Принимая во внимание социальный запрос родителей, чьи дети имеют ограниченные возможности здоровья, на обучение их детей в общеобразовательной школе, находящейся в непосредственной близости от дома, школа №1961 в 2005 году начала работу по созданию модели инклюзивного образования.
Для того чтобы принять в школу детей со сложными проблемами здоровья, совместно со сторонними заинтересованными организациями была проделана большая подготовительная работа. Российский университет дружбы народов оказал помощь в подготовке педагогического коллектива школы к работе со сложными детьми. Для учеников и учителей школы сотрудники «Перспективы» проводили уроки доброты, чтобы помочь преодолеть непонимание и предрассудки в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Честно говоря, далеко не сразу все педагоги школы оказались готовы принять саму идею инклюзивного образования. РООИ «Перспектива» организовала поездки сотрудников школы в Армению, Германию, Великобританию для изучения имеющегося там опыта инклюзивного образования, постоянно проводит семинары, встречи с иностранными специалистами в области инклюзивного образования. Школе было оказано содействие в оборудовании доступной среды для обучения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. За счет бюджетных средств, выделенных Управлением образования Юго-Западного округа, в школе появились лифт-подъемник, поручни для незрячих детей. За счет привлеченных средств благотворительных организаций для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата переоборудован туалет, сделан переносной пандус. При поддержке благотворительной организации «Камминз» оснащен ресурсный центр. Местное отделение партии «Единая Россия» района Южное Бутово приобрело для школы комплект технических средств для оборудования рабочего места психолога.Поначалу школа приняла желающих детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные классы на очную форму обучения во все классы, но через некоторое время стало понятно, что это нецелесообразно. Учащимся старших классов, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, оказалось слишком сложно переступить порог класса не столько в силу препятствий пространства, сколько в силу собственной психологической неготовности к обучению в среде здоровых сверстников после длительной изоляции в домашних условиях или обучения в интернате. Они предпочли надомную форму обучения и общение только с преподавателями или дистантное обучение через Интернет. Учащиеся среднего школьного возраста, имеющие психофизические нарушения, также с трудом могли вписаться в школьный и классный коллектив. Лишь учащиеся младших классов не испытывали особых проблем в обучении совместно с нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, нам пришлось скорректировать свою работу, поскольку для себя мы сделали вывод, что начинать инклюзию необходимо именно с младших классов школы, а еще лучше – с дошкольной подготовки в группе «Родничок», чтобы дети с проблемами здоровья более успешно могли адаптироваться в среде здоровых сверстников. В 2007 году в школе открыли инклюзивный 1-й «А» класс (учитель Т.Тарасова), в который были включены 4 ученика с особыми потребностями в обучении. Специально для этих детей в классе работает педагог сопровождения, помогая этим детям преодолевать возникающие трудности в обучении. Опыт показывает, что дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке могут активно участвовать не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе, в праздниках и концертах, могут петь, читать стихи и исполнять роли, без стеснения получать в награду не сочувственные взгляды, а аплодисменты зрителей. В 2006 году группа наших учащихся с проблемами здоровья и здоровых детей участвовала в международном проекте «Строим мосты. Фотоаппараты в руках детей». Разбившись на пары, в каждой из которых был ребенок с нарушениями здоровья, они фотографировали интересные сюжеты в Москве. Итогом проекта стала фотовыставка детских работ в мэрии Москвы, затем в посольстве США. Большую помощь школе также оказывают родители детей с проблемами здоровья. Они активно помогают не только своим детям, но и другим учащимся класса, организуют эффективную работу родительского комитета, оказывают содействие в ремонте класса и другую посильную помощь.В 2008 году инклюзивный класс продолжил свою работу, учащиеся успешно перешли во 2-й класс, а в новом 1-м «А» классе (учитель Д.Неклеенова) начали обучение еще три ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.С развитием инклюзивного образования выявилась еще одна проблема, которую пришлось решать педагогам школы. В рамках эксперимента появились дети со сложными нарушениями психофизического здоровья (синдром Дауна, ранний детский аутизм, задержка психического развития). Эти дети также имеют право на обучение. Они нуждаются в развитии коммуникативных способностей, в воспитании в речевой среде с целью формирования речевой готовности, в коррекционной психолого-педагогической помощи. Главное, что может и должна дать школа этим детям, – позитивную социализацию в обществе через процесс обучения и общения с другими детьми. Конечно, эти дети не могут прийти в общеобразовательный класс, поэтому специально для них созданы классы «Особый ребенок» – 1-й «В» (учитель А.Будагаева) и 2-й «В» (учитель Ю.Киося). Специалисты региональной благотворительной организации «Центр лечебной педагогики» организовали обучение наших педагогов и регулярно проводят консультации специалистов, работающих в этих классах.Количество детей в таких классах не превышает 5 человек. В классе работают учитель, педагог сопровождения – психолог, логопед. Занятия проводят по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Кроме того, возможны организация занятий по социально-бытовой ориентировке на базе кабинета материальных технологий «Хозяюшка» и включение подготовленных учащихся классов «Особый ребенок» в уроки обслуживающего труда, физкультуры и музыки в параллельные классы коррекционно-развивающего обучения (КРО).Имеющийся опыт формирования модели инклюзивного образования и обучения «особых детей» доказывает, что общеобразовательная школа, несмотря на недостаточность или же полное отсутствие нормативно-правовых документов, регламентирующих этот вид работы, может успешно осуществлять инклюзивное образование детей с проблемами здоровья, а также детей со сложными нарушениями психофизического развития в классах «Особый ребенок». Для этого нужны прежде всего добрая и очень сильная воля руководителя школы, способного подобрать себе ответственных помощников и единомышленников, высокий профессионализм учителя, проявляющийся в понимании проблемы и действенной любви к детям, помощники на нелегком пути внедрения в практику общеобразовательной школы инклюзивного образования обязательно найдутся. С 2007 года муниципалитет района Южное Бутово, местное отделение партии «Единая Россия» (район Южное Бутово) и благотворительная организация «ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ» проводят на базе школы ежегодный благотворительный праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в нашем районе.Если наше общество научится не прятать подальше от глаз неудобную проблему адаптации людей с ограниченными возможностями, а решать ее в интересах человека, ребенка, семьи, столкнувшихся с трудной жизненной ситуацией, то от этого все мы только выиграем. Мир вокруг нас станет добрее и лучше, и жить в нем будет хорошо и спокойно всем, ведь каждый человек будет знать: если с ним случится беда, на помощь придут люди.А.КИОСЯ, директор школы №1961;М.МЕЛЬТЮХОВА, координатор инклюзивного образования, учитель школы №1961
Комментарии