search
main
0

Есть Московская региональная модель взаимодействия школы, семьи и РПЦ

​Специфика Московской региональной модели взаимодействия школы, семьи и Русской православной церкви заключается прежде всего в том, что основной упор в ней сделан на комплексное и непрерывное методическое сопровождение практической деятельности педагогов, преподающих модуль «Основы православной культуры».

Недостаток знаний, профессиональных и личностных компетенций, приобретаемых педагогами в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации по модулю «Основы православной культуры» объемом 72 или 144 часа, требует дополнительного участия специалистов в области православной культуры в поддержке преподавания этого модуля в школах. Возникает необходимость создания и развития общегородской межинституциональной методической службы по сопровождению преподавания в школах предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» с привлечением представителей образования, науки, традиционных религиозных конфессий, прежде всего Русской православной церкви, что в свою очередь формирует насущную потребность в становлении новой институции, нового вида социально-педагогического служения, требующего особого призвания, за которым сегодня уже закрепилось устойчивое определение – общественный методист по ОПК, а шире – общественный методист по предметной области «ОРКСЭ». Общественный методист по основам православной культуры призван сыграть ключевую роль и стать главным связующим звеном в выстраивании долгосрочного практико-ориентированного взаимодействия не только с конкретным педагогом или педагогами, но и с образовательной организацией в целом, в первую очередь в части совместной с Русской православной церковью реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начальной, основной и старшей школы.Институт общественных методистов начал целенаправленно и системно формироваться в Москве примерно год назад. При храмах сначала Западного, а потом и других викариатств столицы из числа штатных катехизаторов, миссионеров, ответственных по ОПК, а также прихожан – специалистов в области истории религий, теологии, культурологии, православной педагогики – стали создавать службы общественных методистов, нацеленные на последующую долгосрочную методическую работу со школьными педагогами. Подготовка общественных методистов шла и идет в режиме создаваемых при окружных викариатствах методических кабинетов при непосредственном участии в их работе методистов городского методического центра Департамента образования. Обучение общественных методистов включает в себя прохождение инструктажей по проблемам преподавания в школе знаний о религии, освоение необходимой нормативно-правовой и программно-методической базы, изучение содержания предмета «Основы православной культуры» в составе комплексного учебного курса «ОРКСЭ», знакомство с другими модулями. В процессе подготовки определяют примерный функционал общественного методиста, возможные направления и формы взаимодействия со школами, границы взаимной ответственности и полномочий, алгоритмы действий при поступлении индивидуальных и коллективных запросов педагогов, администраций школ на оказание соответствующей информационной, организационно-методической, консультативной и иной помощи.После прохождения соответствующей подготовки, процедуры индивидуальной аттестации и согласования с окружными управлениями образования списки общественных методистов утверждает Департамент образования, их публикуют на сайтах окружных управлений образования, а информацию об образовательных ресурсах и услугах, предоставляемых методическими службами храмов для совместной реализации в школах воспитательных и культурно-просветительских программ, – на официальных сайтах храмов. Таким образом, при столичных храмах сегодня идет целенаправленный процесс формирования и развития методических служб, работающих в постоянном контакте с общегородской методической службой в режиме окружных методических кабинетов и готовых на профессиональной основе оказывать квалифицированную консультативную и организационно-методическую помощь школьным учителям в преподавании основ православной культуры, других модулей курса «ОРКСЭ», участвовать в разработке и реализации программ дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания школьников разного возраста. Деление на викариатства в Москве в целом совпадает с делением на округа, поэтому для создания единой городской методической службы и планирования долгосрочного сотрудничества методических служб храмов со школами за основу был взят именно территориальный принцип. Сегодня во всех округах столицы между викариатствами и окружными управлениями образования подписаны типовые соглашения, предмет которых – сотрудничество в области образования, духовно-нравственного просвещения и гражданско-патриотического воспитания школьников. Взаимодействие в рамках окружных соглашений выстраивают по принципу территориальной близости школ к храму с учетом границ муниципальных районов, то есть в зону ответственности каждого храма включают определенное число школ района, находящихся в непосредственной близости к нему, с которыми и планируют организацию тесного и многолетнего сотрудничества. Объективную сложность при этом представляет неравномерная плотность распределения храмов и школ по муниципальным районам, что при составлении районированной карты «школы-приходы» требует объединения отдельных районов в так называемые кусты так, чтобы за одним храмом было закреплено в среднем не более 10 школ.Для того чтобы перевести взаимодействие по линии «школа – храм» в практическое русло, в качестве организационной формы, способной обеспечить долгосрочный характер взаимодействия и устойчивость контактов общественных методистов со школьными педагогами, в некоторых таких кустах был осуществлен запуск открытых ежемесячных, постоянно действующих практико-ориентированных семинаров, в задачи которых входит конкретная помощь учителям в подготовке и анализе уроков по ОПК, другим модулям курса «ОРКСЭ», индивидуальное консультирование, информационно-методическая поддержка, помощь в организации внеурочной деятельности, планирование совместных внешкольных мероприятий. Семинары организуют на базе одной из школ района (куста), которую по согласованию с директором школы выбирают в качестве опорной консультативной площадки. Здесь происходит знакомство и непосредственное общение педагогов с районными (кустовыми) общественными методистами, идет открытая дискуссия, обсуждение реальных проблем, связанных с преподаванием модулей курса «ОРКСЭ», определяют сферы совместной деятельности, конкретизируют возможности приходов по оказанию методической помощи учителям в реализации программ дополнительного образования в области духовно-нравственного воспитания, планируют темы и сроки проведения ближайших семинаров. Тематику каждого последующего семинара определяют с учетом индивидуальных и коллективных запросов педагогов. В межсеминарский период идет совместная работа по реализации в школах района (куста) программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, включающая организацию циклов экскурсий, праздников, семинаров, факультативов, культурно-просветительских бесед, тематических классных часов, семейных гостиных, олимпиад, конкурсов, выставок, патриотических, экологических, волонтерских акций и других форм воспитательной работы.Опыт регулярного проведения подобных семинаров в разных округах и муниципальных районах столицы выявил массовый и устойчивый запрос педагогов на получение ими регулярной организационно-методической поддержки представителей Русской православной церкви в преподавании не только основ православной культуры, но и других модулей курса «ОРКСЭ», зафиксировал изменение в положительную сторону отношение учителей к курсу в целом и значительный рост мотивации к изучению православной культуры, стремление к углублению знаний в области преподаваемого предмета, что подтверждает, в частности, увеличение более чем в три раза числа слушателей курсов повышения квалификации по основам православной культуры в Москве в текущем учебном году.Системный подход к организации методической службы с опорой на территориальный принцип и привлечение кадрового потенциала РПЦ к педагогическому служению в роли общественных методистов позволил уже за первый год охватить комплексным методическим сопровождением преподавание модуля «Основы православной культуры» в значительной части столичных школ, способствовал формированию педагогической общественности учителей ОПУ в учебных округах столицы, созданию окружных и межокружных методических объединений учителей ОРКСЭ, содействовал становлению и развитию Ассоциации учителей православной культуры Москвы.Сегодня в Москве при поддержке Департамента образования, непосредственном участии методистов городского методического центра, МИОО, представителей РПЦ создана единая городская межведомственная методическая служба по сопровождению преподавания в столичных школах модулей комплексного учебного курса «ОРКСЭ» и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся федерального государственного стандарта. Для организации системного взаимодействия определен единый методический день – среда. Каждую четвертую среду месяца проводятся методические совещания с участием ответственных представителей окружных викариатств на городском уровне, каждую вторую среду месяца – совещания в режиме методических кабинетов на уровне окружных викариатств, каждая третья среда месяца предполагает проведение открытых ежемесячных постоянно действующих семинаров для учителей ОРКСЭ с участием общественных методистов по муниципальным районам.Выстраивание системной работы по всем округам Москвы еще далеко до завершения. Ее темпы будут зависеть как от степени подготовленности соответствующих методических кадров в викариатствах, так и от качества их взаимодействия с окружными управлениями образования и окружными подразделениями городского методического центра.иеромонах ОНИСИМ, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Москвы, член Общественного совета при Департаменте образования Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте