Как известно, общение педагогов очень быстро сводится к разговору об учениках. При этом весьма часто учителя сетуют на них: «Не желают читать, не хотят долго биться над решением сложной задачи». Но при этом отмечают, как блестяще сегодняшние ученики разбираются в современной технике! Эти качества молодого поколения часто относят к признакам клипового сознания.
Клип-культура как принципиально новое явление была описана американским футурологом Элвином Тоффлером, охарактеризовавшим таким образом культуру будущего, основанную на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортную для людей соответствующего склада ума. Неспособность к длительному восприятию однородной и одностильной информации приводит к сложностям при установлении причинно-следственных связей, анализе ситуаций, но, как правило, компенсируется большой скоростью обработки информации. Такое сознание приводит к нарушению целостности восприятия действительности и даже деформации представлений о человеческих ценностях, то есть нарушению целостности мировоззрения. Сегодня с пугающей частотой наблюдаем самые негативные последствия клипового сознания – появление все большего числа детей, которые никоим образом не соотносят себя с окружающим миром. Это, безусловно, отрицательно сказывается и на мотивации учащихся к учебной деятельности. Формирование целостного мировоззрения всегда было одной из задач образования. И федеральные государственные образовательные стандарты также говорят о необходимости формирования целостного мировоззрения.Для меня эта задача – одна из важнейших отчасти и потому, что я работаю учителем различных дисциплин: математики, информатики и ИКТ, экономики. Содержание информатики подразумевает обращение к предметному содержанию других дисциплин. Так, представление о модели – важном объекте изучения информатики – выстраивается на примерах описания физических, химических и прочих процессов, объектов и явлений. Но междисциплинарные связи я использую не только как иллюстрацию связанности материала. При работе с общими понятиями (метапредметами) я стараюсь использовать одни и те же универсальные приемы. На информатике учащиеся изучают структуру явных определений, ошибки, допускаемые при выполнении этой логической операции. Я продолжаю использовать их приобретенный опыт в дальнейшей работе, и в том числе на уроках математики, экономики. Используемая терминология (существенные признаки, объемы понятия и т. д.) входит в активный лексикон, границы между предметами размываются. При изучении темы «Алгоритмы» на информатике учащиеся составляют блок-схемы для правил из других дисциплин. К этому же приему я обращаюсь на математике, предлагая составить блок-схему для изучаемых алгоритмов. Детализация алгоритма, его доскональная проработка, наглядная (и уже привычная) форма записи уменьшают количество ошибок, упрощают запоминание. Соблюдение требований к презентациям учащихся (в соответствии с представлениями о педагогическом дизайне) учитывается при оценке работ на большинстве предметов. Особенности восприятия современными учащимися информации требуют не только динамичности и лаконичности при ее подаче, но и усиления акцентов на логических связях. Развитие логического мышления всегда было прерогативой математики и смежных дисциплин. Помимо традиционных задач для этой предметной области я использую и иные приемы обучения логическим операциям и инструментам познания окружающего мира. Традиционный прием в моей работе – систематизация имеющихся знаний с целью найти противоречие и перейти к изучению нового материала или с целью обобщения и контроля знаний. Например, задание на построение семантических сетей по изученным понятиям. Данное задание не только позволяет вспомнить, обобщить материал, но и предположить дальнейшую траекторию изучения темы. Анализ возможностей выполнения арифметических операций с числами позволяет предположить существование иных чисел (например, натуральные числа мы всегда можем складывать и умножать, а делить и вычитать не всегда). Важно отметить, что учащиеся в каждом случае работают с различными формами представления информации. Самая сложная форма организации учебного процесса, которая также направлена на формирование целостного восприятия мира, – проектные задания и проекты.В своей практике я использую различные проекты по виду доминирующей деятельности учащихся: – исследовательские;- творческие; – практико-ориентированные.Несмотря на то что в школьной практике проектная деятельность прижилась и учителя активно используют данную технологию, я придерживаюсь принципа последовательного обучения учащихся работе на отдельных этапах проекта. Сейчас я остановлюсь на некоторых, наиболее интересных, на мой взгляд, проектных заданиях.В 6-м классе (математика) я предложила учащимся практико-ориентированный проект: «Расчет стоимости ремонта комнаты». В ходе работы учащиеся получают возможность использовать навыки, приобретенные в 5-6-м классе, а также опыт самостоятельного планирования своей деятельности. Каждый ребенок получает первое задание: составить план выполнения проекта. Далее план уточняется и конкретизируется через определенные учебные задачи в соответствии с составленным планом и с учетом изучаемого материала. В ходе работы над проектом учащиеся определяют количество необходимого материала (площадь прямоугольника, округление с недостатком и избытком), выполняют построение чертежей в самостоятельно выбранном масштабе, исследуют рынок строительных материалов, осуществляют оптимальный выбор (результаты анализа цен представляются в виде диаграмм), защищают свой проект. Исследовательский проект по социально значимым вопросам выполняют учащиеся 8-х классов. На данном этапе обучения работы с проектами перед учениками возникает необходимость в дополнительных знаниях (методология исследовательской деятельности), они выдвигают гипотезы и делают выводы (например, проекты на темы «Хотят ли дети учиться?», «Есть ли жизнь без Интернета?» и т. д.).Особое место занимают итоговые работы по информатике для учеников 11-х классов с рабочим названием «Исследование зависимостей в жизни». Эта деятельность носит выраженный исследовательский характер, прослеживаются все этапы, присущие данному типу проектов: выбор темы, выдвижение гипотезы, сбор материалов, исследование статистических данных, анализ, вывод. Помимо содержания работа одиннадцатиклассников (в отличие от аналогичного задания для восьмиклассников) осложняется поиском факторов влияния на процесс или явление, изучением и использованием различных инструментов обработки статистических данных, разработкой мер по устранению негативного воздействия. Учащиеся самостоятельно выбирают темы, например: «Влияние пропусков занятий на успеваемость», «Влияние цены нефти на мировом рынке на стоимость бензина в России» и т. д. Безусловно, невозможно говорить о целостном мировоззрении, не обращаясь к воспитанию учащихся. Я стараюсь находить возможности внутри предмета обращаться к человеческим ценностям. Например, на экономике, обсуждая проблему выбора, рационального поведения, всегда затрагиваем вопрос о возможности построения жизни только в поле строгого расчета. Изучая аксиоматическое построение геометрии, неизбежно проводим параллель с основами человеческих договоренностей (законы государства, заветы религий и т. д.), обращаем внимание на то, что если изменить что-либо лежащее в основе этих соглашений, то изменится и вся жизнь людей. Подобных примеров очень много. Таким образом, решая задачу форматирования целостного мировоззрения, я использую: – междисциплинарные связи;- общие приемы работы с метапредметами;- связанные с жизненными задачами проектные задания и проекты.Результат формирования целостности мировоззрения я определяю, оценивая работу над проектными заданиями, беседуя с учащимися, наблюдая за тем, как дети становятся более уверенными в себе, как они увлечены учебой.Навыки самостоятельного планирования учебной деятельности, применение предметных знаний и умений, уверенность в себе и вместе с тем навык работы в коллективе позволяют ученику раскрывать горизонты неизведанного, формируют собственные взгляды и убеждения, то есть целостное мировоззрение. Юлия ПУТИЛИНА, учитель информатики и ИКТ, математики и экономики средней школы №1 города Катав-Ивановск Челябинской области
Комментарии