Лично для меня настоящее волшебство – это когда за четыре года заняньканные карапузы превращаются во вполне себе умеющих учиться товарищей, попадающих в добрые руки предметников. Скажу откровенно, любые наши с ними успехи зависят именно от волшебников, научивших их считать, читать, анализировать прочитанное, принимать решения, брать на себя ответственность, а главное – делать это с удовольствием.
Эти волшебники – учителя начальных классов – радуются очень малому: собственному портрету, где они будут похожи на аквалангиста в бигуди, но зато с самыми длинными ресницами и роскошными бусами; первому весеннему цветочку, протянутому в маленькой ладошке; старательно выведенной строчке прописных букв, которые наконец начали получаться, или коллективно решенной без единой ошибки сложной задачке в слабом классе. В их портфолио нет стобалльников по ЕГЭ или победителей Всероса, но без их ежедневного труда не было бы никаких успехов и побед наших ребят.
В этом году в первый раз прошел Всероссийский конкурс «Первый учитель», идею которого подала, кстати, учитель из Златоуста Алена Другова. В Год педагога и наставника мечты учителей просто обязаны сбываться!
На конкурс было подано около 15 тысяч заявок со всей страны, все эти смельчаки приняли участие в дистанционном отборочном туре. Он состоял из тестирования, после которого были отобраны 100 конкурсантов, а также видеовизитки и групповой онлайн-работы, после которых осталось ровно 30 финалистов. Нетрудно подсчитать, что конкурс на прохождение в финал составил 500 человек на место! Разумеется, испытания и не могли быть совсем простыми, например, тестирование показалось многим весьма сложным, а главное – очень нестандартным. Тем не менее оно достигло своей цели – отбор лучших из лучших среди учителей начальных классов всей страны.
На финал приехали 30 счастливчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Донецкой Народной Республики, Алтайского, Краснодарского краев, Амурской, Иркутской, Липецкой, Московской, Новосибирской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Тверской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областей, а также Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Чеченской Республики. Для них распахнула свои двери прекрасная московская школа №1795, расположенная в совершенно уникальном месте – рядом с национальным парком «Лосиный остров». Казалось, финалистам улыбается сама Москва, подарив теплые осенние дни.
Открытые уроки проходили в уютных классах школы №1795 в течение двух дней, и все эти дни педагогический коллектив затаив дыхание наблюдал за ходом конкурса. Хочу отметить безукоризненную подготовку всех площадок конкурса, было продумано все до мелочей, которых, как известно, в школе не бывает, все важно! Это, как никто другой, знает Анна Игоревна Макарова, учитель года Москвы-2019, на чьи плечи легла основная ответственность за проведение конкурсных испытаний в школе, где она сейчас и работает. Школа справилась на «отлично», а по-другому и быть не могло.
После открытых уроков конкурсантам посчастливилось побывать в гостях у конкурса «Учитель года России», проходившего в эти же дни в Гимназии имени Е.М.Примакова. Их радушно приняла директор Майя Отариевна Майсурадзе, которая и возглавила большое жюри конкурса «Первый учитель». По ее замечательной школе можно ходить, удивляясь и делая пометки в блокноте, не один час и даже день, поэтому вряд ли мы увидели вообще все. Именно здесь состоялся круглый стол с теми представителями жюри первого тура, которые прошли закалку на конкурсе «Учитель года России». В непринужденной беседе конкурсанты ближе узнали тех людей, которые оценивали их уроки, и, надеюсь, поняли, что эксперты – это такие же учителя, болеющие за детей и школу, а главное – всей душой болеющие за них, конкурсантов!
Объявление лауреатов конкурса состоялось в Гостином Дворе, на площадке Форума классных руководителей. Посещение этого масштабного события было приятным сюрпризом для всех конкурсантов, ведь и туда был весьма строгий конкурсный отбор.
Ведущей церемонии стала Алена Другова. Финалистов приветствовали заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева, председатель жюри конкурса Майя Майсурадзе, президент АО «Просвещение» Михаил Кожевников.
– Труд первого учителя – особенный. К вам приходят ребята только-только из детского сада, садятся за школьные парты, порой не всегда понимая, что конкретно их ждет впереди и что вообще в полной мере означает слово «учеба». Этим малышам вы помогаете с интересом, увлечением и энтузиазмом учиться всю жизнь. Мотивируете их личным примером не просто учиться, а любить учиться, – сказала Татьяна Васильева.
– Для нас вы уже, безусловно, победители. Но главное, что победят ваши ученики, ведь у них лучшие первые учителя страны! – подчеркнула замминистра.
Лауреатами конкурса стали:
– Светлана Валерьевна Бирюкова, педагог школы №2083, Москва;
– Кристина Александровна Генер, педагог Новотырышкинской средней школы, Новосибирская область;
– Алена Владимировна Грудина, педагог школы №2, Ждановка, Донецкая Народная Республика;
– Оксана Геннадьевна Крумина, педагог гимназии №104, Екатеринбург, Свердловская область;
– Валентина Александровна Милосердова, педагог школы №2 имени И.М.Суворова, ст. Павловская, Краснодарский край;
– Мария Александровна Одилова, педагог лицея №6, Благовещенск, Амурская область;
– Юлия Андреевна Тихонова, педагог школы Иннополиса, Республика Татарстан.
Наверняка те, кто уже предполагает участвовать в конкурсе на следующий год, попытаются найти волшебный секрет успеха уроков лауреатов. Могу сразу сказать: никакого секрета нет, уроки были в основном интегрированные, при этом жюри иногда задумывалось, какой предмет сейчас преподается. Наверное, это правильно – рассказывать о важных вещах, рассматривая суть с позиций разных предметов. Юлия Тихонова с третьеклассниками на уроке чтения, разгадывая загадки, попала на праздник «Осенины». Валентина Милосердова на уроке окружающего мира в 4‑м классе предложила обсудить важные вопросы взаимодействия человека и природы, а главное – ребята задумались, как каждый из них может влиять на экологию Земли. Мария Одилова ознакомила ребят с уникальными особенностями Амурской области, откуда она приехала на конкурс с массой интереснейших предметов для урока, например с пучком настоящей сои. Оксана Крумина в 3‑м классе провела интегрированный урок «Зачем человеку сердце», особый акцент сделав на сердце как символе души, переживаний. Урок Кристины Генер в 4‑м классе перекликался с предыдущей темой: ребята говорили об экологии и нравственности как о разуме сердца. Алена Грудина через чтение и осмысление рассказа Валентины Осеевой «Хорошее» раскрыла с второклассниками тему «Хорошие дела не ждут благодарности». Светлана Бирюкова на уроке чтения «Будь верен корням своим» в 4‑м классе говорила с ребятами о важности душевного общения со старшими родственниками.
Но работа жюри не закончилась после объявления лауреатов, ведь теперь на очередном испытании – «Пресс-конференция» – им предстояло выбрать лучшего из лучших. Надо отметить, что в жюри вошли и школьники. Вот что пишет о своей экспертной работе ученица московской школы №1210 Евгения Роденкова: «Каждый из нас помнит имя самого первого учителя. Это человек, который не только вложил в юные умы базовые знания по предметам, но и научил ребенка любить, дружить, уважать и быть личностью. Учитель начальных классов – это педагог, психолог, философ, воспитатель и наставник.
В моей жизни первый учитель тоже сыграл важную роль. Я до сих пор с теплотой вспоминаю атмосферу начальной школы, улыбку своего учителя и доброту, с которой она относилась к каждому из нас. Поэтому, когда в этом году мне, ученице старшей школы, посчастливилось поучаствовать в конкурсе «Первый учитель» в качестве члена ученического жюри, я с огромной радостью согласилась окунуться в мир начальной школы, вспомнить свое детство и посмотреть, как изменились подходы к образовательному процессу за время моего взросления. Это событие стало для меня не только бесценным опытом, но и интересным времяпрепровождением. Я познакомилась с удивительными людьми – учителями из разных регионов нашей Родины, которые стали лучшими из 15000 педагогов-участников на начальном этапе и вошли в финал конкурса.
Ответственность, которую возложили на мои плечи, немного пугала, ведь от моего решения зависела судьба участников конкурса. Несмотря на волнение, мне удалось собраться и объективно оценить работу каждого педагога не в последнюю очередь благодаря примеру более взрослых и опытных коллег – членов жюри, которые относились ко мне как к равной, прислушиваясь к моему мнению и уважая мою позицию.
Учителя-участники смогли проявить себя на всех этапах конкурса, продемонстрировав не только различные методы ведения уроков, но и человеческие качества, необходимые учителям начальных классов.
По итогам конкурса победителем стала Оксана Геннадьевна Крумина, педагог гимназии №104 города Екатеринбурга, но мне кажется, что не это главное. Главное – то, что конкурс «Первый учитель» стал важнейшим событием этого года для тысяч учителей начальной школы по всей России, у которых теперь появилась возможность делиться своим опытом и приобретать новый. А участие в жюри конкурса подарило радость почувствовать себя полезной и услышанной».
Трудно не согласиться с нашей юной коллегой: не только для нее конкурс стал счастливым событием года. Для всех учителей начальной школы удачный дебют нового конкурса – большой праздник. А через год наши волшебники снова поделятся с нами секретами превращения малышей в думающих и самостоятельных школьников!
Юлия КАПАЛКИНА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018
Комментарии