Развитие современной психологической науки позволяет по-новому подойти к решению такой вечной проблемы педагогики и психологии, как школьная неуспеваемость.
Доктор психологических наук Н.Чуприкова и кандидат психологических наук Н.Локалова предположили, что одна из основных причин, вызывающих у детей различные затруднения при усвоении школьных знаний, недостатки в развитии их познавательной деятельности. Отсюда становится ясно, что помощь учащимся с трудностями в обучении должна заключаться не в проведении с ними традиционных дополнительных занятий, когда идет повторение учебного материала, а по существу натаскивание, что делает эти занятия малоэффективными. Нет, нужна специальная работа с учениками по целенаправленному и систематическому развитию познавательной деятельности школьников. Такая работа проводится – Н.Локалова разработала две психологические программы развития познавательной деятельности школьников разных возрастов: «120 уроков психологического развития младших школьников» (М. : Ось-89, 2006, 2008, 2010) и «Уроки психологического развития в средней школе» (М. : Ось-89, 2001).Что же это за уроки психологического развития? Их специфика заключается в том, что по своему содержанию это не предметные уроки, а метауроки, цель которых познавательное развитие учащихся. На таких занятиях с учащимися начальных классов происходит всестороннее развитие у них процессов мышления, внимания, памяти, восприятия, ощущений, воображения, формирование психологических предпосылок овладения детьми учебной деятельностью, психологических новообразований младшего школьного возраста (внутренний план действия, произвольность, рефлексия). При разработке развивающей программы для учащихся основной школы учитывалось положение о необходимости формирования у подростков и старших школьников гипотетико-рассуждающего мышления, ставшего ключом к их умственному развитию. Хотя работа направлена главным образом на развитие познавательной сферы школьников, каждое занятие тем не менее сопровождается обращением к их личностной сфере, актуализацией позитивных эмоциональных состояний. Уроки организуют как доброжелательное и диалогичное взаимодействие ребенка со сверстниками и учителем, что позволяет детям проявлять собственную познавательную активность, высказывать свое мнение и обосновывать свой ответ. Методические пособия Н.Локаловой хорошо знакомы многим российским учителям, использующим их в своей работе. С 1996 года идет апробация и внедрение программ повышения уровня познавательного развития в школах Москвы и регионов России, получено множество доказательств их эффективности: значительно возрастает уровень интеллектуального развития школьников всех возрастов, что положительно сказывается на их успеваемости. Но есть и не менее важный, хотя на первый взгляд и неожиданный результат такой работы: происходят позитивные личностные изменения обучающихся. Одновременно с повышением уровня интеллектуального развития у школьников усиливается субъективная значимость учебно-познавательного мотива, снижается уровень школьной тревожности, уменьшается выраженность агрессивных проявлений, улучшаются межличностные отношения с одноклассниками. Целенаправленное развитие познавательной деятельности школьников имеет, таким образом, прямое отношение к разработке актуальнейшей проблемы педагогической практики – развитию и воспитанию школьников, формированию у них позитивных личностных качеств. Нельзя к тому же забывать, что в свете новой школьной образовательной политики, направленной на формирование компетентностей обучающихся, успешное внедрение образовательных стандартов нового поколения непременно должно сопровождаться повышением уровня познавательного развития обучающихся. Системно организованные воздействия на познавательную сферу детей, позволяющие раскрыть их интеллектуальный потенциал, обеспечивают формирование психологической основы надпредметных компетентностей, а появление позитивных личностных черт следует рассматривать как формирование у обучающихся личностных компетентностей.
Комментарии