search
main
0

Есть совет заместителей

​Еще относительно недавно, на начальной стадии становления государственно-общественного управления образованием, необходимость участия общественности в управлении образовательными учреждениями и системами приходилось обосновывать и доказывать с опорой на опыт развитых стран и прошлый опыт России, а также на логику развития системы образования и перспективные цели. В последнее время идея государственно-общественного управления стала настолько популярна, что практически никто не сомневается в его необходимости.

Дело даже не в норме закона, предусматривающей этот принцип управления образованием, хотя это тоже очень важно. Главное – уже сформировалось субъективное ощущение, даже убеждение, что общество должно участвовать в принятии решений в сфере образования, с этим утверждением уже редко кто спорит. Спорят чаще всего о подходах к этой проблеме, о механизмах реализации. Однако именно на этом этапе опять возникает первоначальный вопрос: зачем нужно государственно-общественное управление образованием?Сегодня в системе образования страны все шире разрабатывают модели перехода от государственно-административной к государственно-общественной системе управления образованием. Поэтому как никогда необходимы профессиональные общественные советы, которые бы решали актуальные проблемы, возникающие как у отдельных заместителей директоров, так и у всего управленческого аппарата, определяли общий взгляд управленцев на решение проблем развития столичного образования, взаимоотношений с исполнительной и законодательной властью. Новые парадигмы предписывают управление, основанное на принципах гуманизации и демократизации отношений между участниками управленческих процессов и значительном повышении роли общественных начал. В Законе «Об образовании в РФ» в качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений.Возникла дилемма: либо ожидать положительных результатов реформирования государственной власти и уже затем приступать к укреплению своих институтов, либо, не откладывая в долгий ящик, активнее развивать общественные формы управления. Второй путь явно предпочтительнее. Чтобы не допустить усиления и без того имеющегося диспаритета с государством отнюдь не в свою пользу, обществу лучше пойти по этому пути и развивать систему самоуправления. В этой ситуации и произошло создание в Южном округе окружного общественного совета заместителей директоров.Содержание общественного управления составляет деятельность по следующим направлениям: – выработка единых подходов к реализации концепций и программ развития системы образования округа и районов, обсуждение и обобщение общественных инициатив;- разработка и реализация единого календарного плана совместных мероприятий и акций управления образования, районных управ и межрайонных советов директоров образовательных организаций;- распространение информации, содействие в открытости и публичности в деятельности образовательных комплексов;- содействие объективности при оценке качества общего образования в Южном округе в форме общественного контроля и наблюдения.С января 2015 года окружной общественный совет заместителей директоров начал активную работу. Совместно с председателями межрайонных советов директоров проведены встречи с заместителями директоров всех образовательных комплексов Южного округа. На этих встречах рассматривали такие вопросы:  – выработка рекомендаций по повышению эффективности работы и предупреждению неуспешности обучающихся в рамках реализации внутришкольного мониторинга качества образования;- современное понимание реализации преемственности на всех уровнях образования.По инициативе окружного совета состоялся круглый стол заместителей руководителей «Аналитическая деятельность заместителя директора по УВР в условиях образовательного комплекса». Это был серьезный разговор, диалог профессионалов, в рамках которого состоялось обсуждение статей заместителя руководителя Департамента образования Татьяны Васильевой «Как удержать высокую позицию в рейтинге?» («УГ-М» №10, 10.03.2015) и Марианны Лебедевой «Зачем школе заместитель руководителя: мифы и реальность» («УГ-М», № 4, 27.01.2015). Все заместители директоров согласились с тем, что качественный скачок возможен только при творческом и профессионально выверенном подходе к сложению сил на всех уровнях, начиная с дошкольной ступени образования. По своему опыту работы заместителя директора по УВР знаю, что на отдельно взятой ступени образования (например, в старшей школе) НЕВОЗМОЖНО сконцентрировать и централизовать усилия в рамках ФГОС. Человек, отвечающий за содержание образования, обязан не только быть в курсе того, что происходит на предыдущем и последующем уровнях, но и быть участником, в какой-то мере разработчиком системных подходов. Конечно, такого конвергентного завуча надо освободить от иных функций, чтобы дать ему сосредоточиться на всей линейке содержания образовательного процесса.Справедливо заметил министр образования Москвы Исаак Калина: «Школы должны в самом деле приобрести свободу за счет очень серьезной модернизации внутришкольного управления, прекращения содержания внутришкольных чиновников… У школ есть возможность сформировать команды играющих тренеров, при этом будет ограниченное количество администраторов».Для того чтобы высвободить время для решения стратегических задач развития, руководители просто вынуждены делегировать часть своих полномочий на нижние уровни управления, включать в том числе и общественные структуры в качестве субъектов принятия решений.Таким образом, привлечение общественности – это ресурс более эффективного управления в условиях его нарастающей сложности, механизм реальной разгрузки администрации школ. Создание общественного совета – еще один шаг в рамках политики открытости, которую реализует Департамент образования, и мы надеемся, что окружной совет заместителей директоров станет живым и саморазвивающимся органом, корректирующим свои цели и задачи. Главное, чтобы он стал влиятельной профессионально-общественной структурой, состоящей из заместителей руководителей.Надежда ЛАРЬКИНА, заместитель директора по УВР гимназии №1579, председатель общественного совета заместителей директоров по УВР образовательных организаций ЮАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте