search
main
0

Есть ли жизнь в «пространстве»? Картина мира

​Закончился еще один рабочий день. Легкая усталость. Привычная улыбка на лице. К чему бы это? Просто в голове еще звучит детская разноголосица, чей-то восторженный возглас, чьи-то слезы обиды, чье-то разочарование, но главное – не равнодушие.

Медленно бреду по коридору.- Здравствуйте! – неожиданно прозвучало передо мной. – Разрешите представиться: я специальный корреспондент молодежной газеты «Детский мир» Анатолий. Нет-нет, это не о предприятии столичной торговли, это о том мире детей, который вы создаете в стенах вашего образовательного учреждения.- Простите, но я бы поправила вас: не мы создаем, а мы вместе с детьми, их родителями, социальными службами и другими многочисленными участниками воспитательно-образовательного процесса. И не только в стенах школы, но и далеко за их пределами.- Вы совершенно правы. Именно об этом и хотелось бы узнать поподробнее. Я буду вам признателен, если вы уделите мне несколько минут.- Хорошо. Что конкретно вас интересует?- Спасибо. Дело в том, что наша редакция включилась в проект «Есть ли жизнь в пространстве», имеется в виду…- Я догадалась, видимо, речь идет об организации образовательного пространства в нашей школе?- Да, именно об этом.- Ну что ж, давайте поговорим.- Ведь не секрет, что в современном инновационном мире обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные задачи.- Да, вопросы социализации очень важны.- Понятно. Но как практически вы выстраиваете связи между школьными предметами, отношения между разновозрастным контингентом учащихся за пределами школьных кабинетов?- Это своего рода процесс трансформации через деятельность существующих в социуме ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Рекреации нашей школы являются естественным продолжением условий приобретения и реализации тех знаний и идей, которые зарождаются в детских головах, в детских душах и требуют практического выхода.- А кто и каким образом направляет и контролирует этот процесс?- Знаете, у нас в коллективе очень много педагогов с высоким творческим потенциалом. Они организуют жизнь детей в пространстве по разным направлениям.- Интересно. А могли бы вы рассказать более конкретно о ваших площадках школьного пространства?- Разумеется. При правильном подходе можно заметить, что каждый ребенок по-своему талантлив. Ежемесячно в рекреациях располагаются складные стенды-выставки детских рисунков. Здесь и иллюстрации к произведениям, через которые ребята передают свое субъективное восприятие образа, и зарисовки из школьного окна или пейзажи родного двора. Здесь же ребята озвучивают свои рисунки, поясняют, о чем они хотели сказать своей работой, тем самым развивая речь в режиме свободного общения. Есть ознакомительные стенды с информацией и иллюстрациями о традиционных российских религиях. Нередки стенды с детским литературным творчеством. Причем стихи не обязательно печатать, можно просто любому желающему подойти и написать свои стихотворные строчки. Это не только способствует творческому развитию, но и приобщает остальных к более чуткому восприятию поэтических текстов. Пропагандируем мы стенды с историей своей страны, района, семьи. Случаи из семейной жизни пользуются особой популярностью. Ко Дню защитника Отечества и Дню Победы ребята пишут о своих родных – ветеранах ВОВ, об отцах, которые защищали наш мир в рядах Российской армии, помещают фотографии. Это расширяет их представления о таких понятиях, как мужество, героизм, смелость, терпение, выносливость и многое другое.- Интересно. А кроме стендов, что вы используете в своем пространстве?- Пойдемте, покажу.Мы направились в здание БНК. Подойдя к лестнице, наш гость остановился, сосредоточив взгляд на ступеньках и невольно улыбнувшись.- Да. Это наша таблица умножения. Зачем ее мучительно учить дома, когда можно просто ходить по ступенькам, на которых разными цветами нарисована вся таблица.- Оригинально… И очень актуально.Мы прошли по коридору к кабинетам. Анатолий огляделся. Его внимание привлекли дети, оживленно рассматривающие красочное изображение на стене. Они водили руками по линиям, о чем-то громко споря.- Что это? …Да это же карта мира. Откуда такая красота?- Неужели не догадались? Это и есть совместная деятельность педагогов, ребят, помощников из средней школы. Видели бы вы, с какой любовью обводили они границы той самой родины, о которой столько слышали и читали. А теперь вот прикоснулись сами.- Хотелось бы узнать, как осуществляется сотрудничество между учащимися начальной школы и средней. Тем более что учатся они в разных зданиях.- Видите ли, наши ребята привыкли вместе участвовать в различных мероприятиях, независимо от возраста. Уже давно стали традицией сборы учащихся, на которых при тесном сотрудничестве разновозрастных групп детей и учителей проводятся интеллектуальные игры, спортивные состязания, экономические форумы, мастер-классы с последующим обсуждением, замечаниями, радостью побед, разочарованием. Это и есть наш детский мир.- А в обычные дни, когда нет сборов?- У нас есть вокальный, танцевальный коллективы, где осуществляется помощь старшеклассников в обучении малышей. Или, например, есть такие ребята, которые сами пишут рассказы, сказки и с удовольствием помещают их на съемных стендах, помогая на переменах или после уроков прочитать их первоклашкам.- Да. Впечатляет. Но надеюсь, вы на этом не остановитесь? Наверняка уже есть какие-то задумки, идеи. Поделитесь.- Мы планируем создание площадок «Юный физик», где будут расположены необходимые приборы для собирания электрической цепи или для изготовления батарейки из лимона или яблока. Можно попробовать починить утюг или фен. «Юный кулинар», где ребята смогут под наблюдением консультантов из числа старшеклассников приготовить какой-нибудь салат, или бутерброды, или канапе, или еще что-то по готовым рецептам. «Юный модельер» – здесь ребятам предложат создать какую-либо модель на бумаге, а затем по ней сделать выкройку, или покажут, как можно крючком связать незамысловатую салфетку или еще что-то. «Юный декоратор», который подготовит в режиме онлайн декорацию к сценическому произведению или к детской сказке. В общем, задумок много.- Ну что ж, спасибо вам за интересную беседу, за огонек в глазах и сердцах вашего творческого коллектива учителей и учащихся. И, конечно же, больших успехов в важном и благородном начинании!- Спасибо.Уже стемнело. Дома ждет семья. А мысли, как всегда, о школе.Людмила КРАСНОВА, учитель русского языка и литературы школы №2031

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте