Николай Васильевич Гоголь однажды сказал: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя». Слова, подходящие к профессии педагога безоговорочно. Когда следует остановиться? Когда станет достаточно воспитывать себя и с успехом перейти к воспитанию другого?
Ответов на эти вопросы нет и не может быть. Каждый день мы получаем новые знания об окружающем мире, пусть они не так новы для нас, как в детстве, но наше окружение устроено так, что мы способны получать новую, свежую информацию ежеминутно. А теперь представьте маленького ребенка, который только познает себя и мир, окружающих, все живое и неживое вокруг. Крупный поток нескончаемой информации на детские плечи! Рядом с малышом должна быть надежная опора, которая подарит новые впечатления, актуальные знания, заботу и внимание. Потому образованность, воспитанность, ответственность, искренность и любовь – самые главные качества воспитателя.Начинать свою профессиональную деятельность всегда приходится с трудностей, и мой путь не исключение. Как любой другой современный подросток, долго не могла выбрать свою дорогу в будущее, вокруг много современных профессий с интересными иностранными названиями, которые на деле оказывались рутинными и скучными. «Ну уж нет!» – промелькнуло в моей голове. С самого детства я была творческим и ярким ребенком, мне нравилось развлекать остальных, устраивать праздники, переодеваться в волшебных героев и дарить окружающим веселье и смех. Ни дня не проходило без жалоб воспитательницы на мое поведение… Кто же мог подумать, что в один момент поступлю в педагогический колледж и окажусь на месте той самой воспитательницы, столкнусь с непослушанием воспитанников, с разнообразием характеров и особенностей?!Что я чувствовала, когда в первый день пришла на работу в детский сад? Безумное чувство страха! Устраиваться на работу было не так страшно, как взяться за нее. В первый год работы мне доверили младшую группу. Увидев малышей, опешила: что мне с ними делать? Как себя вести? Возрастные особенности детей трех лет я знала хорошо, но на практике давалось все не так просто. Начиналось со слез по утрам, не все были готовы расстаться с мамой на пару часов, и я не была готова к истерикам. За время обучения в педагогическом колледже мне всегда доставались дети пяти-шести лет, с ними было легко найти общий язык. А тут малыши, и я сдалась. Родители неохотно доверяли мне детей, считали неопытной, слишком серьезной и даже грозной. Все мои организаторские таланты куда-то исчезли. Руководство поставило мне наставника, которая подсказывала мне те или иные пути решения проблем, начиная от построения взаимоотношения с родителями и заканчивая трюками успокоения плачущих малышей. Бывало, плакала сама, опускались руки, с понедельника настраивалась на работу, а к пятнице уже раскисала. Несколько раз хотелось все бросить из-за неуверенности в себе, в правильности выбранного пути и профессии. Я стеснялась петь детям, обнимать их и держать на руках, проявлять заботу и нежность. Мне чудилось, что это глупо, неперспективно, кто-нибудь увидит и засмеется. Взять себя окончательно в руки помогла любовь. Да, именно любовь к детям, безграничная и бескорыстная, начала творить чудеса, я максимально погрузилась в свою профессию, отбросила комплексы и страх! Появились рассуждения: а что значит быть воспитателем? Каждый день общаться с детьми, находить в этом радость и моральное удовольствие, восхищаться успехами и сопереживать неудачам, а главное – нести ответственность и любить. Профессия воспитателя – это очень нелегкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. Чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой.Детский сад – прежде всего это важнейшая ступень в формировании личности ребенка. Для меня важен тот небольшой мирок, который мы создали вместе с ребятами. Я считаю себя счастливым человеком, потому что скучной и однообразной работы для меня не существует. Наоборот, я с радостью и любовью отдаю всю себя детям. Воспитатель должен всегда помнить, что детский сад не только место обучения и воспитания, а целый мир, в котором главное – понимание, доверие, сочувствие. Обучение не даст результата, если нет психологического комфорта. Мои воспитанники стали моей второй, большой семьей, и, приходя каждый раз в это уже родное место, я знаю, что меня ждут мои дети, которые любят меня и скучают по мне, 24 маленьких человечка, абсолютно разных по своему внутреннему миру, у каждого свои взгляды, желания и познания, но в единое целое их объединяют доброта и искренность. Моя гордость – это то, что я смогла найти подход к каждому. Я люблю и уважаю свою профессию, мне удается максимально взаимодействовать с родителями, искать компромиссы и доводить информацию. Часто слышу от них, как им тяжело, сколько нервов они тратят. И здесь я должна прийти на помощь родителям, которые затрудняются в вопросах воспитания детей, должна стать им другом и советчиком, а это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Готовясь к встрече с родителями, я всегда тщательно продумываю, как сделать ее интересной, познавательной, максимально полезной, живой. Я хочу, чтобы родители понимали и знали, что рядом с ними и их ребенком находится надежный и компетентный по всем вопросам педагог. Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает лишь негативную реакцию. Следовательно, не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих взаимоотношений! Детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им. Они впитывают, перенимают общий тон, все тонкости поведения педагога. Да! Бывает очень тяжело, и я устаю, но это приятная усталость, потому что я знаю, сегодня я дала детям новые знания, которые им пригодятся в дальнейшем. Ведь от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком он станет в будущем.Я постоянно учусь у своих воспитанников, которые помогают мне оценивать свою работу через их успехи и неудачи. На многое ребята вдохновляют. Я люблю и уважаю их мнение. Мы вместе рассуждаем, что хотим узнать, вместе наблюдаем за окружающим миром, вместе движемся вперед, вместе проходим этот единственный и неповторимый этап – детство. Моя задача – сделать его максимально радужным, светлым и счастливым!Вот так бывает: один момент – ты осознаешь, находишь свое место, и все, что важно для тебя в профессиональной сфере, – это счастливые воспитанники!Анастасия КАВТОРИНА, воспитатель структурного подразделения по дошкольному образованию №2093 школы №1018, участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»
Комментарии