникшие прежде вопросы и уже наверняка появятся десятки новых вопросов, подхлестывающих интерес к дальнейшему чтению.
Правильное применение гипертекста в электронных исторических текстах способно разрешить застарелые болезни отечественной школы. Обычный (бумажный) учебник не может одновременно дать знания разной подробности и глубины классу, состоящему из учащихся с разными способностями и склонностями. По-прежнему учитель вынужден выбирать меж Сциллой и Харибдой: ориентироваться на отличников-гуманитариев, игнорируя “технарей” и троечников, или, наоборот, дотягивать весь класс до “государственной оценки”, оставляя творческое изучение исторических знаний для далекого светлого будущего человечества. Здесь же, в Сети, глубина изучения любой темы, любого вопроса может быть определена произвольно для каждого из учеников.
Та же проблема постоянного переписывания учебников по отечественной истории становится при помощи гипертекста легко разрешимой технической задачей. Правление Святослава Игоревича учащийся будет читать, скажем, по Сахарову, а раздробленность Руси – по Платонову. Каждый преподаватель может создавать свою авторскую программу изучения истории. В конце концов это будет значить для него всего лишь написание одного файла с гиперссылками на тексты.
Безграничные возможности открываются здесь и преподавателю для подготовки к уроку, и школьнику, студенту для самостоятельной работы. Рекомендуемые учителем подборки литературы и исторических источников позволят учащемуся освободиться от тупого переписывания цитат: легкое движение “мышкой” – и реферат украшен фрагментом из документа или монографии ученого, – простор для чистого творчества, освобожденного от рутины. С другой стороны, легкость поиска в электронном тексте по отдельным словам и фразам позволяет преподавателю оперативно находить и пресекать попытки плагиата.
Итак, гипертекстовая разметка исторических материалов дает возможность ученику и учителю (да и просто любому интересующемуся историей гражданину, наконец) по ходу чтения, ненадолго отвлекаясь, получать подробную справочную информацию об упомянутых вскользь событиях, об исторических лицах, о документах, о специфических терминах и о многом другом. На связывание разнообразных материалов гипертекстом особый упор делается в проекте “ХРОНОС – всемирная история в интернете” (http://www.hronos.km.ru/). В применении к ХРОНОСу можно уже говорить о некоторых итогах работы в этом направлении. Здесь не только используются преимущества паутины, но и преодолеваются имманентно присущие ей недостатки.
Без усилий, прилагаемых к заполнению виртуального пространства руководителями сайтов, Сеть так и осталась бы “тьмой бездонной”, подобием той тьмы, из которой состоял мир до первого божественного акта: “Да будет свет!” Наполнение этой бездны светом, то есть информацией, собственно говоря, и создает Сеть. Один исторический сайт – это еще не Сеть. А тысяча таких сайтов – это уже проблема, как найти нужный материал.
Поисковые машины с готовностью приходят на помощь всякому, кто ищет. Но что мы получаем, когда даем запрос по истории в “поисковик”? Часто, что бы ни запрашивалось – название документа и фамилия участника события, – мы получаем несколько тысяч адресов (!), для разбора которых необходимо проводить самостоятельное научное исследование. Слишком часто результатом поиска оказывается вовсе не то, что запрашивали: вместо академика Сахарова (историка) – академик Сахаров (физик и правозащитник); вместо министра иностранных дел Чичерина – исполнительница современных песен и т.д. Поисковые машины не обучены (и необучаемы) методам исторического исследования. Для разыскания исторических материалов нужна специфическая виртуальная оболочка, построенная на хронологическом принципе. Таковая как раз составляет фундамент проекта ХРОНОС.
Многоуровневая система хронологических таблиц с разной степенью подробности сжато описывает основную историческую канву разных регионов мира за все века. Хронология, например, XX века детализируется по десятилетиям, а также по каждому году. Кроме того, отдельно представлены хронологии по России и по истории крупных стран, а также по отдельным наиболее насыщенным событиями периодам.
Каждая строка хронологической таблицы, подобно атому в общей картине мироздания, представляет собой элементарную частицу проекта. Из строчек-событий идут ссылки к упомянутым в них документам (библиотека электронных исторических источников ХРОНОСа насчитывает сегодня более шестисот файлов), к биографиям участников события (две с половиной тысячи файлов), к генеалогическим таблицам, к главам монографий и учебников, имеющихся в библиотеке ХРОНОСа, к словарю этнонимов и к разнообразнейшим статьям предметного указателя. Эти закрома исторических знаний пополняются усилиями нескольких составителей проекта, а также за счет обмена информацией с родственными сайтами. ХРОНОС представляет свои наработки и перепечатывает электронные тексты (естественно, давая ссылку на первоисточник). В ХРОНОС уже интегрировано несколько самостоятельных проектов, созданы их “зеркала”.
Одновременно начат и встречный процесс. В настоящее время начинается создание в регионах “зеркал” ХРОНОСа. Не весь проект, а его основное ядро, связанная между собой файловая система, состоящая почти только из хронологических таблиц, призвана в первую очередь облегчить поиск материалов. Например, учитель, студент или школьник в городе Орле находит на своем региональном “зеркале” ХРОНОСа (сервер ОрелГТУ – http://www.ostu.ru/hronos/) интересующее его событие или документ, биографию и пр., а найдя, выходит на конечный московский адрес, на котором этот текст лежит, и скачивает с удаленного сервера то, что ему надо. Ведь известно, связь (в том числе интернет-связь) между разбросанными на тысячи километров городами у нас все еще не ахти. Поэтому “зеркало” ХРОНОСа в идеале было бы полезно иметь на каждом региональном университетском сервере, а со временем и на каждом рабочем месте историка.
Замысел проекта предусматривает создание единой системы файлов по всемирной истории, системы, которая бы охватывала все основные источники по отечественной истории, библиотеку учебников и фундаментальных исследований, сборник биографий всех исторических личностей (уже одна эта задача кажется на первый взгляд бесконечной), генеалогии правивших в разных странах фамилий.
Проект ХРОНОС существует в Сети с января 2000 года и за прошедшее время успел накопить солидную базу данных, преимущественно по отечественной истории. Ежедневно в будни его посещают порядка тысячи новых посетителей. Материалы по самым разным темам оказываются среди первых при запросах через поисковые машины. Возможно, ХРОНОС существенно уступает по посещаемости сайтам с готовыми рефератами, которые нужно просто бездумно распечатать на принтере. Здесь студент или школьник вынужден думать, прежде чем собрать из предлагаемых кубиков информации целостную историческую картину. И это свойство проекта следует отметить как очередное его преимущество перед многими другими сайтами. Однако, следует признать, пока мы читаем только предисловие очень большой исторической книги. Настоящее же развитие ХРОНОС получит только в том случае, когда его откроют для себя десятки тысяч преподавателей истории, когда этот проект станет не только местом накопления полезных сведений, но и центром интерактивного обмена опытом, когда он выступит еще и в качестве периодического издания. Полный охват всемирной истории должен пополниться также комбинированным взаимодополняющим сочетанием жанров: справочник, учебник, библиотека, журнал, виртуальный учебный и культурный центр. А это возможно при условии, если проект из полезного и интересного познавательного сайта превратится в нечто большее, если он выйдет на оперативный простор России, свяжет между собой самые отдаленные ее уголки, в которых, несмотря ни на что, продолжают любить отечественную историю.
Хочется верить, что мы не забудем свое прошлое, научимся использовать для сохранения своей исторической памяти самую современную информационную технологию. Пока в этом направлении делаются только первые шаги. Во всяком случае надо признать, что задача – поставить западную технику на службу русской духовности – уже осознана и начинает решаться. Есть в Сети место, где ее стараются решить. Есть такой сайт!
Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Комментарии