Этот странный на первый взгляд вопрос в последнее время все больше мучает одиннадцатиклассников тех школ России, где царит хроническое безденежье учителей. Даже в 15 “трудных” регионах, куда были отправлены целевые трансферты, так и не прозвучал столь ожидаемый вздох облегчения, а что тогда говорить о других…
Продолжительное бездействие федеральной власти и власти субьектов РФ привело к тому, к чему и должно было привести: к официальному заявлению ЦК профсоюза работников народного образования и науки о том, что учителя не начнут новый учебный год в случае невыплаты до 15 августа 1997г. задолженности по зарплате и отпускным. Это решение было принято постановлением 3-го пленума ЦК профсоюза от 23 апреля с.г. Крайняя мера – отказ от итоговой аттестации выпускников – была отвергнута на радость ни в чем не повинным ученикам. Тем не менее учителя отдельных школ могут пойти на этот серьезный шаг, не дожидаясь разрешения профсоюзов. Так, например, в школах г.Киселевска Кемеровской области с 15 апреля с.г. принято решение не проводить выпускные экзамены, а на уроках уже сейчас демонстративно не ставятся оценки.
Проблема долга бюджетникам кажется вечной, но даже с его уменьшением “согласно графику” всеобщая благодать не наступит. Истинные причины всех бед кроются в отсутствии перспектив развития образования. Угрозы увольнения учителей и сокращения сети образовательных учреждений больше напоминают реакционные методы усмирения взбунтовавшихся масс, чем вынужденные меры в условиях сложившегося кризиса.
Настоящую смуту в умах отчаявшихся навели так называемые целевые трансферты. Больше всего раздражает даже не тот факт, что из обещанных денег реально дошло менее 50%, а окутанная тайной процедура перевода народных денег, порождающая море слухов.
В присутствии приглашенных в президиум пленума – вице-премьера Олега Сысуева, 1-го заместителя министра образования Владимира Шадрикова и члена Комитета по образованию и науки Госдумы РФ Олега Смолина – председатель профсоюза Владимир Яковлев заявил, что вопрос сегодня стоит уже не только о сохранении образования. “Хорошо, если только одно поколение учащихся потеряно. Сегодня речь идет о физическом выживании образования, возможности воспроизводства интеллектуального потенциала нации”. Обстановка в стране настолько накалилась, что в ходе пленума прозвучало открытое обвинение Владимира Кинелева в равнодушии к народным страданиям, на что первый заместитель министра общего и профессионального образования Владимир Шадриков поспешил возразить. Он заявил, что как раз “в это время” идет подготовка к встрече с Минфином, на которой будут рассмотрены конкретные предложения по погашению задолженности по зарплате и отпускным с точными расчетами и указанием источника финансирования, а также формы изменения механизма начисления пени в случае, если долг учреждения вызван недофинансированием госбюджета.
С назначением вице-премьером по вопросам “социальной реформы” Олега Сысуева у многих появились тайные надежды на кардинальные изменения положения. В своем выступлении на пленуме он отметил, что для выплаты зарплаты учителям будут мобилизованы все кредитные ресурсы Правительства РФ, ресурсы регионов, средства от приватизации. На вопрос, по какому принципу будут выделяться кредиты регионам, Олег Сысуев обьяснил, что теперь будет учитываться отношение администрации к своим обязанностям и на помощь могут рассчитывать те области, которые аккуратно доводят деньги до учителей.
Мария КОЗЛОВА
Грехи наши земские
На прошлой неделе в Белгороде прошел II Всероссийский земский сьезд учителей. Организаторы сьезда – Российское земское движение и белгородская администрация.
Представители земского движения заявили, что проведение мероприятия на страстной неделе Великого поста связано с тем, что они подстраивались под график работы Владимира Кинелева. Но министр образования на сьезд не прибыл, как, впрочем, и его первый зам Владимир Шадриков, чье представительство было заявлено в программе сьезда. Зато собрались делегаты и гости из 42 регионов страны – учителя, директора школ, управленцы. Всего более пятисот человек. Они-то и повели разговор о выработке национальной концепции образования в России, о земской школе, о положении учителя. Страсти кипели… Подробный отчет о работе сьезда читайте в ближайших номерах “УГ”.
Лидия СЫЧЕВА
премии
Путевка в вуз
В 1994 году в целях поощрения одаренных школьников была учреждена “Премия Президента РФ – победителям международных олимпиад”. Недавно в Министерстве общего и профессионального образования состоялось награждение 50 вундеркиндов – победителей олимпиад 1995 и 1996 гг. Молодые таланты, получившие “президентские”, поступают в вузы без экзаменов, а нередко они получают приглашения продолжить учебу за рубежом. Диплом с личной подписью Бориса Ельцина получили юные специалисты в области математики, физики, химии, биологии, географии, экологии и информатики. Среди них – школьники Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара, Челябинска, Липецка, Воронежа, Новгорода, а также Мурманской, Курской и других областей. Кроме них, были отмечены 25 победителей международного музыкального конкурса “Классическое наследие”, среди которых есть не только исполнители, но даже юные композиторы.
Ирина ПОТАПОВА
выставка
“Другой” от слова “друг”
Слово “интерактивный”, которое означает “имеющий обратную связь”, вошло в наш лексикон совсем недавно. Первая интерактивная выставка в России “Я и другой” была создана российской группой “Детский открытый музей” совместно с Институтом “Образование во имя мира” (Нидерланды) при содействии Русского бюро в Амстердаме.
Выставка, открытая в сентябре 1996 года в Москве, за полгода обьехала всю страну, побывала в Красноярске, Ноябрьске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и сейчас находится в Зеленограде, во Дворце творчества детей и юношества. Ее цель – воспитание терпимости к “другому”.
Выставка представляет собой нечто вроде обучающей игры. Она помогает войти в положение другого человека: посмотреть на мир глазами дальтоника, написать что-нибудь по трафарету для слепых. Узнать, что думают такие же дети, но с другим цветом кожи, исповедующие другую религию и подвергающиеся из-за этого дискриминации.
Вместо привычного экскурсовода на интерактивной выставке дети общаются с тетрадкой-путеводителем, которая содержит тесты и вопросы.
Первые стенды знакомят ребенка с понятием “точка зрения”. Стенд “Нормально или странно?” рассказывает о том, что некоторые вещи, которые кажутся нам странными, для других являются нормой: эскимосы любят сырое мясо, а голландские старики живут не с детьми, а в специальных санаториях. Следующий стенд предлагает развесить таблички “Нормально” и “Странно” под фотографиями татуированных бушменов и рокеров. Интересно, что бушмен в своей обычной охотничьей раскраске детям кажется странным, а взрослый европейский дядя с кольцами в ушах, бровях, губах и носу – нормальным.
Далее разбираются понятия “штамп” и “предрассудок”. Детскому вниманию предлагаются комиксы – обыденные ситуации с необычными развязками. Например, витрину разбивают не дети мячиком, а… старик костылем. На стендах, прикрывая фотографии, висят таблички со “штампованными” выражениями. Когда их поднимешь, то увидишь, что на самом деле не все инвалиды несчастны, что кухня не только место для женщины и что дети тоже могут участвовать в политической жизни.
Следующий раздел выставки посвящен выражению “козел отпущения”. Здесь рассказ о том, как появилось это выражение и что оно означает сейчас. Ребятам предлагается описать свое отношение к “козлу отпущения” в различных ситуациях. Заканчиваются их письма на удивление однотипно: “Мне его жалко, но в принципе он сам виноват. Да и что я могу сделать против целого класса?” Только один мальчик признался, что не хочет защищать “козла отпущения”, потому что боится сам им стать.
Юлия СОКОЛОВА
конференция
“Вихрастые” исследователи
В Москве состоялась научная конференция молодежи и школьников “Шаг в будущее”.
Научно-социальная программа “Шаг в будущее” проводит свои мероприятия уже пятый год. Но эта конференция отличалась небывалым размахом – более шестисот исследователей из пятидесяти с лишним регионов России, двадцать семь секций по различным научным направлениям, встречи с ректорами крупнейших вузов и ведущими учеными. Согласитесь, это довольно масштабно для научной программы, основными участниками которой являются школьники. Те самые вихрастые девяти-десяти-одиннадцатиклассники на конференции представили разработки, соотносимые по уровню со “взрослыми” исследованиями.
Очевидно, вскоре программа “Шаг в будущее” перестанет быть “неформальной” инициативой МГТУ им.Баумана и других вузов и школ. Сейчас обсуждается вопрос о придании ей государственного статуса. Этим известием порадовал спикер Госдумы Геннадий Селезнев, который встретился с делегатами конференции в первый день ее работы.
Более подробно о конференции мы расскажем в ближайших номерах.
Григорий ТАРАСЕВИЧ
налоги
Сбор на школу отменят?
На прошлой неделе правительство закончило работу над проектом Налогового кодекса РФ. Не позднее 30 апреля он будет представлен на═рассмотрение Государственной Думы.
Чтобы “упорядочить налогообложение”, предполагается свести к минимуму количество налогов, имеющих целевую направленность.
В числе других будет отменен целевой сбор на нужды образовательных учреждений. Вместо 173 останется всего 30.
По мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, “отмена многочисленных поборов” будет способствовать наполнению бюджетов. “Будут ликвидированы сборы на содержание муниципальной милиции, жилищного фонда и другие не менее важные и нужные цели. Сокращение целевых налогов – это принцип, который заложен в новом кодексе. Сегодня главное – собрать деньги в бюджет, а потом направить их в нужное русло”.
Василиса ГРИГОРЬЕВА
книгоиздание
Как простой учебник помирил наших депутатов
Привлечь внимание российских парламентариев к проблемам учебного книгоиздания – такую задачу ставило перед собой руководство Издательского дома “Дрофа”, организуя выставку учебной литературы в Государственной Думе РФ. Познакомиться с экспозицией книг “Дрофы” депутаты и гости Думы могли на протяжении трех дней, с 16 по 18 апреля.
На примере деятельности одного из крупнейших отечественных издательств, специализирующегося на выпуске учебников, представители законодательной власти имели возможность детально вникнуть в суть той тяжелой ситуации, которая сложилась в сфере производства и распространения книг для учителей и школьников.
Выставка вызвала живой интерес со стороны руководителей большинства фракций Госдумы. Несмотря на различную политическую ориентацию, все, от коммунистов до демократов, выразили готовность помочь российским производителям учебной литературы преодолеть сегодняшний кризис в этой отрасли. Кто знает, быть может, проблема школьного учебника в какой-то мере сможет консолидировать российское общество, позволит депутатам хотя бы на время забыть о фракционной междуусобице и направить свои усилия на решение конкретных дел, не терпящих отлагательства.
Александр КУЛИКОВ
Комментарии