search
main
0

Есть потенциал Далеко не все регионы полностью используют возможности договоров и соглашений

19 декабря 2002 года на заседании президиума ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ был рассмотрен вопрос “О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г.Санкт-Петербурге”.
Пристальное внимание ЦК профсоюза к проблеме развития социального партнерства в отрасли вызвано следующими причинами. Во-первых, 1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс РФ, в котором впервые появился раздел, полностью посвященный социальному партнерству. Законодателем серьезно повышена роль коллективного договора как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения в учреждении, на него содержат ссылку более ста статей ТК РФ.
Во-вторых, федеральные органы власти все больше полномочий стараются передать на региональный и даже муниципальный уровень (в установлении уровней ставок и окладов, надбавок, в предоставлении коммунальных льгот сельским учителям, в определении порядка проведения аттестации педагогических кадров и др.).
В таких условиях необходимо активизировать работу территориальных организаций по колдоговорному регулированию, чтобы подготовить профсоюзный актив профессионально и грамотно отстаивать социально-трудовые права работников образования на региональном, территориальном и локальном уровнях.
Новгородская, Псковская, Ленинградская области и Санкт-Петербург были выбраны для изучения в первую очередь потому, что в территориальных организациях профсоюза Северо-Западного федерального округа, к сожалению, недостаточно развито договорное регулирование социально-трудовых отношений. Территориальные соглашения заключены в 67% районов и городов (по России – в 87%) и лишь в 55% учреждений – коллективные договоры (по России – в 74%).
Благодаря помощи руководителей территориальных организаций Валерия Денисова, Юрия Андреева, Владимира Кузнецова и Андрея Кашаева специалистам ЦК профсоюза удалось сделать определенный срез практики социального партнерства в этих регионах.
Наиболее последовательно и результативно оно развивается в Новгородской области. В Псковской области из-за дефицита средств в региональном и местных бюджетах затруднено создание равномерной структуры социального партнерства, хотя территориальный комитет профсоюза прилагает немало усилий для решения этой задачи.
В Ленинградской области и Санкт-Петербурге, довольно благополучных в финансовом плане регионах, теркому не удается создать целостную структуру договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования. На наш взгляд, это происходит из-за отсутствия планомерной аналитической и статистической работы в области социального партнерства.
Немаловажный фактор в успешном развитии социального партнерства – информированность районных (городских), первичных организаций и рядовых членов профсоюза о деятельности его центральных органов, используемых методах и результатах работы, а также повышение культуры ведения социального диалога.
Современный уровень сложности задач в сфере социального партнерства требует совершенствования кадровой работы в обкомах и райкомах профсоюза. Сейчас только около половины территориальных комитетов имеют в штате юристов. Практически в большинстве регионов в аппарате областных и республиканских комитетов профсоюза работают
3-4 человека при большом количестве неосвобожденных председателей рай(гор)комов.
Надеемся, что знакомство с практикой работы территориальных организаций Новгородской, Псковской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга поможет вам в проведении коллективных переговоров и построении эффективной системы социального партнерства на всех уровнях.

Татьяна КУПРИЯНОВА,
секретарь ЦК профсоюза

Новгородская область

Социальное партнерство в Новгородской области в сфере образования начало развиваться с 1991 года. Первое региональное соглашение было подписано в 1992 году. Особенно сложным был период 1995-1996 годов, когда в условиях децентрализации финансирования власть стала уходить от ответственности за своевременную и полную выплату заработной платы работникам, за финансирование учреждений, с трудом шла на переговоры с профсоюзом.
Определенную помощь оказали российско-шведские семинары, проводимые в области с 1997 года в рамках совместного проекта Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Профсоюза учителей Швеции по подготовке работников для ведения коллективных переговоров. Эти семинары дали новый импульс развитию социального партнерства в регионе: в 18 из 19 сельских районов были заключены территориальные соглашения.
Существующая сегодня в сфере образования области система социального партнерства включает в себя три уровня: региональное соглашение на 2001-2002 гг., территориальные соглашения (18, или 82%), коллективные договоры образовательных учреждений (442 из 539 первичных организаций или 82%).
По данным статистических отчетов ТДК-2, в Новгородской области наблюдается устойчивый рост количества заключаемых территориальных соглашений и коллективных договоров:
колдоговоров территориальных
соглашений
1998 г. 33% 50%
1999 г. 51% 68%
2000 г. 66% 73%
2001 г. 82% 82%

С 1998 года действует областной закон “О социальном партнерстве”. Отдельными актами органов государственной власти Новгородской области установлены определенные гарантии и льготы для работников образовательных учреждений.
В связи с принятием Трудового кодекса РФ в адрес руководителей предприятий, организаций, учреждений и председателей профсоюзных комитетов области было направлено письмо за подписью губернатора, президента областного Союза промышленников и предпринимателей, председателя областной федерации профсоюзов, в котором отмечается необходимость активизации работы по заключению и реализации коллективных договоров и соглашений.
Обкомом направлен во все первичные организации макет коллективного договора, разработанный на основе аналогичного макета ЦК профсоюза.
Региональное отраслевое соглашение, заключенное между комитетом образования области и областной организацией профсоюза на 2001-2002 год, в основном повторяет структуру федерального ОТС и закрепляет установленные федеральным законодательством социальные гарантии и льготы, не устанавливая новые.
Более конкретный характер носят территориальные соглашения, которые содержат дополнительные гарантии и льготы для работников образования.
Так, в Боровичском районе области практика социального партнерства в сфере образования существует с 1992 года.

Статфакт
В г.Боровичи и Боровичском районе работают 32 дошкольных учреждения, 19 средних и 5 основных общеобразовательных школ (в том числе 13 городских, 11 сельских и одна вечерняя). В них работают 1894 педагога, 1635 из которых входят в профсоюз (86,3%).

На сегодняшний день действует зарегистрированное территориальное соглашение между администрацией г.Боровичи и района, Боровичским отделом образования и городской организацией профсоюза на 2001-2003 гг. Оно соответствует требованиям действующего законодательства, содержит положения по экономике и управлению образованием, оплате труда, по правовой защите работников и гарантиям права на труд, по режиму рабочего времени и времени отдыха, по социальным гарантиям и льготам, охране труда, по гарантиям прав профсоюзных органов и членов профсоюза и др.
В частности, соглашение предусматривает доплаты лицам, занятым на работе с тяжелыми и вредными условиями труда, в размере от 12 до 24% тарифной ставки.
Медицинским работникам образовательных учреждений полагаются надбавки за непрерывный стаж работы: за первые три года – 20% от ставки, за последующие – 30%. Установлены выплаты учителям, подготовившим победителей городских предметных олимпиад, а также призерам регионального конкурса профмастерства: за 1-е место – 1000 рублей, за 2-е – 750 рублей, за 3-е – 500 рублей.
По результатам промежуточных итогов выполнения Программы развития системы образования г.Боровичи и Боровичского района на 2001-2005 годы педагогическим и руководящим работникам выплачиваются премии от 500 до 3000 рублей, что также закреплено в соглашении.
Кроме того, предусмотрена доплата педагогам, проживающим в городе, за проезд к месту работы в сельской местности.
Выпускникам педагогических вузов и ссузов выплачиваются единовременные пособия до шести окладов на обзаведение хозяйством, допускается повышение разряда оплаты труда: с высшим образованием – до 11-го разряда, со средним – до 10-го разряда ЕТС.
В соответствии с соглашением работники имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск: врачи и библиотекари – 12 дней, председатели профкомов – 5 дней, работающие без больничных листов – 3 дня за каждое полугодие и др.
Вместе с тем некоторые положения территориального соглашения не выполняются в полном объеме. Например, на практике учителя получают зарплату один раз в месяц, а не два, как заложено в соглашении. По словам первого заместителя главы администрации г.Боровичи и Боровичского района А.И.Агафонова, местный бюджет формируется сложно, хотя район недотационный. Если раньше из 100% собираемых налогов в местной казне оставалось 65%, сегодня – только 40%, и обеспечивать выплату заработной платы бюджетникам за счет собственных доходов становится все труднее.
Коллективные договоры заключены в 93% образовательных учреждений (в 2001 г. – в 84,3%).
Так, коллективным договором школы деревни Егла на 2002-2005 годы, составленным по макету ЦК профсоюза, предусмотрены дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в связи со свадьбой, проводами детей в армию, похоронами, а также отпуска с сохранением заработной платы – неосвобожденному председателю профкома, ответственным за работу с опекаемыми и неблагополучными детьми, работающим без больничных листов и др.
Один из наиболее проработанных коллективных договоров с дополнениями и приложениями действует в 1-й школе г. Боровичи. Он содержит конкретные обязательства обеих сторон по всем направлениям. Например, в нем предусмотрены даже доплаты учителям, участвующим в эксперименте по единому государственному экзамену. За каждого ученика, сдающего ЕГЭ, педагог получает дополнительно 2% от суммы, начисленной за уроки по предмету. Ни на федеральном, ни на региональном и территориальном уровнях таких доплат вообще не предусмотрено!
Работникам школы, имеющим почетные звания и награды, установлены надбавки в размере 10% от 14-го разряда ЕТС. До 30% должностного оклада составляет доплата учителям, получающим вторую педагогическую специальность или высшее педагогическое образование.
Тем не менее в целом профкомам не удается избегать декларативности. Так, коллективный договор школы N 8 г.Боровичи практически не содержит дополнительных социальных льгот и гарантий для работников по сравнению с действующим законодательством.
Большинство положений коллективного договора школы деревни Егла механически перенесены из макета ЦК профсоюза без детальной проработки с учетом особенностей образовательного учреждения. Например, пункт 5.13.2 гласит: “Предоставлять педагогическим работникам не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы длительный отпуск сроком до одного года в порядке и на условиях, определяемых учредителем и уставом учреждения”. Было бы правильнее прописать в коллективном договоре сам процесс разработки и утверждения условий и порядка предоставления такого отпуска.
Не всегда прослеживается преемственность коллективных договоров с районным соглашением, а районного – с региональным. Отсутствуют планы по реализации и контролю за принимаемыми сторонами обязательствами.
Районные и первичные организации недостаточно информированы о деятельности центральных органов профсоюза в области социального партнерства. Первички практически не подписываются на газету “Мой профсоюз”.

Ленинградская область

На сегодняшний день социальное партнерство в сфере образования Ленинградской области представляет собой трехуровневую систему. Она состоит из регионального соглашения на 2001-2003 годы, 17 территориальных соглашений (71%) и 211 коллективных договоров образовательных учреждений (24%).
Соглашение на 2001-2003 годы, заключенное между Комитетом общего и профессионального образования правительства Ленинградской области и территориальным комитетом профсоюза, затрагивает вопросы контроля за выполнением региональной целевой программы “Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы”, охраны труда, оплаты труда и финансирования образовательных учреждений, социальной защиты, аттестации педагогических кадров.
Например, в нем предусмотрено продление срока действия квалификационных категорий, упрощена процедура аттестации для некоторых категорий работников.
Однако в большинстве своем положения регионального соглашения не содержат конкретных обязательств по повышению социального статуса педагогов, не установливают для них дополнительных социальных гарантий и льгот по сравнению с федеральным законодательством.
К примеру, пункт 2.1.1. соглашения обязывает территориальный комитет профсоюза “обращаться в законодательные и исполнительные органы власти всех уровней по вопросам законодательства об оплате труда и приведения ЕТС в соответствие с законами РФ “Об образовании” и “О прожиточном минимуме”, однако он не имеет никакого практического продолжения и результата.
В пункте 3.3.2. говорится о том, что гарантии и обязательства, включенные в соглашение, являются минимальными и не подлежат снижению при заключении территориальных соглашений и коллективных договоров.
Между тем в документах районного уровня отсутствует большинство положений регионального соглашения, в том числе тех, которые носят практический характер, например по вопросам аттестации педагогических кадров.
Соглашение Гатчинского района Ленинградской области на 2002-2004 годы составлено в соответствии с Трудовым кодексом РФ и содержит некоторые рекомендации по закреплению дополнительных льгот и гарантий для работников образования, но не оговаривает их конкретные размеры. В пунктах 3.6 и 3.10 администрация района и райком профсоюза обязуются содействовать образовательным учреждениям в заключении и экспертизе коллективных договоров. Однако на сегодняшний день они заключены только в двух из 62 первичек Гатчинского района (3%). А в самой Гатчине ни одна из 27 первичных организаций не имеет коллективного договора.
В некоторых территориальных соглашениях закрепляются финансовые обязательства сторон, чего нет на областном уровне.
Так, в соглашении Лодейнопольского района предусмотрены обязательства по своевременной выплате заработной платы, по установлению доплат за почетные отраслевые награды и звания в размере 15-20%, по материальной поддержке работников ДОУ и детских домов в виде оплаты 50% стоимости питания, содержатся льготы для учителей по результатам аттестации. Кроме того, соглашением утверждена комиссия по контролю за его исполнением и конкретные сроки ее работы – ежеквартально.
В Тосненском районе социальное партнерство началось с территориального соглашения на 1999-2000 годы. Новое соглашение пока не заключено. Коллективные договоры действуют лишь в половине образовательных учреждений.
Представленные для анализа коллективные договоры ДЮСШ N1 г.Тосны и сельской Новолисинской школы-интерната не во всем соответствуют требованиям действующего законодательства в области социального партнерства. Так, коллективный договор Новолисинской школы-интерната назван соглашением, а его положения содержат ссылки как на Трудовой кодекс РФ, так и на утративший силу КЗоТ. В целом коллективные договоры практически не содержат конкретных обязательств сторон по дополнительным льготам и гарантиям, а также льгот, установленных на муниципальном уровне для молодых специалистов.

Статфакт
В Тосненском районе Ленинградской области работают 73 образовательных учреждения. Средняя заработная плата городских педагогов составляет 2400 рублей, сельских – 3000 рублей при нагрузке в 1,5-2 ставки.

В районе проводится определенная работа по закреплению в школе выпускников педагогических вузов. Установлены надбавки молодым специалистам до 40%, выплачиваются единовременные пособия при поступлении на работу в размере 10 тысяч рублей из средств местного бюджета и в размере 10 тысяч рублей – из областного. Кроме того, молодых специалистов, нуждающихся в кваритире, при поступлении на работу ставят на очередь для получения муниципального жилья.
Такие меры дают определенные результаты. Так, в 2001 году в районе было 65 вакансий при поступлении на работу 42 молодых учителей, в 2002 году осталось 16 свободных мест при поступлении 28 специалистов.
В районе работает школа молодого учителя, в рамках которой педагогам оказывается методическая поддержка, помощь в адаптации к практической деятельности.
Особенно сложными для образования были 1997-1998 годы. Сейчас, после небольшой передышки, ситуация опять меняется к худшему из-за проблем с налогообложением образовательных учреждений.
Переход на нормативное финансирование в регионе привел к сокращению в сельских школах классов, учителей.
В области принят Закон о налоге (сборе) на образование в размере 1%.

Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге действуют соглашение, заключенное между Комитетом по образованию администрации города и территориальным комитетом профсоюза на 2001-2003 годы, 7 территориальных соглашений (44%) и коллективные договоры в 39% первичных организаций.

Статфакт
Cредняя заработная плата работников образования в Санкт-Петербурге составляет 2910 рублей при прожиточном минимуме 2400 рублей в месяц. Средняя зарплата в промышленности – 6515 рублей.

В Петербурге заработная плата работникам отрасли выплачивается своевременно, долгов нет. Сохранены надбавки педагогам за звания (значок “Отличник народного образования”, почетный знак “За гуманизацию Санкт-Петербургской школы”, значок “Почетный работник общего образования”, “Почетный работник начального профессионального образования”, звание “Заслуженный учитель Российской Федерации”).
Молодым учителям выплачивается единовременное пособие в размере 3 МРОТ и компенсируется 50% стоимости единого проездного билета. Комитетом по образованию города разработана программа “Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга”, в которой предусмотрено увеличение размеров и видов доплат. Количество вакансий в общеобразовательных учреждениях увеличилось с 1083 в прошлом году до 1296 в 2002 году, в детских садах – с 712 до 1193.
Уменьшился приток молодых кадров. При этом растет число начинающих специалистов, не имеющих педагогического образования.
Возрастной состав
педагогических кадров:
20-30 лет – 18%,
30-40 лет – 24,7%,
40-60 лет – 30,3%,
50-60лет – 19%,
60-70лет – 7%,
свыше 70 лет – 1,1%.
Стартовал проект по целевой ускоренной профессиональной подготовке педагогических кадров на базе РГПУ им.А.И.Герцена.
На городской очереди по улучшению жилищных условий состоит свыше 3 тысяч семей работников образовательных учреждений.
Реализация городской программы реконструкции общежитий учреждений начального профобразования, начатая в 1996 году, позволит обеспечить благоустроенным жильем 225 семей, в целом же педагоги получат около 403 бесплатных квартир.
Соглашение г.Санкт-Петербурга содержит положения по совершенствованию оплаты и нормированию труда в области образования, установлению социальных гарантий для педагогических работников, гарантий профсоюзной деятельности, охране труда.
Соглашение обязывает работодателя принимать участие в разработке и реализации программ переподготовки высвобождаемых работников и их трудоустройства, реконструкции бывших общежитий ПТУ для использования под жилье для педагогических работников, создании профессиональной системы дополнительного пенсионного страхования педагогических работников. Также документ рекомендует руководителям образовательных учреждений отчислять 0,15% от фонда оплаты труда на счет территориального комитета профсоюза для организации культмассовой и физкультурной работы, устанавливать доплаты неосвобожденным председателям профкомов, а за выборными освобожденными председателями профорганизаций после окончания их полномочий сохранять уровень заработной платы, установленный до избрания на профсоюзную должность.
Кроме того, соглашение содержит блок совместных обязательств сторон по формированию городского бюджета для индексации заработной платы, по вопросам занятости и улучшения жилищных условий педагогических работников, по контролю за полным и своевременным исполнением предусмотренных законодательством льгот и гарантий и др.
Вместе с тем городскому соглашению присущи общераспространенные недостатки региональных соглашений: повторение законодательных норм в области труда и заработной платы, малое количество конкретных дополнительных обязательств, повышающих уровень льгот и гарантий для педагогических работников.
Территориальное соглашение Петродворцового района г.Санкт-Петербурга на 2002-2003 годы составлено в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, детально регулирует социальное партнерство на территориальном и локальном уровнях. Раздел “Оплата и нормирование труда” содержит положения по контролю за правильностью и своевременностью выплаты заработной платы и расходованием фонда оплаты труда. Раздел “Совместные обязательства сторон” – положения о награждении учителей отраслевыми наградами совместно с райкомом профсоюза, а также об учете его мнения при подготовке приказов и распоряжений, затрагивающих социальные и трудовые права педагогов, при разработке программы переподготовки и трудоустройства высвобождаемых кадров, по обеспечению путевками работников образовательных учреждений и членов их семей.

Статфакт
В 1999 году в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действовало 16% коллективных договоров и 55% соглашений, в 2001 году – 35% коллективных договоров и 62% соглашений.

Псковская область

В сфере образования Псковской области система социального партнерства традиционно строится на трех уровнях: межотраслевое региональное, территориальные соглашения, коллективные договоры. Однако эту систему пока нельзя назвать полностью сформировавшейся, поскольку число территориальных соглашений и коллективных договоров растет медленно.
Так, в 2002 году количество территориальных соглашений по сравнению с 2000 годом увеличилось с 12 до 46%, а количество коллективных договоров в образовательных учреждениях – с 36 до 50%.
Кроме того, в ряде муниципальных образований есть учреждения, имеющие коллективные договоры, но нет территориальных соглашений.
Псковский обком профсоюза прилагает определенные усилия по развитию системы социального партнерства в сфере образования: проводит учебу профсоюзного актива, оказывает практическую помощь председателям первичных и районных организаций в подготовке коллективных договоров и соглашений, целенаправленно работает с главами районных администраций. Традиционными стали совместные семинары председателей райкомов профсоюза и руководителей органов управления образованием.
Один из них прошел в ноябре 2002 года на базе санатория “Хилово”. Участники семинара “Новые подходы в менеджменте образования” обсудили вопросы социального партнерства, реализации эксперимента по введению ЕГЭ в Псковской области, Концепции модернизации российского образования.
Трудности в становлении социального партнерства Псковский обком профсоюза объясняет главным образом постоянной нехваткой средств на развитие образования, поскольку регион является дотационным. Только в последние два года удалось ликвидировать шестимесячную задолженность по заработной плате, отпускным и коммунальным услугам, остаются еще долги по книгоиздательской продукции.
Особенность социального партнерства в Псковской области – региональное межотраслевое соглашение, заключенное между администрацией области, управлением социальной защиты населения, Главным управлением образования, комитетами по культуре, здравоохранению, физической культуре и спорту, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и областными комитетами профсоюзов работников народного образования и науки, культуры, здравоохранения, госучреждений и общественного обслуживания на 2001-2003 годы.
Межотраслевое соглашение предусматривает выделение средств в надтарифный фонд оплаты труда в объеме 25% от тарифного фонда для оплаты дополнительных работ и надбавок бюджетникам. Рекомендует органам местного самоуправления предоставлять работникам при уходе в очередной отпуск материальную помощь в размере должностного оклада, выплачивать два месячных оклада работникам, уходящим на пенсию и проработавшим в отрасли не менее 15 лет, выделять средства молодым семьям при вступлении в брак в размере месячного оклада.
Кроме того, предусмотрено предоставление 50% дотации на оплату содержания детей в детских садах, если оба родителя работают в бюджетной сфере, а также беспроцентных ссуд на строительство или приобретение жилья с рассрочкой на 20 лет и 50-процентным погашением за счет средств соответствующего бюджета.
В целом соглашение носит конкретный характер, несмотря на то что его сторонами выступают работодатели и профсоюзные комитеты практически всех бюджетных отраслей области.
Однако в перспективе наряду с межотраслевым соглашением необходимо заключать региональные соглашения непосредственно по отрасли образования, как того требует ст.45 Трудового кодекса РФ. Тогда обязательства станут более конкретными и в большей степени будут выражать специфику социально-трудовых отношений в сфере образования области.
Положения регионального межотраслевого соглашения реализуются территориальными, но не всегда в полном объеме.
Например, Псковским городским соглашением на 2002-2004 годы предусмотрено формирование надтарифного фонда только в объеме 20%. В целом же диапазон обязательств территориальных соглашений и коллективных договоров по формированию надтарифного фонда составляет 5%-25% от фонда оплаты труда.
Наиболее полные соглашения действуют в городе Пскове и Дновском районе. Псковское городское соглашение, кроме того, отличается большой проработанностью с правовой точки зрения.

Статфакт
В Дновском районе 5 средних, 9 основных, 1 начальная школа, 2 дошкольных учреждения. Из 266 педагогических работников 11% – пенсионеры, 2% – молодые специалисты. 5% мест вакантны, 6 учителей в результате реорганизации Валуйской школы стоят на учете в районном Центре занятости населения.
В ряде сельских школ некоторые вакансии не заполняются на протяжении нескольких лет.
На частных квартирах проживают 4 педагога, нуждаются в улучшении жилищных условий 29 человек.

В последние два года ситуация в Дновском районе нормализуется: погашена задолженность по оплате коммунальных услуг, по отпускным. На образование тратится 40% районного бюджета, проведен ремонт образовательных учреждений и котельных. По окончании учебного года традиционно проводятся приемы у главы района, на которых отличникам учебы, лучшим спортсменам, победителям предметных олимпиад, учителям выдаются премии.
По словам заместителя мэра г.Пскова В.Н.Михайлова, трудные годы для образования города прошли: на 01.06.2000 г. ликвидированы 4-месячные долги по зарплате учителей, полностью погашена задолженность по отпускным. Второй год действуют доплаты молодым педагогам по 200 рублей в месяц. Строятся два жилых дома, где будут выделены квартиры и для учителей.
В коллективных договорах образовательных учреждений области отражены обязательства, в той или иной мере реализующие положения регионального и территориальных соглашений. Кроме того, содержатся обязательства по предоставлению работникам в отдельных случаях дополнительных отпусков от 3 до 12 дней, в том числе неосвобожденным председателям первичных профсоюзных организаций (школа N18
г. Пскова, Псковский педагогический комплекс); по выплате материальной помощи членам профсоюза; предоставлению возможности председателям профкомов учреждений проходить 2 раза в год профсоюзную учебу с отрывом от производства и сохранением заработной платы (ДОУ N14) и др.

Татьяна АЛЕШИНА,
зам.заведующего отделом
по вопросам общего образования аппарата ЦК профсоюза,
Михаил АВДЕЕНКО,
зам.заведующего правовым отделом аппарата ЦК профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте