search
main
0

Есть ли повод для оптимизма? В 2010 году наметилась тенденция к снижению учительских зарплат

​Итоговая коллегия Минобрнауки РФ за 2010 год проходила в этот раз в непривычном формате – в субботний день, тем не менее зал для заседаний был полон, так что даже не все приглашенные могли найти свободное место. Такой ажиотаж вполне объясним, 2010 год был во многом знаковым для образования: шло бурное обсуждение проекта закона «Об образовании в РФ», новых ФГОС общего образования, много копий ломалось вокруг 83-го ФЗ о переходе образовательных учреждений на новые организационно-правовые формы собственности, кроме того, ушедший год был Годом учителя, так что тем для разговора накопилось предостаточно. Примечательно также то, что коллегия была межведомственной, на ней присутствовали вице-премьер Сергей Иванов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.

Открыл коллегию Сергей Иванов, назвав главные итоги 2010 года, среди которых важнейшую роль играют разработка и внедрение новых ФГОС. Сергей Борисович заявил, что среди основных приоритетов в наступившем году будет переход от модернизации к инновационному развитию системы образования. В этом контексте, по мнению Сергея Иванова, одна из важнейших задач Минобрнауки РФ – расширение взаимодействия с гражданским обществом и реальным сектором экономики. Сергей Борисович также напомнил собравшимся, что идет третий год, как созданы национальные исследовательские университеты, и что нужно уже подводить промежуточные итоги. И здесь, как считает Сергей Иванов, одним из решающих факторов должно стать мнение бизнеса.- Без тесного взаимодействия с бизнесом, работодателями и общественностью невозможно создание системы оценки качества образования. Все необходимые инструменты, в том числе финансовые, для проведения этой работы есть, – подчеркнул вице-премьер. – Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы предусматривает выделение на эти цели более 4 миллиардов рублей.Важным событием последних месяцев, вызвавших широкий общественный резонанс, стало обсуждение проектов федерального государственного образовательного стандарта общего образования и нового закона об образовании. Абсолютно очевидно, что принимать такие документы, которые затрагивают интересы буквально каждой семьи, невозможно без их широкого обсуждения в обществе, подчеркнул вице-премьер.- Информирование общественности о государственной политике в сфере образования, отслеживание обратной реакции, общение в самом широком смысле с людьми должно стать нормой. И министерство здесь должно занять активную и упреждающую позицию, – убежден Сергей Борисович. В противном случае, по мнению вице-премьера, нас ждет непонимание и нарастание социальной напряженности. Выступая позже, министр образования и науки России Андрей Фурсенко подтвердил, что новый стандарт образования старшей школы, доработанный вариант которого опубликован 15 февраля на сайте Минобрнауки России, не будет принят без широкого обсуждения общественностью.- У нас нет желания протащить его любой ценой, но так или иначе образование должно меняться, – подчеркнул Андрей Александрович.Сергей Иванов не обошел вниманием и еще одну серьезную проблему образования – зарплату педагогов.- Положение с зарплатами в системе образования далеко не радужное. Среднемесячная зарплата работников образования во всех регионах России существенно ниже этого же показателя по экономике, – отметил вице-премьер. Далее Сергей Борисович привел данные Росстата, согласно которым среднемесячная заработная плата учителей за январь – декабрь 2010 года составила всего лишь 13564 рубля, то есть около 60 процентов от этого показателя по экономике (22684 рубля). Причем в некоторых регионах, к примеру в Республике Дагестан и Брянской области, педагоги получают в месяц всего лишь около 7 тысяч рублей, в то время как в Москве свыше 40 тысяч, в Ненецком автономном округе свыше 35 тысяч рублей.- С 1 июня 2011 года предусмотрена индексация фондов оплаты труда федеральных бюджетников на 6,5 процента, – напомнил вице-премьер и поручил Андрею Фурсенко взять ситуацию с учительскими зарплатами под личный контроль.- Обеспечьте постоянный мониторинг уровня зарплаты педагогов в субъектах Российской Федерации и при необходимости взаимодействуйте непосредственно с главами регионов, – сказал Иванов.Министр Фурсенко вынужден был признать в своем докладе, что в 2010 году зарплата учителей снова начала отставать от средних зарплат в экономике, а кое-где, по словам Андрея Александровича, наметилась тенденция даже к ее снижению.- Анализ показывает, что ситуация более благоприятна в тех регионах, которые перешли на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование на основании модельных методик, разработанных исходя из опыта передовых регионов и утвержденных министерством. Именно эти регионы оказались наиболее подготовлены к реализации президентской инициативы «Наша новая школа» и по условиям обучения, и по результатам, – подчеркнул Фурсенко. – В связи с этим мы обращаемся к Минрегиону с просьбой о включении показателя соотношения зарплаты учителей к средней зарплате по экономике региона в перечень индикаторов эффективности деятельности субъекта РФ.Андрей Фурсенко также в своем выступлении заявил, что министерство планирует представить к лету на обсуждение уже третью редакцию проекта нового закона «Об образовании в РФ». Документ будут широко обсуждать с педагогами на традиционных августовских педсоветах в разных регионах России.Андрей Фурсенко также сообщил в своем докладе, что в 2011 году в вузах России будет массово внедряться двухуровневая система высшего образования «бакалавриат – магистратура». По его словам, высшее профессиональное образование в форме бакалавриата предпочтительнее подготовки специалистов, поскольку в настоящее время невозможно предсказать потребность российской экономики в тех или иных специалистах на ближайшие пять-семь лет.При этом по ряду направлений подготовки будет сохраняться специалитет – одноуровневая система высшего образования.По мнению выступавшего на коллегии президента Российского союза ректоров, ректора МГУ Виктора Садовничего, систему образования спасет поддержка прорывных направлений подготовки специалистов. Виктор Антонович также высказался за создание общественных межуниверситетских корпораций и усиление роли общественных организаций, которые должны принимать самое активное участие в итоговой аттестации выпускников вузов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте