Окажешься впереди – скучать не дадут
Помню, как отец учил меня косить траву. Показал что и как, а потом поставил перед собой. До сих пор вспоминаю то ощущение: впереди – простор, а сзади, за пятками, отцовская коса – жих-жих! За день косить научился… Так и в педагогике: с одной стороны жесткая конкуренция, с другой – простор для творчества.
И мы стараемся им воспользоваться. Побывав в нашем колледже в прошлом году, министр образования Владимир Филиппов написал в книге почетных гостей: “Считаю, что вы одними из первых в России создали учебное заведение на принципиально новых организационно-финансовых возможностях. Только такая инициатива, как ваша, спасет Россию и принесет благополучие всем гражданам!”
Нередко и в средствах массовой информации колледж называют уникальным учебным заведением, на уровне мировых стандартов. Авторитет колледжа действительно высок. О работе наших выпускников добрые отзывы. Но достичь этого было совсем не просто. Мы постоянно думали о завтрашнем дне, не ограничивали своих выпускников узкой специализацией, а готовили их на голову выше общепринятого уровня.
Учатся у нас 10 тысяч человек, из них 5 тысяч – на дневном отделении. Цифры внушительные, особенно если сравнить со стартовым количеством студентов – 300 человек. За годы развития колледж сменил узкие текстильные профессии на широкий диапазон специальностей. Готовим экономистов и юристов. На базе текстильного мы развили швейно-трикотажное отделение с подготовкой специалистов – технологов и модельеров-конструкторов. А с этого года это отделение станет сервисным и будет обучать по специальности “Косметика и визажное искусство”.
Весной прошлого года прошел зональный конкурс модельеров, который возглавил известный в мире кутюрье Вячеслав Зайцев. Он был у нас в колледже, заинтересовался работами наших мастеров и по достоинству оценил материальную базу. Без нее было бы просто невозможно создать многие модели. Недавно мы ввели новую специальность – “Дизайнер одежды”. Это акцент на творчество, ведь модельер-конструктор по сути – технолог, а дизайнер – творец. Подобное образование наша молодежь раньше могла получить только в Омском институте сервиса, а теперь такая возможность есть и в Тюмени.
А начиналось все с профтехучилища камвольного комбината и учебных мастерских – ткацких и прядильных. Они-то и позволили нам крепко встать на ноги. Затем мы создали швейные и трикотажные. Появилось свое производство, стали выпускать и продавать пряжу, ткани, простенькие швейные изделия. Куда шла изготовленная продукция? В детские дома, где бюджетные средства не позволяют приобретать дорогие белье и одежду. А еще в дома для престарелых и больницы. Там нашей продукцией очень довольны. Поэтому заказов набирается на приличные суммы. В этом году, например, на 10 млн. рублей. Кстати, детей-сирот, которые учатся у нас, мы одеваем в собственном ателье, шьем для каждого отдельно. Другие студенты тоже пользуются услугами наших ателье. Впрочем, и сотрудники колледжа не обходят их стороной. Стараемся создавать для этого условия – негоже, если деньги, которые может получить колледж, уйдут на сторону.
Недавно, после того как в состав колледжа вошло строительное профучилище, у нас появился стройцех и на его базе – фирма. Стало проще решать проблемы строительства и оборудования зданий.
А кому, как не нам, с нашими цехами, компьютерным обеспечением, опытными мастерами производственного обучения и преподавателями, быть полноправными участниками конкурса, который проводит областной центр занятости населения? Мы побеждаем и там. За год в колледже повысили квалификацию или получили новую профессию более тысячи тюменцев. Мы первыми из колледжей ввели дополнительные образовательные услуги. А если подвести итоги нашей прошлогодней экономической деятельности, получается более 34 миллионов рублей.
Но не зря говорят: “Сколько денег ни дай – все равно мало”. Так и у нас. Понимали – надо расширять производство. И расширяли, строили. И вот результат – летом открылась новая швейная фабрика. Кредит на год дала финская фирма и поставила необходимое оборудование. Со специалистами этой фирмы мы ведем переговоры о дизайнерском центре. Представьте: заходит человек в ателье, его параметры снимает видеокамера, а потом он на экране “примеряет на себя” различные фасоны и подбирает цвет. Уверен, что выпускников после обучения в таком центре будут расхватывать “на ура”.
Настоящая команда
В колледже работают свыше 600 инженеров и педагогов. Мы не ставим цель, чтобы все они стали кандидатами наук, но у многих это логическое завершение работы. К счастью, педагогика – сфера особая. Здесь важно поощрять инициативу и самостоятельность. Смотришь, делает человек что-то, что не входит в круг его обязанностей, спрашиваешь: “А еще какие идеи есть? Давай! Дерзай!” У другого почти все готово для того, чтобы написать учебник. “Прекрасно. Какая нужна помощь?” Третий не прочь освоить еще одну преподавательскую специальность. “Нам она пригодится. Как насчет института повышения квалификации?” Так объединяется коллектив, складывается команда. У многих из тех, кто проработал в колледже долгие годы, открылось второе дыхание, никого из них теперь не сманить на другую работу. При таком подходе любые проблемы решать намного легче. Вот недавно мы задумались: как сделать так, чтобы одаренные дети не “варились в общем котле”? И придумали. На первом курсе все дети обучаются вместе, а со второго, с третьего курса более способные получают знания по индивидуальным программам. Мы назвали их программами повышенного уровня профессиональной подготовки и удачно вписались в Закон “Об образовании”.
Электронный учебник
Идею internet-урока, электронного учебника, мы внедряем внутри колледжа. Педагоги решили отойти от традиции, когда надо 45 минут говорить, а после урока оставлять отстающих. На помощь пришли компьютеры. Преподаватели завели электронные странички, и любой студент может получить компьютерное задание.
Специалисты центра информационно-образовательных технологий колледжа создали базу, обеспечивающую развитие новых форм обучения – экстерната и дистанционного. На отделении “Вычислительная техника и информационные системы” по дистанционной форме обучения занимаются уже около сотни тюменцев – студентов Московского госуниверситета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Разработан авторизованный центр фирменного обучения в области информационных технологий. Создаются учебная корпорация и электронная обучающая система. Благодаря им студенты получат возможность в течение всего учебного курса перемещаться в информационном поле и приобретать практические навыки, которые потребует от них региональный рынок труда.
Владимир МАГОЙЧЕНКОВ,
директор Тюменского государственного колледжа профессионально-педагогических технологий, кандидат педнаук, заслуженный учитель России
Комментарии