Интервью с Еленой Денисовой, директором омской гимназии №19, получилось странным. Она ждала меня в кабинете не одна, а вместе со всей администрацией. – Понимаете, – потом объяснила Елена Валентиновна, – ведь многие люди работают здесь гораздо дольше меня. И то, чем мы гордимся сегодня, – их заслуга. Главное, что я должна была сделать, став три года назад директором, – сохранить и продолжить традиции.
Быть директором 19-й гимназии непросто. С момента открытия в 1876 году первой мужской классической гимназии по высочайшему указу генерал-губернатора Степного края много лет ею руководили исключительно выпускники санкт-петербургских вузов. Потом традиция слегка изменилась – директорами стали выходцы из других учебных заведений, но не менее грамотные и опытные. Когда Елена Валентиновна, к тому времени успевшая поработать завучем и окончить аспирантуру, сменила на посту Людмилу Ивановну Чупринину, руководившую гимназией почти 20 лет, ей и самой казалось, что слишком молода для такого поста. Она выбрала демократический стиль управления – в гимназии все решается коллегиально. И это очень мудро. Ведь гимназия – учреждение элитное, но совсем не потому, что здесь учатся сыновья и дочери известных людей города. Дети разные, как и везде, хотя, конечно, определить ребенка в 19-ю – предел желаний многих родителей. Но в гимназии работает элита омской педагогики: из 70 человек – 3 заслуженных учителя России, 45 учителей высшей категории, 7 победителей приоритетного национального проекта «Образование», 23 отличника народного образования, 2 обладателя правительственных наград. Причем люди относительно молодые – средний возраст коллектива 35 лет. Самый работоспособный, как считает Денисова. Впрочем, дело ведь не в званиях – дело в том, что в гимназии №19 умеют и любят работать. Образование, которое дает гимназия, смело можно назвать высшим школьным – учиться даже не плохо, а просто неважно считается неприличным. Успеваемость – 99,9 процента. Выпускники поступают в вузы практически в полном составе. Причем не только в сибирские – в Москве и Санкт-Петербурге давно образовались землячества омичей – выпускников 19-й. «Мы из 19-й, ребята! Значит, никогда не подведем» – эти слова из школьного гимна отнюдь не пустой звук. Русский поэт Леонид Мартынов, вспоминая об Омске, прежде всего говорил спасибо ученикам и преподавателям средней школы №19 имени Ленина, в которой учился. Люди, известные всей России, открывали в себе таланты именно здесь – в гимназии, ставшей школой Ленина и вновь вернувшей себе дореволюционный статус: поэт Роберт Рождественский, композитор Виссарион Шебалин, композитор Владислав Успенский, русский посол в Англии Иван Майский, плеяда медиков Чуловских, Масловых… – Гимназия была организована в классическом духе – с преобладанием преподавания гуманитарных предметов. Изучались латынь, древнегреческий, старославянский, французский языки, а также Закон Божий, гимнастика Сокольского, физика и математика, издавались журналы и сборники с материалами по русской словесности, – рассказывает Маргарита Чешегорова, заместитель директора по воспитательной работе. По мнению Денисовой, именно традиции – тот стержень, который удержал гимназию на плаву в кризисное время. Через время гимназия несет свои основные идеи: возрождение традиций российской интеллигенции, выявление одаренных детей. Как ни странно, одаренными оказываются здесь все. Таланты обнаруживаются даже не в первом классе, а намного раньше. Конечно же, сохранив традиции, молодой директор на этом не успокоилась. Коллектив гимназии внедряет в образовательный процесс инновационные методики, ищет новые формы и методы работы. – Гимназия начинается с Центра раннего развития, – объясняет Елена Валентиновна. – Это экспериментальная площадка «Развитие творческого потенциала личности ребенка». Больше десяти лет центр работал с 5-6-летними детьми, теперь начали с 3-4-летками. Наши психологи Людмила Викторовна Остапенко, Оксана Юрьевна Семина, Наталья Александровна Изметина разработали специальную программу «Я познаю мир» на основе программы «Одаренный ребенок». Задача воспитателей и психологов – научить детей не только читать и писать, но и вступать в проблемный диалог с окружающим миром, чтобы ребенок был успешным и умел заниматься исследовательской деятельностью. Вот лишь несколько дисциплин, с которыми знакомятся малыши: «Основы наук», «Гимнастика ума», «Мастерская слова», «Творческая мастерская». Все они даются в виде игр. Готовим детей не только для себя – многие идут учиться в другие школы города. Центр сотрудничает со «Сколиоз-Центром», врачами-невропатологами, потому что малыши приходят к нам уже с проблемами здоровья, а главная наша заповедь – обучая, не навредить. У нас очень сильная начальная школа – ее уже много лет, как и Центр раннего развития, курирует Людмила Макарова, заместитель по воспитательной работе. Под ее руководством там собрался коллектив единомышленников, творчески работающих, любящих свое дело. Представьте – семеро педагогов гимназии получили премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование», при этом четверо – учителя начальных классов! Ведется серьезная методическая работа, не случайно именно нам доверили апробацию программы «Перспективная начальная школа», мы четыре года ее осваивали, определяли результативность. На нашей базе проходили региональные и городские семинары на эту тему. В прошлом году приезжали авторы учебников. По мнению Людмилы Алексеевны Макаровой, отличника образования СССР, отличника просвещения РФ, начальная школа – начало всех начал: – «Перспективная начальная школа» акцентирует внимание учителя на главных параметрах развития учащихся – умении мыслить, наблюдать, практически действовать и основана на следующих принципах: обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп изучения учебного материала, ведущая роль теоретических знаний и осознание всеми учащимися необходимости процесса обучения. Уже в начальной школе начинается исследовательская работа детей. Малыши выбирают тему, которая их интересует: «Цветовая азбука», «Есть ли у кота режим дня?», «Возможно ли в домашних условиях приготовить мороженое», собирают под руководством учителя материал, потом защищают на малой научной конференции внутри школы. Малая конференция – это праздник науки для всех деток. В этот день они не учатся, но непременно приходят в гимназию – либо выступить, либо послушать, поучиться, чтобы выступить на следующий год. Вместе с ними приходят родители, ведь они работают над проблемой вместе. В жюри – старшеклассники. Получается праздник науки для всей школы. Неудивительно, что у нас очень много ребят, которые желают и могут принимать участие и побеждать в городских, областных, российских, международных олимпиадах и конкурсах. Например, международные конкурсы «Русский медвежонок» и «Кенгуру» ежегодно насчитывают более 300 участников-гимназистов. Во Всероссийской олимпиаде школьников 2008 года впервые в России победителями стали сразу два представителя из одного учебного заведения – гимназисты из 19-й Дмитрий Кем и Ольга Халимон. Оба они теперь студенты МГУ. И хотя далеко не все конкурсы, олимпиады, викторины играют роль при поступлении в вуз, педагоги все равно настраивают ребят на научно-исследовательскую работу. – Это способ развивать ребенка, обучать его методам самостоятельного поиска и получения знаний, – говорит Наталья Григорьевна Тиссен, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – В основной школе большое внимание уделяется использованию различных технологий, особенно технологии проблемного обучения. Старшая школа обеспечивает становление личности учащихся, их нравственных позиций, гражданского сознания, дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала, предоставляя возможности для самореализации личности. Профильных классов нет, но есть обучение по индивидуальным образовательным маршрутам. Но, как говорит Елена Шумакова, заместитель директора по научно-методической работе, учение без воспитания ничто. На базе гимназии действуют музыкальная школа, образцовая вокальная группа «Зажигай», спортивные секции – баскетбол, шейпинг, ОФП, большой теннис, изостудия «Ультрамарин», студия бальных танцев, кружок резьбы по дереву, хореографический ансамбль «Веселята», литературное объединение «Городские цветы». – Увы, самая большая проблема гимназического образования – здоровье детей, – сетует Лариса Федоровна Щербакова, заместитель директора по воспитательной работе. – Как, впрочем, и везде, преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта. С 2009 года мы стали муниципальной экспериментальной площадкой «Модернизация системы питания». Ребенок должен есть в школе не меньше двух раз в день. Когда-то мы не верили, что сможем всех кормить. Сегодня охват питанием – 93,4 процента. В столовой 200 посадочных мест, кухню с помощью Департамента образования Омска удалось оборудовать современной техникой, продолжительность «питательных» перемен – 20 минут. Мы постарались предусмотреть все, в том числе свободный выбор ребенка. С 2010 года гимназия №19 стала еще и федеральной экспериментальной площадкой «Управление формированием и оценкой универсальных учебных действий». – Мы начали этот эксперимент нынче, понимая, что так или иначе придется входить в новые образовательные стандарты, – объясняет директор. – Сейчас работаем над новой программой развития гимназии. И если первая была направлена исключительно на развитие творческих способностей учащихся с максимальным учетом их интересов и возможностей, то новая программа, имея целью формирование интеллигентной, широко образованной, высоконравственной и успешной личности, учитывает и нужды педагогов. Ведь только успешный педагог может воспитать такую личность. Потому мы не сокращаем, как сейчас принято, а даже «умножаем» психологов в школе – они работают и с детьми, и с коллективом….Когда все разошлись, я решилась спросить Елену Валентиновну Денисову – молодую женщину с усталыми глазами, маму 11-летнего гимназиста, не жалеет ли она о том, что стала директором. Ведь она, потомственный педагог, об этом не мечтала, зная, какой груз работы и ответственности придется нести. – Знаете, может, это и неправильно, но воспитывали меня так: если не ты, то кто же? В свое время я согласилась, потому что понимала, если придет новый человек извне, гимназия не сумеет избежать «перестроечной» лихорадки. Мне помогает то, что у нас хороший, дружный, творческий коллектив. Омск
Комментарии