Проблема школьной травли перестает быть латентной. Об этой теме говорят, пишут и снимают документальное кино. «Учительская газета» продолжает цикл публикаций, посвященных школьной травле. На этот раз предлагаем вам посмотреть две серии документального фильма, подготовка которого потребовала у автора задумки и съемочной группы полтора года.
Журналист, автор Ютьюб-проекта «Нормальные люди» и книги «Другая школа» Александр Мурашев выпустил кино о буллинге: «Я встретил тех, кто меня травил» и «Я встретил тех, кто меня травил… с оружием». Два документальных фильма – полуторачасовой и часовой – находятся в открытом доступе, активно набирают просмотры и комментарии.
Александр Мурашев в 12 лет поступил «в одну уважаемую петербургскую школу, с красивым названием и целым списком вступительных экзаменов». Именно там будущий журналист узнал, что такое травля. Во время съемок он поговорил с одноклассниками, которые пережили травлю и которые сами участвовали в ней, а также с классным руководителем. В картине есть комментарии семейного психолога, автора методического пособия для педагогов по профилактике травли Людмилы Петрановской и педагога, основателя школы неформального образования «Апельсин» Димы Зицера.
Один из многих комментариев на Ютьюб-канале «Нормальные люди» от зрителя емко и честно характеризует ситуацию, связанную с темой травли. «Я посмотрела две части. Отличная работа! Взяла себе на заметку некоторые инструменты для работы с детьми по профилактике буллинга, спасибо! В этом фильме их намного больше, чем я получила в педагогическом институте. И это реалии педагогической профессии в России: на самом деле учителя действительно не знают и пасуют, когда в классе происходит драка или кого-то систематически обижают», – написала учительница, уточнив, что посмотреть этот фильм стоит всем учителям.
Возможно, не каждый педагог сумеет выкроить два с половиной часа на знакомство с творчеством журналиста, история которого является сквозной темой для двух серий документального фильма. Именно через судьбу Александра мы узнаем, как чувствует себя школьник, еще совсем ребенок, когда его обзывают, задирают и унижают. Именно на вопросы уже выросшего Александра отвечают эксперты, которые убеждают нас только в одном – оправдания буллингу нет, как и школе, и педагогам, которые ситуацию не переломили. Вот и Дима Зицер уверен, что у того, кто столкнулся с травлей, нет ни одной причины терпеть издевательства. «Оправдать это невозможно!» – говорит Дима, общаясь с Александром в собственном кабинете или школьных пространствах, где играют и учатся дети. «Нет никакого оправдания, что человек будет страдать, на мой взгляд. Если это нельзя остановить прямо сейчас, нужно уходить. В ситуации травли человек учится тому, что сильный всегда прав» – еще одна цитата из ответа Димы Зицера, у которого есть собственная история унижения, которую он пережил в одной престижной школе и о которой сумел забыть, сменив образовательную организацию на обычную школу во дворе.
«У травли нет истоков. Взрослые, которые окружали детей, не рассказали детям, как устроен мир и что делать с чувствами. У буллинга нет причин. Когда говорят, что нужно вовремя ногти стричь или косички заплетать, – это ложь!» – вот так считает директор школы неформального образования «Апельсин».
Одним из экспертов второй серии стала автор книги «Травля. Со взрослыми согласовано» Светлана Моторина. Рассказывая историю своего сына, Светлана выступает против того, чтобы учить детей давать сдачи на агрессию. «А должны ли дети давать сдачи? Они для этого, что ли, ходят в школу?» – задает она риторический вопрос, особо останавливаясь на том, что риторика войны, извечного противостояния, иерархичности и готовности к борьбе и соперничеству – это то, с чем имеют сегодня дело многие российские дети.
Ответы психолога и эксперта в теме буллинга Людмилы Петрановской, которые, как и Димы Зицера, включены в две серии фильма, ситуацию с темой травли делают более осязаемой и понятной. «Для меня важно, чтобы травля понималась как правовое понятие. Каждый имеет право быть защищенным от насилия. Каждый имеет право быть в безопасности. Каждый имеет право входить в школу, не сжимаясь от страха. Любой ребенок – независимо от того, как он себя ведет. Если мы не упускаем из вида правовой аспект, нам становится легче об этом думать. Когда мы получаем ясность правового взгляда, мы понимаем, что это ответственность школы. Это ответственность школы, чтобы ребенок был в ней в безопасности», – уверена психолог.
Между комментариями экспертов и личной историей автора фильма есть несколько интервью уже взрослых людей, которые подвергались травле или травили сами. Причины? Внешность, творческие способности, маленький или большой рост, провокация со стороны педагога… В каждой истории много эмоций, слез, недоумения и равнодушия взрослых – не только учителей, но и родителей, которые были уверены, что все это можно пережить, перетерпеть и в итоге справиться.
Взрослые, пережившие насилие сверстников, нередко признавались в том, что справиться с последствиями им помогли психолог или психотерапевт, годы терапии… «Классы, в которых кого-то травят, встречаются чаще, чем классы, в которых все живут дружно. Когда кого-то постоянно обижают, дразнят, оскорбляют, когда с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом, когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи, когда кого-то толкают, бьют, унижают, угрожают – это называется травлей!» – об этом доступно рассказывают на сайте проекта «Травли NET». Эксперты в теме детского и подросткового буллинга – президент АНО БО «Журавлик» и идеолог программы Ольга Журавская и координатор программы «Травли NET» Мария Свир – стали участницами фильма. На сайте и в соцсетях проекта можно найти материалы, которые помогут в решении острых ситуаций, связанных с насилием. Психологи работают каждый будний день с понедельника по пятницу с 10.00 до 20.00 по московскому времени. Звонок на номер 8(800) 500-44-14 бесплатный.
Документальное кино – особый жанр. Оно создает ощущение присутствия, реальности случившегося и того, что происходит прямо сейчас. Именно сегодня в миллионах российских школ есть ребенок, которого травят. Последствия этого могут быть разрушительными не только для жертвы, но и для тех, кто ее окружает. Порой выдержать это человек не может. Травля в школе и стрельба – это причина и следствие той несправедливости, с которой сталкиваются наши дети. Подтверждение? Скорбный список нападений на школы учениками (скулшутинг – от англ. school shooting – «школьная стрельба»), который с каждым годом становится длиннее.
Фильмы доступны на YouTube-канале «Нормальные люди»
Отличные фильмы!