Остряки шутят: вот интересно, есть ли жизнь после свадьбы? А что бы им не полюбопытствовать, есть ли жизнь после развода? Общая жизнь, имеется в виду. Наполненная вопросами и ответами, радостями и горестями, одинаково важными для обоих, теперь уже, казалось бы, независимых участников этого «треста, который лопнул». Не пропитанные ненавистью редкие деловые встречи под лозунгом «Век бы тебя не видеть», а неподдельный интерес к тому, что происходит с человеком, который когда-то делил с тобой один дом, одну постель, одну судьбу. Именно об этом новый спектакль Театра Антона Чехова «По особым случаям», поставленный режиссером Леонидом Трушкиным по пьесе американского драматурга Бернарда Слэйда.
У Бернарда Слэйда есть излюбленный прием: он выхватывает своих героев из привычного течения повседневности и выводит их на сцену в пиковые, кульминационные моменты их жизни. Так построена одна из самых популярных его пьес «Там же, тогда же» – рассказ о двух людях – у каждого своя семья, свои заботы и обязательства, – которые раз в году непременно встречаются на одну ночь в отеле, где когда-то познакомились, чтобы вновь почувствовать вкус жизни и счастье молодости. «Там же, тогда же» Леонид Трушкин ставил еще в начале 1990-х. Теперь же обратился к пьесе «По особым случаям», в основе которой тот же драматургический ход.Но если Дорис и Джордж из «Там же, тогда же» – тайные любовники, то Эмма и Майкл – бывшие муж и жена. За плечами у них 15 лет брака и трое детей. А еще ее алкоголизм, его тайные интрижки, взаимные упреки и обвинения, которых хватит на многотомное собрание сочинений. Одним словом, куда ни кинь, сплошные отягчающие обстоятельства, дающие героям полное право разойтись в разные стороны и навсегда забыть друг о друге, как о страшном сне. Да вот только не могут они разойтись. То есть формально, по бумагам, могут, а на деле нет. Это тот случай, когда вместе тесно, а врозь никак. И вроде каждый как-то налаживает свою жизнь – и Майкл не один, и Эмма не одна, но что бы ни случилось, темное горе или триумф, и утешение, и поддержку, и восторженные похвалы они ищут друг в друге. Потому что это любовь, ощутить которую в полной мере можно, лишь потеряв ее.Рассказать эту историю, растянувшуюся на десятилетия, заполненную одинокими свиданиями, взялись Инга Оболдина и Егор Дронов. Она острохарактерная, о чью игру порезаться можно. Он лицо одного из популярных телевизионных ситкомов, чей комедийный навык не дает происходящему перейти в плоскость пафоса и патетики, совершенно лишних при данных обстоятельствах.Особое настроение повествованию придает большой экран в глубине сцены. Ставший уже привычным ход, когда театр сливается с кино, тут, как нигде, уместен. Это и телевизор, где крутят смешной и местами нелепый любительский фильм о свадьбе Эммы и Майкла, и монитор компьютера, на котором видно, как герои общаются по скайпу, и экраны мобильных телефонов – события, происходящие в жизни героев вне сцены, легко восстановить по их sms-сообщениям. И это не просто выдумка ради выдумки. Не очередной режиссерский «бантик». Скорее еще одна метафора: никогда еще человек не был так пронзительно одинок, как в век торжества сетей и прочих коммуникаций.
Комментарии