Странное нынче пошло время – никто не хочет работать руками, все желают работать головой. Между тем природа наградила всех по-разному: одним дала изобретательные мозги, другим – золотые руки. Вот бы и использовать каждому свой дар по назначению, так нет же – стало модно и престижно сидеть в офисе в белом воротничке за столом, даже если со скуки там мухи дохнут, жалованье платят мизерное, а перспектив и на горизонте не видно.
Во времена оные все было иначе. В вузы шли только отличники, а остальные – осваивали жизненно важные для страны профессии, не требующие, однако, университетского диплома. В Британии 60-х годов минувшего, то бишь XX, столетия лишь 20 процентов выпускников школ основной ступени продолжали учиться в школах высшей ступеней – в так называемых академических хай грэммэр скулз. Остальные, с менее блестящими оценками, переходили в секондэри модерн скулз – английский прототип ПТУ, где в раздельных для мальчиков и девочек классах-мастерских завершали общеобразовательную программу, а заодно получали профессиональную квалификацию, избрав для себя нечто подходящее из обширного реестра предлагавшихся школой «мастеровых» предметов. То бишь становились машинистками и портными, слесарями и строителями, поварами и чертежниками.
Сегодня в Британии нет больше этих секондэри модерн скулз типа ПТУ. Они, к вящему сожалению многих, давно уже почили в бозе. Зато в университеты нынче подает заявление каждый второй школьный выпускник. Между тем Британии не нужно такое обилие менеджеров и журналистов, экономистов и юристов, которые ежегодно выплескивают ее вузы на рынок труда. Зато ей как воздух нужны водопроводчики и водители автобусов, электрики и строители, технический персонал для производства – одним словом, высокой квалификации рабочие руки грамотных современных мастеров. Оных мастеровых стране катастрофически не хватает…
Не так давно строительная индустрия Британии запустила широковещательную кампанию по «заманиванию» школьных выпускников в строители. Как было подсчитано, стране потребуется к 2010 году дополнительно 430 тысяч новых квалифицированных рабочих всех строительных специальностей, так как Британия переживает сегодня настоящий строительный бум, намереваясь в ближайшие годы возвести объектов социального назначения на сумму в 76 миллиардов фунтов стерлингов. Однако число заявлений на стройки гораздо ниже «прожиточного минимума» этой индустрии. По подсчетам правительства, не хватает сегодня Британии и примерно 30 тысяч квалифицированных водопроводчиков…
Между тем не все так безнадежно по части мастеровых людей, ибо налицо сегодня в стране и новая тенденция: переквалифицироваться из «белых воротничков» в синие. То есть из служащих – в рабочие. Как отметили недавно британские СМИ, конкурс в колледжи на специальность слесаря-водопроводчика достигает сегодня астрономических показателей в 35-40 человек на место. Поговаривают, что наплыв в слесарную профессию был спровоцирован недавней волной массовых сокращений в финансовом секторе страны. Так это или нет, но фактом является, что все большее число молодых людей перестают думать о «престиже» и начинают реальные заработки считать, а они у высококвалифицированных слесарей будут повыше, чем, к примеру, у многих вузовских профессоров. К тому же вузовских кафедр в стране – счетное число, а вот протекающих труб старинного британского жилфонда – бессчетное…
Где же учат на воротничков синих? Где и каким образом вступающему в жизнь и решившему устроить ее по новой «моде», получить квалификацию мастера в том или ином современном ремесле?
Начать можно с собственной школы. То есть с той, где учился до получения аттестата зрелости, который в Британии выдают 16-летним по завершении общеобразовательной программы. Дальше претенденты на высшее образование устремятся в классы высшей ступени, с тем чтобы заниматься в последующие два года по академической программе «Эй-левел» (A-Level), тогда как те, кто желает получить профессионально-техническую подготовку, могут учиться в 10-м и 11-м классе по программе GNVQ или NVQ, что означает получение профессиональной квалификации. Однако постигаются на этих программах по большей части теоретические основы профессии, не обеспечивая достаточно широкой практической подготовки. Поэтому после школьных курсов программы NVQ будущему мастеру еще предстоит пройти тренинг и доучивание на профессиональных курсах или непосредственно в производственном цехе, чтобы получить высокий рабочий или технический разряд.
В ближайшие годы согласно только что утвержденному «пятилетнему плану» школьной реформы на месте отстающих по академическим показателям средних школ появятся так называемые сити-академии – автономные госбюджетные учебные заведения, специализирующиеся на тех или иных технических предметах. Обучаться в них будут те же ребята, что посещали до этого общеобразовательную школу, только теперь их главными предметами будут практические дисциплины, готовящие их к работе в широком спектре современного производства. Эти академии будут руководиться правлением, состоящим на паях из представителей частного сектора и общественности и будут частично спонсироваться бизнесом. Плата за учебу в сити-академиях взиматься не будет. По сути, эти академии будут являть собой профессионально-технические училища.
Однако и первому, и второму способу обучения отчасти не хватает одного важного компонента, необходимого для превращения овладевшего азами профессии в мастерового, – недостает учебы без отрыва от производства: учебы прямо в цехе, прямо в мастерской. Именно такого рода учебу обеспечивает для школьных выпускников новейшая программа профессионально-технической подготовки, с успехом работающая сегодня в Британии. Эта программа называется емко и выразительно – «Современный подмастерье». Именно в ней аккумулирован опыт наиболее оптимальной и эффективной подготовки будущих высококвалифицированных мастеров. Что же это за программа?
«Современный подмастерье», рассчитанный на молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет, являет собой схему, при которой работа и учеба слиты воедино. А именно: молодой человек приходит на производство или на предприятие сферы услуг (отель, ресторан), где ему начинают с первого же дня платить зарплату и одновременно бесплатно (!) обучают его всем секретам и навыкам избранной профессии. При этом уровень тренинга может быть разным: можно стать просто квалифицированным рабочим, можно – техником, а можно – менеджером. У каждой конкретной отрасли – свои программы и свой учебный план, разработанный с учетом специфики данного производства или бизнеса. При этом «подмастерью» не возбраняется повышать одновременно и свои теоретические «профильные» знания, посещая соответствующий колледж или тренировочные центры. Столь широким фронтом ведущаяся подготовка открывает довольно быструю дорогу к получению высокого квалификационного разряда – сначала 2-го, а затем 3-го и 4-го.
Однако обучают в рамках программы не только секретам профессии, но и тем сопутствующим сегодняшнему производству дисциплинам, без которых подмастерье не сможет претендовать на определение «современный»: информационным технологиям; математике; коммуникационным навыкам; умению разрешать проблемные ситуации; умению работать в коллективе.
Длится подготовка по программе «Современный подмастерье» от 12 до 24 месяцев. Продолжительность тренинга зависит как от индивидуальных способностей ученика, так и от требований его работодателя, а также от специфики данной конкретной отрасли производства или сферы обслуживания.
В каких отраслях готовят подмастерьев? Вот их примерный перечень: сельское хозяйство; строительство; торговля; финансы, страховой бизнес и недвижимость; медицинские учреждения; парикмахерские; полиграфия; отельный бизнес; транспорт; производство…
Кто платит за подготовку подмастерья? Его работодатель, готовящий таким образом рабочие и технические кадры для своего производства непосредственно на месте, то есть на собственном предприятии. Что выглядит очень мудро: выпестованный в собственном «гнезде» будет вписываться в производственную семью значительно лучше, чем пришедший со стороны. Ну а чтобы юный подмастерье в ходе учебы без отрыва от производства не переутомился, работодатель предоставит ему оплаченный отпуск минимальной продолжительностью в 20 дней.
Все ли британские компании взяли на вооружение программу «Современный подмастерье»? Не все. Но чтобы узнать, где именно можно получить работу с одновременной профессиональной подготовкой, достаточно позвонить в специальную справочную службу, которая даст на сей счет подробную информацию, при этом подобрав претенденту адреса, ближайшие к его месту жительства.
Выучиться на слесаря или парикмахера, электрика или служащего отельного бизнеса можно и в профильном колледже или на курсах. Так, чтобы стать, к примеру, квалифицированным водопроводчиком, нужно три года учиться, пройти дренажные работы, сантехнические и газовые. После чего потребуется сдать большое количество экзаменов, чтобы получить соответствующий разряд и свидетельствующий об этом сертификат, но, увы, подобная подготовка и экзамены уже будут удовольствием небесплатным, если только не найдется берущий на себя расходы спонсор. Вот почему бесплатная учеба, да еще и с получением зарплаты в рамках программы «Современный подмастерье», для британской молодежи выглядит весьма и весьма привлекательной, дающей возможность сразу же примерить выбранную специальность на себя и попробовать себя в деле.
Когда Кристина Бинт из Северного Йоркшира начала работать на полставки официанткой в отеле, она ни за что не поверила бы, что сможет сделать некую карьеру, поднявшись по служебной лестнице. «В школе мне не слишком-то легко давалась учеба, – рассказала Кристина, – видимо, я не из тех, кто способен на высокие академические результаты. И вдруг мой босс в отеле, где я начала работать, предложил мне заниматься по программе «Современный подмастерье». Мне тогда и в голову не могло бы прийти, что, пройдя эту программу, я смогу занять свою нынешнюю должность!» Сегодня Кристина Бинт – младший ассистент менеджера в отеле «Нью Саутлэндз». Она оказалась очень даже способной ученицей и, что называется, нашла себя. Что ж, совсем даже неплохой старт на пути, где становятся мастерами.
Лондон
Комментарии