Что нужно ребенку, чтобы его детство было счастливым? Забота о его здоровье, поддержка со стороны родителей и педагогов, внимание и уважение со стороны сверстников, реализация права на образование и гарантии безопасности как в учебных заведениях, так и вне их стен. Задача взрослых – обеспечить комфортное настоящее и лучшее будущее подрастающему поколению не на словах, а на деле. Сегодня мы поговорим о конкретных мерах, предпринимаемых уже сейчас.
Подарить жизнь
В России официально появился самый дорогой в мире препарат «Золгенсма», применяемый для лечения спинальной мышечной атрофии (СМА). Об этом сообщили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ – оператор системы цифровой маркировки «Честный знак»).
В центре уточнили, что три упаковки «Золгенсмы» уже использовали столичная Морозовская детская больница и Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей.
В декабре 2021 года препарат швейцарской компании Novartis был зарегистрирован Минздравом. «Золгенсма» – одно из трех существующих в мире лекарств, которые применяют при СМА. Для лечения ребенка достаточно одного укола. Стоимость одной дозы препарата составляет более 2 млн долларов.
Предотвратить катастрофу
В российские школы направят критерии, по которым педагоги сумеют выявить несовершеннолетних учеников, планирующих нападение на образовательные организации и тех, кто в них присутствует.
Речь идет о тихой, скрытой, латентной истории. Ребенок, поясняют в МВД, может обидеться на преподавателя или иметь конфликты со сверстниками. Все это может вызвать желание совершить злодеяние.
Критерии прорабатывались вместе со специалистами, в том числе из Следственного комитета и из МГУ имени М.В.Ломоносова. Как объяснили разработчики на заседании Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре, они постарались сделать так, чтобы критерии были понятны не только сотрудникам органов внутренних дел, но и преподавателям, и сотрудникам школьных администраций.
Разработка критериев и работа с теми, кто стоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (более 70 тысяч подростков), поможет полицейским свести к нулю случаи нападения подростков на школы.
Обеспечить право на образование
Насилие в образовательных учреждениях является повседневной реальностью, которая лишает миллионы детей и молодых людей основного права человека на образование. По оценке НПО «Международный план» (Plan International), 246 миллионов детей и подростков ежегодно сталкиваются с насилием в школе и за ее пределами. Девочки несоразмерно чаще подвергаются насилию, как и те, кто не соответствует общепринятым сексуальным и гендерным нормам.
Школы, которые не являются безопасными и инклюзивными, нарушают право детей на образование, закрепленное в Конвенции ООН о правах ребенка, и противоречат Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, направленной на ликвидацию дискриминации и содействие принятию мер, обеспечивающих всеобщее равенство возможностей и равное ко всем отношение в области образования.
Обеспечение доступа всех детей и молодых людей к безопасной, инклюзивной и благоприятной для здоровья учебной среде является стратегическим приоритетом ЮНЕСКО.
В России, сообщает проект «Травли.net», нет национальной стратегии по борьбе с травлей. Проанализировав опыт других стран, авторы инициативы предлагают внедрить несколько предложений:
- Необходимо начать с проработки и закрепления на законодательном уровне определения травли и буллинга. А также стоит создать и утвердить нормативную базу, которая будет регулировать действия школ, родителей и детей для предотвращения и профилактики травли. Этот шаг позволит ввести понятие буллинга в правовое поле и в будущем на него опираться при принятии новых программ или законов.
- Помимо нормативной базы необходимо составить и принять свод правил, которые будут регламентировать:
– возможные действия сотрудников государственных детсадов, школ и учебных центров по предотвращению дискриминации, домогательств и виктимизации в школе;
– обязательные для всех сотрудников государственных детсадов, школ и учебных центров нормы поведения, включающие меры по предотвращению и профилактике всех форм издевательств среди учеников;
– вовлечение детей в совместную борьбу с буллингом в их школах путем создания добровольных групп активистов;
– круг административных и дисциплинарных мер, которые могут быть применены к обидчику или лицу, совершившему акт травли. Эти действия должны быть соразмерны характеру и тяжести совершенного правонарушения. Такие действия могут включать в себя письменные выговоры, общественные работы, отстранение от занятий или исключение в зависимости от обстоятельств;
– реабилитационные программы, проводимые школами, центрами психологической помощи или организациями, работающими с подобными проблемами, в отношении как пострадавших от буллинга детей, так и виновных в травле.
Эта группа мер призвана сформировать обязательный для всех сторон свод правил и норм поведения, соблюдение которых будет постепенно снижать количество случаев буллинга.
- Помимо всего вышеперечисленного предлагаем принять меры по образованию преподавателей, родителей и детей на темы, связанные с буллингом и травлей, так как, только осознавая проблему, можно с ней бороться. Меры могут включать обязательные регулярные занятия на тему буллинга в школах, повышение уровня психологической подготовки преподавателей, а также профилактические беседы и тренинги с родителями. Мы считаем, что на долгой дистанции массовая осознанность приведет к естественному повышению уровня уважения людей друг к другу и снизит количество случаев буллинга в школах.
- Для мониторинга предлагаем организовать регулярное анкетирование детей с целью выявления жертв буллинга или насилия, поскольку, как правило, они не способны самостоятельно обратиться за помощью. Помимо анкетирования в каждой школе должен быть квалифицированный психолог, чтобы дети могли анонимно или лично рассказывать о своих проблемах во взаимодействии с учителями, родителями или другими учениками и получать оперативную психологическую поддержку. Это позволит отслеживать динамику буллинга в школах и корректировать применяемые меры.
Таким образом, предложенные меры, по мнению авторов проекта «Травли.net», дадут возможность государству с минимальными затратами заложить фундамент для построения здоровых отношений в школьной среде. Если сделать акцент на просветительской стороне вопроса на высшем уровне, естественным образом снизится уровень насилия в школах, участникам конфликта будет оказана реабилитационная поддержка, и инциденты будут решаться цивилизованными способами в рамках правого поля.
Внести поправки в закон
Среди новых изменений в Семейном кодексе одни укрепляют позиции взрослых, другие усложняют защиту прав ребенка в ситуациях насилия. В документе, отмечают эксперты, установлена презумпция добросовестности родителей и введено понятие добропорядочной семьи.
В Госдуму был внесен проект поправок в Семейный кодекс, по словам авторов, направленный на защиту прав семьи и детей. Сенатор Андрей Клишас, разместив его текст в своем Telegram-канале, отметил, что это только первый пакет. В таком случае, если предложенные поправки будут приняты (рассмотрение запланировано на осень), речь может идти о начале самого масштабного реформирования законодательства о семье с момента, когда был введен в силу действующий кодекс, отмечает издание Forbes.
Цитата из документа:
«Действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), если иное не установлено вступившим в законную силу решением, принятым в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, гражданским процессуальным законодательством, уголовно-процессуальным законодательством или законодательством об административных правонарушениях».
Красной линией через текст пояснительной записки проходит мысль о том, что законопроект призван повысить уровень гарантий прав ребенка. Тем не менее, уверена руководитель практики Sensitive Matters коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай, поправки содержат целый ряд положений, существенно снижающих юридическую защиту интересов детей даже по сравнению с действующим законодательством.
В частности, из статьи, посвященной праву ребенка на общение с родственниками, предлагается исключить положение о том, что ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Норму, закрепляющую право ребенка на защиту, также предлагается видоизменить. Вместо действующей редакции, где говорится, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих), предлагается защитить ребенка от неправомерных действий любых лиц. Сейчас в Семейном кодексе перечислены конкретные случаи невыполнения или ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, а также злоупотребления родительскими правами. В обновленной статье они не фигурируют, как и право ребенка по достижении 14 лет самостоятельно обращаться за защитой своих прав в суд.
Сейчас о нарушении прав и законных интересов ребенка обязаны сообщить любые граждане, которым об этом станет известно. Новая версия аналогичной статьи накладывает обязанность сообщить только о том, что ребенок остался без попечения родителей, и только на должностных лиц. Органы опеки и попечительства будут иметь встречную обязанность реагировать лишь на такие обращения.
Екатерина Тягай подчеркивает: предлагается упразднить тезисы о том, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, а также о том, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Авторы поправок посчитали нужным вырезать и целый абзац, содержащий ключевые положения о недопустимости жестокого обращения с детьми: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке».
Найдены и плюсы поправок. Так, будучи первой из целого ряда инициатив, направленных на изменение семейного законодательства, законопроект частично воспринял критику недостатков предыдущего. В частности, при определении понятия «родители» учтены права усыновителей в отличие от прошлой редакции изменений, где родителей предлагалось определить как только кровных мать и отца ребенка.
Также предлагается конкретизировать порядок заключения соглашения об уплате алиментов между родителями (при этом формулировка с идентичным смыслом присутствует и в действующей редакции СК РФ).
Несомненную пользу может принести предлагаемое закрепление обязанности медицинских работников незамедлительно сообщать уполномоченным лицам о детях, оставшихся без присмотра и помощи на время экстренной госпитализации родителя или законного представителя. Если без присмотра и помощи остаются дети лица, подвергнутого задержанию, временные меры защиты таких детей применяет полиция.
В отличие от предыдущего нынешний законопроект отличается более высоким уровнем юридической техники и согласованностью норм между собой. В нем предложены отдельные нормы, направленные на соблюдение интересов ребенка, и нет острой идеологической направленности, особенно в части гендерных вопросов.
Светлана ОТРЕПИНА
Статфакт
- Каждый третий школьник во всем мире был жертвой издевательств, которые могут иметь серьезные последствия для психического здоровья.
- По данным Минпросвещения России, за последние три года число детей, изъятых из семей органами опеки и попечительства, составляет ежегодно чуть менее двух тысяч: в 2019 году – 1959 детей, в 2020 году – 1772, в 2021 году – 1862 ребенка.
Комментарии