Эвакуация московских детей была начата 30 июня 1941 года, и за первые 19 дней в тыл направили около 200000 ребятишек разного возраста.
Проверка, организованная в середине июля 1941 года, продемонстрировала отсутствие слаженности в проведении эвакуационных мероприятий в отношении детей. За неимением плана мобилизации вывоз подрастающего поколения столицы проходил с грубыми нарушениями. Ребятишек, посаженных на поезда, не успевали обеспечить продуктами питания и предметами первой необходимости, более того, их не сопровождал медицинский персонал. Кураторами детских групп назначались некомпетентные люди без педагогического образования, каждый из которых нес ответственность за 600 учеников.
Меньше чем за месяц ситуацию исправили. Эвакуация детей приобрела упорядоченный вид, каждый ее участник знал свои обязанности, четкое исполнение которых облегчало транспортировку на восток железнодорожных составов с ребятишками.
Очевидец рассказывал о первых эшелонах, доехавших до Урала:
– Случалось, что в открытых полувагонах или на платформах ехали люди. Хорошо, если был брезент, которым можно было прикрыться от дождя. Иногда и этого не было. Здесь же станки или материалы, кое-что из вещей эвакуированных. Именно кое-что. Люди спасались от нашествия варваров, и было, конечно, не до вещей. При более благоприятной обстановке два-три крытых вагона выделяли для женщин с детьми. Вместо 36 человек в них набивалось по 80-100. Никто, разумеется, не роптал, горе объединяло людей, кров которых был захвачен фашистами.
Жизнь в эвакуации
Детские учреждения и их воспитанники находили убежище в далеких от фронта приуральских и сибирских областях РСФСР, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Казахстане, Киргизии.
Жизнь в эвакуированных детских домах была непростой. В принимающие районы поступали десятки и сотни тысяч детей, но не было ни достаточного количества людей, ни материальных ресурсов, чтобы их обеспечить, за всеми присмотреть. Прибывшим приходилось размещаться в школах, рабочих бараках, бывших клубах, избах-читальнях – где придется. Порой на 200 человек приходилось помещение, в котором было всего 4 пригодные комнаты. Теснота порождала множество проблем.
«Заберите еще шестнадцать ребят. Сняли с грузового эшелона. Где-то под Ровно у них разбомбили пионерлагерь». К заботе о детдомовцах активно привлекали волонтеров, как тогда говорили, актив. Комсомолки и взрослые женщины собирали для детей вещи и книги, помогали обустраивать помещения, мыли их.
Волонтерское движение живо и развивается. Мы являемся волонтерами отряда «Призвание». В главном здании проходила акция по сбору вещей для детей Сирии. Было собрано несколько десятков коробок с письменными принадлежностями, игрушками, книгами. Так мы оказали посильную помощь детям Сирии.
Большая часть эвакуации 1941 года проходила летом, поэтому ни у кого не было с собой теплой одежды. Валенками, носками, одеялами и тулупами сначала делились местные жители. Со временем наладились поставки государственных промтоваров и продуктов питания, но местные жители все равно помогали эвакуированным детям всем, чем могли.
– Однажды с завхозом мы отправились по соседним деревням, чтобы собрать кое-что. Взяли мешок. Ушли с мешком, вернулись с подводой. Помню, как одна женщина – ей своих-то детей было нечем кормить – дала нам три морковки. Скажите, есть ли цена этим морковкам? – в воспоминаниях о тех временах нет упоминаний, что принимавшие проявляли недружелюбие, зато множество рассказов о приветливости, гостеприимстве, щедрости. Часто хозяева домов, где селили эвакуированных, забирали еду у своих и отдавали приезжим, жалея перепуганных и истощенных детей.
Семья Шамахмудовых
В Ташкенте есть удивительный памятник. В центре скульптурной композиции возвышается пожилой узбек, рядом сидит женщина, а окружают их многочисленные дети. Мужчина смотрит на них с нежностью и большой серьезностью – раскинув руки и словно обнимая все многочисленное семейство. Это Шаахмед Шамахмудов, которого почитает весь Узбекистан. В годы Великой Отечественной войны они с супругой Бахри усыновили и воспитали 15 (!) советских детей самых разных национальностей, став для них поистине родными мамой и папой.
Узбекские мама и папа стали родными для русских, белоруса, молдаванки, еврейки, казаха, латыша, немки, татарина. Например, в 1943‑м они взяли из детдома четверых – белоруску Раю, татарку Малику, русского мальчика Володю и двухлетнего малыша, имени и национальности которого никто даже не знал. Шаахмед и Бахри назвали кроху Ногматом, что переводится с их языка как «дар».
Когда вести о большой семье кузнеца Шамахмудова были опубликованы в центральных газетах, Шаахмед получил письмо и денежный перевод на несколько сотен рублей от воюющего на фронте старшего лейтенанта Левицкого, который во время войны потерял собственных детей и обещал посылать такую же сумму ежемесячно, пока будет жив. Поскольку кузнец не привык просить деньги на содержание детей, но обидеть порядочного человека отказом не хотел, он взял на воспитание еще одного мальчика – украинца Сашу Брынина, у которого появились два приемных отца: узбекский кузнец и русский лейтенант.
Судьбы детей Шамахмудовых сложились по-разному. Кто-то остался жить в Ташкенте. Четверых ребят после войны нашли и забрали домой родственники, однако уехав, они всю жизнь с благодарностью вспоминали приемных маму и папу. А взятые Шамахмудовыми на воспитание узбечка Муаззам и белорус Михаил впоследствии полюбили друг друга. Они поженились и создали свою интернациональную семью.
Шаахмед Шамахмудов умер намного раньше своей жены, в 1970‑м, разменяв девятый десяток. Смерть настигла его во время работы в саду, ведь до последних дней он не переставал трудиться.
Ежегодно в нашей школе проходит фестиваль «Победоносного славьте Георгия». В этом году он был посвящен подвигу народов СССР во время войны. Узбекистан был представлен подвигом семьи Шамахмудовых. Эта история так тронула ребят, что был создан отдельный стенд, посвященный этой семье. Он висит на третьем этаже вместе с другими стендами, рассказывающими о подвиге людей нашей страны.
Виктория АРТЮХОВА,
Елена КУЗНЕЦОВА, ученицы 10‑го «А» класса школы №1542
(руководители проекта Галина Воробьева, педагог-организатор, Ирина Воронова, учитель информатики)
Комментарии