search
main
0

Есть новое отраслевое соглашение на 2014-2016 годы

​В основе построения системы социального партнерства в сфере образования Москвы наряду с федеральными и региональными соглашениями находится прежде всего городское (региональное) отраслевое соглашение, заключаемое между Департаментом образования и Московской городской организацией Общероссийского профсоюза образования.

Именно это соглашение стало базовым при заключении территориальных отраслевых соглашений в административных округах Москвы, а также коллективных договоров в городских образовательных учреждениях. Практика заключения городских отраслевых соглашений имеет уже многолетнюю историю, однако впервые новое соглашение заключено на 2014-2016 годы, то есть практически на три года. Городское отраслевое соглашение по своей сути и главному назначению – правовой и организационный договорной фундамент для осуществления взаимодействия и совместной работы сторон для создания необходимых трудовых и социально-экономических условий для работников и обеспечения стабильной и эффективной деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных департаменту.Коллективные переговоры по подготовке нового городского отраслевого соглашения на 2014-2016 годы шли в рамках Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений как постоянно действующего органа социального партнерства на региональном отраслевом уровне, которая была образована на паритетной основе приказом Департамента образования от 8 февраля 2013 г. №26, в том числе для обеспечения реализации предыдущего городского отраслевого соглашения на 2012-2013 годы. В самом начале работы над новым соглашением стороны определили, что концепция, структура и основное содержание городского отраслевого соглашения на 2012-2013 годы сохраняются, но при этом необходимо обеспечить:- «осовременивание» содержания с позиции учета произошедших изменений и появившихся новаций в нормативно-правовом регулировании отношений в области образования и в социально-трудовой сфере; – сохранение достигнутого уровня договорного регулирования социально-трудовых отношений в отрасли, прежде всего в части установления дополнительных прав и гарантий работников; – перенесение всех рекомендаций сторон в коллективные договоры и территориальные отраслевые соглашения в отдельное приложение к соглашению;- оптимизация текста соглашения с позиции минимизации дублирующих действующее законодательство положений.При этом МГО профсоюза при подготовке профсоюзных предложений в проект соглашения исходила также из необходимости дальнейшего совершенствования и наполнения его содержания для закрепления новых обязательств и позиций сторон в части усиления эффективности социально-партнерского взаимодействия на всех уровнях, а также формирования повышенного уровня социально-трудовых прав и гарантий работников отрасли и их договорно-правовой защищенности. На заседании Комитета МГО профсоюза 11 декабря 2013 г. был рассмотрен основной вопрос и принято постановление «О развитии системы социального партнерства в сфере Московского образования», которое предусматривает конкретные меры по дальнейшему развитию многоуровневой системы социального партнерства. Этим постановлением были утверждены также предложения МГО профсоюза для включения в проект городского отраслевого соглашения на 2014-2016 годы – в форме таблицы поправок к соглашению на 2012-2013 годы с обоснованиями предложений. По каждому разделу соглашения МГО профсоюза сформулировала свои содержательные предложения как в рекомендательном плане для учета в коллективных договорах и территориальных отраслевых соглашениях, так и прямого действия, в частности, по проведению аттестации педагогических работников, по регулированию трудовых отношений, в том числе по оплате труда с учетом реализации принципов эффективного контракта, по установлению дополнительных гарантий трудовых прав неосвобожденных профсоюзных работников и многое другое. Всего было сформулировано в виде конкретных редакций положений в проект соглашения более 50 предложений, из которых в результате переговоров учтено (полностью, с редакцией или частично) более 70% профсоюзных предложений, в том числе и конкретное предложение территориальной профсоюзной организации Восточного административного округа.Кроме того, для реального обеспечения придания новому соглашению статуса системообразующего правового акта социального партнерства в сфере образования, на базе которого должна строиться система взаимоотношений социальных партнеров на всех уровнях и формироваться необходимая территориальная и локальная нормативно-правовая база по социально-трудовым вопросам, МГО профсоюза предложила принять пять приложений к соглашению. В ходе переговоров стороны договорились о принятии трех приложений к новому соглашению (что также осуществлено впервые): – рекомендации по включению положений в коллективные договоры образовательных организаций и территориальные отраслевые соглашения (приложение №1);- положение об Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в сфере образования (приложение №2);- соотношение должностей педагогических работников для обеспечения условий оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории, присвоенной по сопоставимым должностям педагогических работников (приложение №3).В числе наиболее важных и принципиальных нововведений в соглашение следует отметить такие позиции, как:- усиление совместной работы сторон по разработке и реализации кадровой политики в городской системе образования (подпункт 2.3.4);- установление упрощенной процедуры проведения аттестации на соответствие заявленной квалификационной категории педагогических работников образовательных организаций, входящих в ежегодный рейтинг, на основании результатов экспертного заключения организации, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации (подпункт 2.4.4);- для повышения уровня гарантий трудовых прав работников и обеспечения стабильности в деятельности государственных образовательных организаций стороны договорились, что в течение учебного года не осуществляются организационно-штатные мероприятия, которые могут повлечь высвобождение педагогических работников до окончания учебного года (подпункт 2.4.3);- расширение и укрепление взаимодействия сторон в различных формах по развитию социально-партнерских отношений на всех уровнях социального партнерства в сфере образования (подпункты 3.1.3 и 3.2.2, пункты 3.3 и 3.5, пункт 9.4);- закрепление положений, относящихся к введению принципов эффективного контракта применительно ко всем категориям работникам и с учетом особенностей труда педагогических работников (пункт 4.2);- акцентирование внимания работодателей на выполнении определенных обязанностей в сфере трудовых отношений, в том числе по своевременному и в полном объеме перечислению за работников пенсионных страховых взносов и направлению данных персонифицированного учета в пенсионные органы (пункт 4.7); – повышение гарантий трудовых прав педагогических работников путем обеспечения условий оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории при выполнении педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, в случаях, предусмотренных в приложении №3 к соглашению (пункт 5.9);- положения, направленные на обеспечение гарантий по оплате труда педагогических работников (в случаях превышения наполняемости групп путем установления доплат – пункт 5.11, в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям – пункт 5.12);- определение положений, регулирующих вопросы установления и изменения учебной нагрузки педагогических работников как обязательного условия труда (пункт 6.3);- расширение форм совместной работы и закрепление дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда в образовательных организациях (подпункты 7.1.2 и 7.2.3, пункт 7.5); – для обеспечения повышения эффективности профсоюзной деятельности предусмотрены дополнительные гарантии прав неосвобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в состав профсоюзных органов (пункт 9.2), а также гарантии уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда и членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда (подпункт 9.1.4); – зафиксированы рекомендации сторон работодателям по выстраиванию социально-партнерских отношений на локальном уровне (пункт 9.6).Таким образом, можно констатировать, что новое отраслевое соглашение на 2014-2016 годы, основываясь в том числе на принципах преемственности и заинтересованности сторон в договорном регулировании социально-трудовых и иных отношений в городской системе образования, представляет собой правовой акт, развивающий и расширяющий возможности реального и эффективного взаимодействия сторон по важнейшим вопросам повышения уровня прав и гарантий работников, улучшения их положения в тесной связи с решением задач, стоящих перед городской системой образования. В дальнейшем должна последовать работа профсоюзных организаций, работодателей и органов управления в сфере образования по реализации положений соглашения, а также по учету положений нового городского отраслевого соглашения как в территориальных отраслевых соглашениях, так и в коллективных договорах образовательных учреждений. Жанна ОСИПЦОВА, заведующая экономико-аналитическим отделом аппарата Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, кандидат юридических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте