Как сделать урок интересным, увлекательным, запоминающимся, а ученика не пассивным слушателем, а активным деятелем? Думаю, эти вопросы задает себе каждый учитель, который заинтересован в результатах своего труда. Поиск ответа на эти вопросы привел однажды к тому, что стало понятно: урок литературы можно провести не только в учебном кабинете с доской и партами, а вне школьных стен, например, в музее, парке, в другом городе… Так в нашей школе возникла мысль проводить уроки литературы непосредственно там, где создавались произведения. Эти занятия мы назвали мобильными уроками, потому что они предполагают в прямом смысле движение. Можно, например, сходить или съездить «в гости» к писателю, поэту и провести урок прямо там, где рождалось произведение, где все пропитано воздухом творчества…
Мобильный урок – это условное обозначение формы проведения урока вне школьных стен. Цель такого занятия – изучение учебного материала не за партой, а в музее, парке, библиотеке и т. д. Мобильный урок может быть как предметным, так и межпредметным, включать изучение материала нескольких предметов. Урок может быть посвящен как изучению одного произведения (например, урок по рассказу «После бала» Л.Н.Толстого), так и цикла произведений (например, по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина).В структуре мобильного урока можно выделить три основных компонента: подготовительный этап, основная часть, проводимая непосредственно на месте, и подведение итогов урока, рефлексия. Подготовительный этап – это определение целей урока, формулировка заданий для учащихся, составление маршрута урока. Например, урок в 8-м классе по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» мы провели в Казани. Известно, что в основе сюжета рассказа лежат события, произошедшие с братом Л.Н.Толстого Сергеем Николаевичем, когда братья Толстые жили в Казани. Учащиеся получают задание прочитать рассказ «После бала», узнать о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, казанском периоде жизни. Информацию можно получить на сайте мобильных уроков. С помощью сервиса Tripline составляются маршрут путешествия и путевой дневник для каждого ученика. В путевом дневнике учащиеся выполняют задания по мобильному уроку: 1) заполнить толстовские адреса, указать, как эти места связаны с Л.Н.Толстым;2) какие экспонаты в музее университета имеют отношение к писателю и его рассказу «После бала»?3) что нового вы узнали о творчестве Л.Н.Толстого или о его жизни и творчестве? Перед путешествием в Болдино учащиеся получают задание прочитать произведения А.С.Пушкина, написанные в период Болдинской осени (в соответствии с программой). Поскольку мобильный урок охватывает не только Болдино, но и Казань, где мы останавливаемся на обед, и Нижний Новгород, несколько учеников получают задание найти материал о том, как Пушкин связан с этими городами. Также разрабатываются маршрут и путевой дневник. Основной этап мобильных уроков – это посещение музеев, усадеб, других мест, связанных с творчеством того или иного писателя, проведение творческих мастерских или уроков. Задача, которую мы преследуем, проводя такие уроки, заключается в том, чтобы научить учеников работать с разными источниками информации. На уроке, как правило, единственный источник информации – это учитель или учебник. На мобильном уроке это рассказ экскурсовода, собственные наблюдения в музее, городе, впечатления от увиденного и услышанного, информация, которую ученик получает в творческой мастерской. Как отмечает Т.С.Панина, «обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если: – учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество;- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала; – могут быть самими собой, не боятся выражать себя»1. Все эти признаки эффективного обучения как раз и представлены на мобильном уроке и, в частности, в творческих мастерских, которые отличаются от обычного урока. При проведении таких мастерских важно, чтобы учащийся творчески осмыслил то, что узнал, увидел и услышал в музее, на экскурсии. Творческая мастерская может состоять только из игры, викторины, творческой интерпретации, инсценирования, главное, чтобы это действие было связано с темой мобильного урока. Например, на мобильном уроке в Болдине в рамках одной из мастерских была проведена игра «Есть контакт!», в которой были использованы слова, имеющие отношение к творчеству А.С.Пушкина. Творческие мастерские, которые проводятся непосредственно на месте, позволяют подвести своеобразный итог мобильного урока или, наоборот, подвести к осознанию и принятию знаний. Например, в Болдине творческие мастерские были проведены перед посещением усадьбы А.С.Пушкина и Музея литературных героев во Львовке. Каждый ученик побывал в трех мастерских – «Бродячие сюжеты в творчестве А.С.Пушкина», «Маленькие трагедии»: живая интерпретация» и «Вечные мотивы в сказках А.С.Пушкина». Творческие мастерские, прогулка по усадьбе Пушкина, чтение стихотворений у памятника поэту подготовили учащихся к восприятию информации в музеях. В Казани мобильный урок был построен по другому принципу: сначала мы побывали в Музее Казанского университета, посетили аудиторию, где учился Л.Н.Толстой, а затем проехали по тем местам, где бывал писатель. Завершением экскурсий стал урок по рассказу «После бала»: обсуждение сюжета произведения, выявление автобиографических элементов, системы героев, идеи рассказа. Подведение итогов мобильного урока проводится по приезде домой – это обсуждение поездки, заполнение путевых дневников, создание проектов и выступлений для учеников других классов. Самое ценное после таких уроков – это творческое осмысление, создание собственных произведений. Например, после мобильного урока в Болдине, после чтения стихотворений у памятника Пушкину, прогулки по парку родилось такое стихотворение у ученицы 8-го класса Натальи Сальниковой: Я вижу пруд и отраженьяДеревьев голых на воде.Здесь мне привиделись те лица, Когда-то знавшиеся мне.Я вижу: ветви ели гладятЗаросший тиной кружевнойТвой берег, темный и печальный, Что развернулся предо мной. Создание проектов по мобильному уроку – это, по сути, продолжение урока уже дома, подведение итогов, обобщение. Например, по мобильному уроку в Болдине предлагается выполнить проект «Дворянская усадьба ХIХ века». Учащиеся выбирают фотографии, сделанные во время поездки, подбирают к ним текстовый материал, отвечают на вопросы, составляют викторины и т. д. Те, кто не имел возможности побывать на мобильном уроке, посещают виртуальную экскурсию и выполняют такие же задания. Например, урок-экскурсия по «Повестям Белкина» выстраивается по следующим заданиям: 1) определите, к какой повести относится данное описание, сравните с фотографией;2) как отражается характер героя в этой экспозиции? 3) к какой повести в Музее литературных героев нет экспозиции? Как вы думаете, почему. Воссоздайте с помощью интернет-сервисов комнату, экспозицию к данному произведению; 4) сравните описание усадеб в разных пушкинских произведениях. Подберите фотографии или иллюстрации, сопроводите текстовыми примерами. Проект по теме «Кабинет в дворянской усадьбе» выполняется по такому же принципу: 1) в каких произведениях встречается описание кабинета героя? Сравните их с кабинетом А.С.Пушкина в болдинской усадьбе; 2) подберите фотографии или иллюстрации, сопроводите их текстовыми примерами. Рефлексия – обязательный элемент урока, поэтому и мобильный урок завершается этим этапом. Учащиеся заполняют путевые дневники, делятся впечатлениями, готовят выступления перед другими классами на классных часах или уроках литературы. Мобильный урок, урок-путешествие, урок – виртуальная экскурсия – это возможность активного включения ученика в учебный процесс. Обучающийся «участвует не только в получении знаний, но и в их поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки»2. На мобильном уроке происходят погружение в тему произведения, осмысление и активное познание, практическое применение знаний. Такое обучение в полной мере можно назвать интерактивным, а ученика – активным деятелем, который не просто слушает и изучает, но и пропускает через себя, а это, пожалуй, самое важное на уроке литературы. Современный процесс обучения можно представить формулировкой: «Лучше всего я разберусь, если увижу, услышу и сделаю». Эта формула точно отражает содержание, суть мобильного урока, его цели и задачи. ______________1 Современные способы активизации обучения. Под редакцией Т.С.Паниной. Москва, 2008. 2 А.П.Панфилова. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Москва, 2009. Елена ПИСЛЕГИНА, учитель русского языка и литературы школы «Гармония», Ижевск, Удмуртская Республика
Комментарии