Одно из основных направлений федеральных государственных стандартов нового поколения – ориентирование выпускников современной школы на получение практико-ориентированных знаний, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни.
Типичная последовательность «объяснение – усвоение – самостоятельное действие», принятая в традиционно организованном обучении, на современном этапе обучения принимает другой вид: «самостоятельное действие – усвоение – объяснение». Эта особенность реализуется в научно-проектной деятельности учащихся гимназии №1587 и всех общеобразовательных школ одного из шестнадцати районов Южного округа – Братеева – при координации работы межшкольного научного общества.Проектные исследования идут по социальным, экологическим, политическим проблемам, при этом ребята предлагают их решения, ведут также теоретические, экспериментальные разработки в области естественных и гуманитарных наук. Особенности проектной работы в межшкольном научном обществе – использование учащимися преимущественно первоисточников – например, в гуманитарной сфере – оригинальных текстов и документов, а на уроках естественного цикла – эксперименты. Такой вид умственной деятельности помогает осуществить межпредметные связи или, как это названо в стандартах нового поколения, метапредметный подход.При выполнении проектной работы у учащихся формируется умение работать в сотрудничестве, развиваются менеджерские умения и навыки, коммуникативные способности, а также презентационные умения. Старшеклассники познают на практике искусство презентации. К учащимся приходит осознание престижности занятия наукой, создаются условия для социальной успешности каждого ученика. С тем, что это актуально для современной школы и будущего страны, согласится каждый из нас.Межшкольное научное общество начиналось на базе одной школы в 2005 году как школьное научное общество «Умники и умницы» при поддержке психологической службы методического совета гимназии №1587. Через год это направление объединило уже 10 школ района Братеево. Тогда был выбран совет общества, главной задачей которого была подготовка и проведение межшкольной конференции «Перспектива творчества». С тех пор принято Положение о межшкольной научно-практической конференции школ Братеево «Перспектива творчества», где указаны цель и задачи конференции, учредители, порядок проведения конференции и оценивания работ. На сегодняшний день проведено 5 конференций, где представлены 343 ученические работы, всего в пяти конференциях приняли участие 653 учащихся школ района Братеево. Для обмена опытом работа межшкольного научного общества была представлены в 2011 году на межрегиональном семинаре содружества школ личностно ориентированного образования в городе Североуральске.С 2005 года работу межшкольного научного общества «Братеево – Синергия» возглавляет учитель географии гимназии №1587 Людмила Курбатова, которая работает в тесном контакте с лабораторией предметов естественно-математического цикла методического центра Южного окружного управления образования. С каждым годом желающих заниматься творческой деятельностью исследовательского характера становится больше, что отрадно, проектные работы становятся более качественными. Все это влияет на рост профессиональной компетенции учителей, на обеспечение результативного процесса образования, появляются новые возможности раскрытия учителем способностей ученика, новые формы сотрудничества ученика и учителя. Все это влияет на развитие системы выявления и поддержки одаренных, талантливых и высоко мотивированных учеников, что соответствует стандартам московского образования.Р.ХАБИБУЛЛИН, методист МЦ Южного округа, лауреат премии Правительства Москвы в области образования
Комментарии