Светлана КРЕТОВА, учитель истории и обществознания лицея №1535, выпускница исторического факультета МГПИ им. Ленина 1986 года: – Скажу честно, я не собиралась становиться педагогом, мне просто нравилась история. В то время, когда я поступала, лучшим истфаком был истфак МГПИ. Это был 1981 год, тогда все те, кто составлял цвет исторической науки, преподавали у нас. Это было настоящее созвездие, начиная с В.Кобрина, А.Кузьмина, Г.Кошеленко, В.Сироткина, заканчивая Л.Ляшенко, о многих можно говорить и говорить.
Замечательные годы учебы подарили мне моих настоящих друзей, которые со мной всю жизнь, сформировали отношение к жизни и профессии. В институте было по-настоящему хорошо: «картошка», капустники, общение с преподавателями, археологическая практика в Пскове с П.Шориным, наши путешествия, общение и многое другое, динамичное, увлекательное, веселое. Нас учили легко, серьезно, но легко, не занудно, учили думать, и ты понимал, что это важно, а не только интересно. Это не обязательно был профильный предмет по истории, то же самое было на философии у К.Ямма, и на семинарах по немецкому языку И.Сусловой. Это было серьезно и хорошо, иногда очень страшно, но действенно. Я до сих пор могу перевести все что угодно, «стоя на голове». С немецким произошла замечательная история. У меня в школе была абсолютная пятерка по немецкому языку. Я сдала вступительный экзамен тоже на «отлично», используя хорошее произношение, а когда пришла на семинар к Ирине Петровне, то сразу получила двойку, проучилась с этой двойкой целый год. Старательно учила, учила и учила, по-другому у Ирины Петровны было нельзя, невозможно. У нас была французско-немецкая группа, «французы» жили замечательно: разговаривали, слушали радио, пели песни, читали детективы. Мы же, как солдаты, переводили только очень серьезное: «Песнь о нибелунгах», работы Маркса и Энгельса, которого я люблю с тех пор значительно больше, у него простые предложения, нет этих марксовых умопомрачительных причастных оборотов на полторы страницы. Труды не пропали – появились хорошие оценки. И как же мы танцевали в коридоре с одним из моих однокурсников, когда сдали госэкзамен по немецкому языку на четверки! Наш замечательный зам. декана Ирина Борисовна Гиндлин и декан Игорь Петрович Запоров вышли посмотреть и одобрительно хлопали в такт нашему рок-н-роллу. Вот такая у нас была атмосфера на факультете.У нас на истфаке отсутствовала авторитарная система преподавания. Если у тебя возникал какой-то вопрос, ты совершенно спокойно мог подойти к профессору, задать этот вопрос, не боясь быть с чем-то несогласной. Тебя выслушают, примут твои аргументы, отнесутся к тебе с пониманием, это очень воспитывает, большинство ставили оценки в пользу студента, В.Кобрин – всегда. Меня учили так, и я сама стараюсь так поступать – каждый имеет право на свое аргументированное мнение, на ошибку, на сомнение. Это нормально для думающего человека.Людей, которые учились у нас на истфаке, могу определить почти сразу, не важно, вместе мы учились или нет. Встречаешься где-то на совещании, конференциях, разговариваешь и понимаешь – это наши, истфак МГПИ. Как? Не знаю. Но есть что-то такое, что нас объединяет.В школу я пошла, после того как окончила институт. Во время педпрактики нам очень повезло с учителем, руководившим ею. Мне удалось почувствовать драйв этого дела. С тех пор мне это нравится и, я надеюсь, будет нравиться еще долго. Знаете, мне нравится высказывание Евгения Бунимовича, которого спросили, почему он работает учителем. «Мне это нравится, и у меня это неплохо получается», – ответил он. Это ответ и для меня.Двадцать лет я отработала в английской спецшколе №17, куда попала по распределению, сейчас это измайловская гимназия №1508. И здесь опять повезло. Моим коллегой был удивительный Иосиф Зиновьевич Озерский, он потрясающе умел объяснить просто сложные вещи, с ним можно было обсуждать все, соглашаться или нет, делиться планами, мыслями, грустить, хохотать. Историк, методист, настоящий друг. Сегодня я работаю в лицее №1535 и рада, что имею возможность преподавать историю, используя интеграционный, цивилизационный подходы, используя различные исторические источники, разные формы и методы работы. Для меня принципиально важно обучать не просто содержанию, а компетенциям, умению думать, сопоставлять, аргументировать, высказывать свою точку зрения, работать с различными источниками. Я это делала всегда и буду делать в будущем. Я хочу научить ребенка думать, делать выбор и быть ответственным за свой выбор. Я считаю, что не просто дать объем знаний, но научить его использовать – это одна из самых главных наших задач. Когда я встречаю своих выпускников, а мы с ними дружим до сих пор, мне приятно видеть, что это думающие люди. Среди них политологи, историки, юристы, бизнесмены, журналисты, лингвисты. История – стержневая и системная наука, она формирует мировоззрение, если оно правильно сформировалось, ты можешь быть специалистом в любой другой области. Так сложилось, что в тех классах, где веду историю, я преподаю и обществознание. Это дает возможность выстроить всю систему знаний от простого к сложному. Сначала учишь думать, рассуждать, аргументировать, потом это выстраивается в систему. Когда есть хорошее историческое образование, тогда это дает результат. Прилично написать эссе на ЕГЭ по обществознанию без хорошего знания истории нельзя. Сейчас у меня есть класс, где я преподаю только обществознание, мне, конечно, не хватает той системы, которую я строю начиная с преподавания истории, приходится перестраиваться, выстраивать какие-то новые схемы, находить общий язык, пытаться «размять» мозги, научить думать, выстроить компетенции, то есть научить общаться со своими знаниями, а не просто заучить и поставить галку. Затраты времени и энергии увеличиваются, когда ты ведешь два предмета, но мне так нравится больше. В прошлом учебном году у меня были первые стобалльники по обществознанию – учащиеся социально-гуманитарного профиля. Они же хорошо написали историю: на 98, 96 баллов. Это радует, конечно, но это тяжелая работа, должна быть внутренняя мотивация и у учителя, и у учащегося, когда это совпадает – результат налицо. Мои ребята периодически участвуют во Всероссийской олимпиаде разных уровней, сейчас им интереснее принимать участие в вузовских олимпиадах. Для нашего лицея это одно из приоритетных направлений.Дети меняются, это нормально, они стали прагматичнее, более закрытыми, чем были раньше, но им все равно хочется поговорить, хочется и нужно быть услышанными, их и сейчас можно чем-то удивить, и они тебя удивляют. Если кто-то считает нужным со мной поговорить о чем-то для него важном, я всегда готова их выслушать. Знаете, у меня, к счастью, всегда были рядом люди, с которыми можно и хотелось говорить о том, что волнует, поэтому я тоже стараюсь слушать и слышать.
Комментарии