В Вологодской области разработана и реализуется концепция воспитательной работы, которая на уровне России признана уникальной. Детей надо любить. В любви к ним не признается только уж совсем ленивый. Но любовь к детям может быть разной. Пассивной, когда ребенка гладят по головке, дают конфетку, тем и ограничиваются. И деятельной, когда ребенка берут за руку и ведут по разным маршрутам, обучая жизни так, что, когда отпускают руку, оказывается, ребенок и сам может стоять на ногах, шагать по тем дорогам жизни, которые выбирает, заботиться о тех, кто учил его. А самое главное – любить Родину, страну, в которой живет. На Вологодчине выбрали второй вариант и делают все, чтобы именно эта система воспитания стала самой успешной. Узнать, что это такое, отправились на Вологодчину корреспонденты «УГ».
О пользе мужского воспитания
Когда изучаешь концепцию воспитательной работы, которая реализуется в Вологодской области, невольно обращаешь внимание на то, что у нее – мужской характер. Не зря говорят, что нужны педагогике мужчины – они по-другому мыслят воспитательный процесс. В вологодских планах много сотрудничества взрослых и детей как реальной работы, в них удивительно цельно сливаются духовность и прагматика, разумно переплетаются туризм и школьное обучение. Когда мы спросили, кто стоял у истоков создания такой концепции, нам назвали одну фамилию – Поромонов, бывший руководитель областного управления образования, бывший вице-губернатор по социальным вопросам. Человек, который, к несчастью, погиб 5 лет назад – ехал в Москву на парламентские слушания по реформе образования и попал в автомобильную катастрофу. Молодой, энергичный, беззаветно любящий свое дело, больше всего на свете думающий о будущем детей. Нынче о чиновниках говорят разное, потому что они, чиновники, тоже бывают разными. Когда Поромонова хоронили и многие впервые попали в его квартиру, общее удивление было огромным. Оказывается, человек, входивший в областную администрацию, который очень много мог себе позволить, жил в очень скромной квартире, в обычном доме, где обшарпанный подъезд и запахи, какие обычно бывают в наших подъездах, в квартире, что в северные холода промерзает, где стоит самая простая и недорогая мебель, где самым большим богатством были рисунки и поделки, подаренные детьми, книги, фотографии родных. Говорят, после смерти вице-губернатора областные руководители обещали переселить его вдову в другую квартиру. Но когда мы приехали в Вологду, Галина Юрьевна Поромонова жила в той же квартире…
И жена его, товарищ – Поромонова
Блинчики Галина Юрьевна выпекала на особой сковороде – французской. Откуда сковорода – тоже разговор особый. Ее подарили Поромоновой ее ученицы, девочки, у которых она была когда-то классным руководителем в местном педагогическом училище. Из разговора о сковороде (вот как бывает!) получился рассказ о жизни педагогической семьи Поромоновых. Когда-то Галина Юрьевна, закончив школу, решила поступать на историко-педагогический факультет Костромского пединститута. В то время поступить на этот факультет можно было только по направлению ЦК или обкома комсомола. Галине дал направление Вологодский обком ВЛКСМ, ее будущему мужу Евгению – Эстонский ЦК комсомола. Так судьба помогла им встретиться там, где учеба была удивительной. Студенты в первые годы ходили в пионерских галстуках, изучали всю историю пионерской и комсомольской организаций, осваивали методику воспитательной работы не менее усердно, чем предмет, который в будущем предстояло преподавать, у них были свои гимны, свой театр, они учились вести работу по месту жительства учеников, всю область объездили со школами комсомольского и пионерского актива. Когда Галина Юрьевна закончила институт, ее направили, конечно, по месту жительства – на Вологодчину. Через год туда – по месту жительства и работы жены – приехал еще один выпускник – Евгений Поромонов.
Галина преподавала, а Евгений стал руководителем в системе образования сначала Череповца, потом и Вологды. В Вологде он начал возрождение всего того, чему его учили в институте, того, что было до поры до времени отринуто, забыто, но теперь оказалось так кстати. Сама Галина Юрьевна сначала была директором педучилища, а потом просто преподавателем и классным руководителем. Видно, хорошим руководителем, если и сейчас ее девочки, все ставшие учительницами, приходят к ней всегда – и трудную минуту, и в радостную. Отмечают все вместе дни рождения свои, дни рождения детей, свадьбы, просто праздники. Сценарий на свадьбу сына Поромоновых писали тоже они, роскошная свадьба получилась.
После смерти Евгения Анатольевича Галину Юрьевну пригласили на работу в областной Департамент образования. Она продолжает все начатое и задуманное мужем. Не одна – ее во всем и всегда поддерживают губернатор Вячеслав Позгалев и руководитель департамента Ирина Макарцева, что для успеха дела, конечно, очень важно. А еще есть у Галины Юрьевны десятки (а может, и сотни) педагогов-единомышленников Вологодчины. Может быть, потому, что Вологодский департамент так строит свою работу с учителями, что нет в их педагогической деятельности начальников и подчиненных. Все – единомышленники и коллеги. Как нам кажется, это и есть секрет успеха области в воспитательной работе.
Ни одной фальшивой ноты
В этом году детский музыкальный театр отметил свое десятилетие. Съехались, слетелись в Вологду студенты всех театральных вузов России, что начинали детьми свое творчество в этом театре. Театр этот – учреждение уникальное. Все в нем есть – и опера, и балет, и оперетта. А главное, соединились в нем основное и дополнительное образование, и дает этот союз очень высокий уровень подготовки. На спектаклях (была Лепешинская – очень хороший отзыв написала) никто никогда не говорит, что театр, мол, самодеятельный, детский. Да и как сказать о нем такое? Декорации, костюмы, как в профессиональных театрах; преподают исключительно заслуженные артисты; на всех конкурсах коллектив (а там около ста детей разного возраста) становится победителем или лауреатом. В прошлом году президент дал театру свой грант – 500 тысяч рублей. На деньги купили рояль и кое-что другое, очень нужное. Но самое главное – концепция воспитательной работы в этом учреждении стала победительницей федерального конкурса воспитательных систем. И эта победа заслуженная, потому что ребенка, работающего в театре, тут развивают не только в музыкально-творческом плане: ему дают очень глубокие знания по предметам, обучение в театре стало интегрированным, в процессе такого обучения самым естественным образом соединяются музыка и литература, иностранный язык и вокал. Не случайно именно в Вологодской области проводило недавно Минобразование конференцию «Дети. Театр. Образование», фестиваль «Волшебный мир сказки» для всех детских театров Северо-Запада.
Чистый родник народного творчества
А что происходит с теми, кто хочет заниматься искусством, но кого в оперный театр не тянет? Пожалуйста, для них есть самые различные кружки, секции, студии. Кто хочет, может заниматься классическим искусством. Мальчики, например, имеют шанс попасть в знаменитый хор Маргариты Недзельской, который был приглашен в прошлом году на XII Международный хоровой фестиваль во Францию и буквально покорил своим пением французский город Нанси. А кому по душе иное пение, тот может приобщаться к народной песне. Традиционный сбор любителей народной песни Департамент образования и Министерство культуры области проводили в прошлом году уже в тринадцатый раз. Проходил он летом у стен Троице-Гледенского монастыря в Великом Устюге. Причем вместе с праздником, который называется «Родники», организаторы проводили и семинар «Фольклор и молодежь», обсуждая проблемы творчества детских и юношеских коллективов. Участники дискуссии обратили внимание на то, что в последнее время пожилых певиц, которые традиционно считались продолжательницами и хранительницами народного пения, стало меньше. Зато существенно прибавилось молодых исполнительниц, детских хоров и студий. Тех, кто знаком с программами эстетического воспитания областной системы образования, такое не удивляло, потому что все хорошо знают, как органично эти программы вписываются, например, в общероссийскую «Сохранение и восстановление традиций народной культуры как основы развития села». Каждый год педагоги открывают творческие детские лагеря и там учат сельских школьников петь, танцевать, придавая их навыкам и умениям почти профессиональный уровень. Мы часто говорим, что в селах много пьют. А вот в селах Вологодчины много поют и танцуют. Чего стоит, например, хор села Пожарище Нюксенского района! Руководит им удивительный энтузиаст Олег Коншин, который объединил в хоре и трехлетних малышей, и чуть ли не столетних старушек. А в селе Воскресенское есть свой фольклорный ансамбль. Так что не замолкнет на Вологодчине народная песня.
Не берестой единой
Галина Юрьевна Поромонова очень хотела показать нам все достопримечательности Вологды, а мы пристали к ней с просьбой – хотим побывать в школе традиционной русской культуры, потому что много хорошего слышали о ней еще в Москве. Галина Юрьевна сдалась, и мы с немалым трепетом вошли в маленький домик, который отведен специально под детское творчество. Удивительная эта школа, где занимаются более пятисот детей – и как только помещаются они здесь, и, что удивительно, вместе с родителями, – которые приходят сюда с немалым удовольствием. Программа построена так: сначала дети изучают русскую культуру, традиции, а потом каждый из них выбирает свое направление. Кто-то танцует, кто-то поет, кто-то отдает свое время и душу народному творчеству, занимается ткачеством, берестоплетением, резьбой по дереву. Собрали много разных сувениров, исторических материалов, записей о традициях, обычаях, все привезенное обрабатывается так, как принято в музейной практике, и бережно хранится. В школе русской культуры есть уже большая библиотека, архив.
Одно и самых интересных помещений в школе – большая комната, где проходят праздники. Расписывали стены сами дети, причем роспись эта традиционная, вологодская, такой в других регионах не сыщешь. Цвета солнечные, яркие – черного цвета нет совсем. Чтобы так рисовать – а раньше расписывались подобным образом и стены в избах, и прялки, и посуда, и кухонная утварь, – надо учиться. Но зато радостная комната получилась в результате, праздничная. Не случайно в этой комнате уже несколько раз меняли деревянные полы: тут ребята с родителями пляшут чисто по-русски, с дробным перестуком, с топотанием. Вокруг праздничной комнаты – мастерские-классы. Здесь дети учатся, например, росписи. На стенах висят традиционные доски, найденные в летних экспедициях, на них, кстати, очень часто попадается лев, символ мужественности русских людей. Есть много изображений и других различных животных. Но вот что интересно, нынешние дети очень много своего добавляют в искусство росписи, доски и те делают разной формы: не только стандартной прямоугольной, но и в виде круга, груши, яблока, пряника и так далее. А еще увлекаются ребята берестоплетением, изготавливают валенки, лапти, в которых чувствуют себя легко и свободно, расписывают различные деревянные изделия – матрешки, чаши, вазы, из лозы делают очень красивые корзины. В школе очень долго собирали самые различные костюмы, эскизы старинных нарядов, в которых щеголяли бабушки и прабабушки. Теперь здесь есть даже выкройки этих костюмов, дети делают их сами, и, когда случаются в области праздники, в таких одеяниях выходят люди на улицу. Ребята рассказывают, что, когда вологжане надевают такую одежду, у них даже лица другими становятся – более одухотворенными. А для них самих детское творчество потом становится способом выживания: например, в вологодской школе-интернате изготавливаются сувениры. Ими торгуют в собственном магазине. И ребятам интересно, и прибыль, какая-никакая, а есть.
Что почем и как вписаться в рынок?
«Меня интересуют в плане трудоустройства старшеклассники, – признается Галина Юрьевна. – Для них мы летом открываем лагеря труда и отдыха, для которых ищем деньги, вступая в сотрудничество с другими департаментами. Например, с департаментом природных ресурсов стали организовывать детские лесничества – высаживать елочки, расчищать лесные территории. Департамент за это детей премирует, дает деньги для проведения слетов, для организации других лагерей. Работаем мы и с агропромышленным департаментом. Например, ведем много самых разных работ по растениеводству».
Ну скажите, почему им интересно исследовать, как количество ростков влияет на развитие свеклы? Или, например, другое, на станции юннатов вырастили 40 видов картофеля, а одна девочка из одной картофелины получила уйму картофелин нового урожая. Дети учат взрослых, как, обходясь малыми площадями, выращивать много овощей. Кстати, Галина Юрьевна и сама общему азарту поддалась: посадила у себя на участке 54 картофелины и получила аж 4 мешка отборной картошки. Впечатляет, что и говорить. Так что ребят учат осмысленно работать, а не только торговать, как в других регионах, увлекающихся внешней стороной рыночных реалий. В прошлом году 18 тысяч старшеклассников трудились по договорам, которые подготовили биржа труда при комитете по делам молодежи, комитет по труду и занятости.
История, которую помнят
Каждое лето в экспедиции выходят отряды под общим названием «Этнограф». Дети занимаются сбором исторических материалов, ведут археологические раскопки. Собранный материал детям помогают обрабатывать ученые, потом эти материалы востребованы на уроках истории, географии, литературы. В этнографических лагерях дети изучают краеведение, на практике осваивают историю родного края. Один из лагерей занимается восстановлением парка в бывшей усадьбе Батюшковых. В двадцати километрах от Вологды находится еще одно имение Покровское, принадлежавшее некогда древнему роду Брянчаниновых. Это имение знатоки относили к одной из лучших усадеб России. Род Брянчаниновых много потрудился во славу Отечества. Из этого рода происходил российский Златоуст – святитель Игнатий, епископ, богослов, автор знаменитого труда «Аскетические опыты». В 1988 году Игнатий Брянчанинов был причислен к лику святых. Вологодские дети сегодня восстанавливают в Покровском бывший знаменитый поместный парк. Время от времени в усадьбы наведываются бывшие владельцы. Они очень довольны тем, что сохраняется память об их роде, о том, как были устроены усадьбы. Говорят, однажды бывшие владельцы дружно плакали, увидев восстановленные детьми клумбы: они были точь-в-точь как когда-то в их детстве.
Издалека долго течет вода. Какая и куда?
Правда, в имениях работают не совсем этнографические, скорее экологические отряды. Это сегодня, пожалуй, самое успешное направление детского творчества. Занятие конкретным делом – практической экологией – позволило детям создать «Красную книгу Вологодской области», куда были внесены все редкие растения и животные, которые необходимо сохранить. Все это, как и многое другое, предусматривает программа экологического воспитания, которая логично стала законом области. Руководит этой работой профессор Вологодского педуниверситета Людмила Алексеевна Коробейникова, которая и разработала принципы вовлечения в эту работу ребят от детского садика до вуза. Уже есть существенные успехи. Например, детские экспедиции изучали состояние рек и озер Вологодчины, эти исследования стали основой областной программы улучшения снабжения населения водой. В прошлом году в Нюксенском районе была проведена межрайонная школа практической экологии, которой руководили преподаватели кафедр ботаники и физической географии Вологодского госпедуниверситета. По идее преподаватели должны были учить школьников, но юные экологи удивили профессуру. Во-первых, тем, что нашли венерин башмачок, занесенный в Красную книгу, эспарцет, который встречается так редко, что ученые своим глазам не поверили, что такое есть на Вологодчине. Сегодня, когда проводится экскурсия в Кирилловском районе, туристам обязательно показывают очень редкие цветы – северные орхидеи, очень уникальные.
Трудных детей нет, есть те, кто лишен внимания
Трудные дети – дети исключительные? А мы с вами разве простые? Каждый из нас по-своему труден. И для семьи, и для общества, и для государства. Поэтому на Вологодчине считают, что трудных детей нет, есть те, кто оказался лишенным внимания. Поэтому их-то охватывают работой как могут. Под Череповцом летом работает уникальный лагерь, в котором половина – воины-афганцы, участники чеченской операции, туристы со стажем, а половина – так называемые трудные дети, которых здесь никто так не называет. А зачем? После работы в лагере они превращаются в обычных мальчишек и удивляют своих педагогов новым обликом и примерным поведением, становятся лидерами в своих школах, получив заряд энергии, доброделания. Разные лагеря есть для таких детей. В одном, например, придумали такое: если кто-то скажет матерное слово, то должен отнести его за три километра и закопать на матерной поляне. Один раз сбегают, другой, а в третий уже не захочется ругаться. Правда, здорово?
Сегодня в Вологодской области готовятся к новому летнему сезону. И снова будут в области работать десятки очень интересных лагерей. Отдыха, труда, исследований и творчества. «Ловитва», «Хрустальный горизонт», «Азимут» и другие. Откроются палаточные лагеря в лесах по берегам рек, начнется на природе туристическая и краеведческая работа, будут осваивать пение и танцы сельские и городские подростки, попытаются обойтись без воспитателей-организаторов сироты из детских домов и интернатов (они быстрее взрослеют и умнеют, когда воспитатели только наблюдают за их жизнью на природе, а не вмешиваются каждую секунду). Загремят «Зарница», «Школа спасателей», заработает «Школа выживания». Да мало ли что еще будет придумано и опробовано педагогами области в это грядущее лето.
По законам туризма и экскурсий
Напоследок заезжаем туда, где находится центр всей организационной работы, – в областной центр туризма и экскурсий. Людмила Алексеевна Минаева смущенно ахает: «У нас здание старое, неремонтированное!» Но мы на это не обращаем внимания. Гораздо интереснее посмотреть детские альбомы, фотографии лагерей, туристических походов, узнать, как много взрослых туристов не чураются работы с ребятами на слетах, на различных праздниках. Работа центра, где в кружках занимаются более 500 школьников, расписана на весь год. В мае – областной тур-спортслет памяти Вячеслава Соколова, в июне – областной слет туристов-экологов и соревнования учащихся по туристическому многоборью, а там профильные лагеря, слеты, конкурсы, олимпиады, конференции и так далее.
«Воспитательная работа не терпит перерывов, – сказала на прощание Галина Юрьевна Поромонова. – Если мы хотим чего-то добиться, если хотим, чтобы все наши дети выросли настоящими гражданами, стали людьми, работать надо постоянно».
Трудно не согласиться с этим.
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Воспитание – тоже ткачество. Галина ПОРОМОНОВА
Привыкли руки к топорам, а работа совсем не топорная
Искусство росписи. И вчера, и сегодня радует глаз
Комментарии