В школе №1465 при поддержке Департамента образования Москвы с сентября 2013 года мы реализуем проект по инклюзии детей с расстройством аутистического спектра.
На сегодняшний день в начальной школе обучают восемь детей с достаточно тяжелым поражением нервной системы, часть детей пришли к нам, будучи совсем неречевыми и с серьезными проблемами ментального развития. Созданная в школе образовательная среда, объединившая учителей, работников психолого-медико-педагогической службы, а также родительскую общественность в лице организации «Центр проблем аутизма», позволила создать условия для заметного прогресса в социальном развитии и образовании детей-аутистов. Госзадание школы предусматривает обучение детей-инвалидов, на что в субсидии выделены дополнительные средства, в школе оборудована особая ресурсная комната, где дети-аутисты проводят часть учебного времени, штат школы пополнился тьюторами, психологами, педагогом – организатором этой работы. Благодаря переменам, которые произошли в системе московского образования в последние годы, наша школа получила новые ресурсы и возможности для включения в учебно-воспитательный процесс детей, которые находились прежде вне рамок обычной общеобразовательной организации. На наш взгляд, именно погружение детей с РАС в нормотипичную детскую среду стало основой для улучшения их состояния. Например, мальчик П. пришел в первый класс после нескольких лет занятий в различных специализированных коррекционных центрах для аутистов, групповых и индивидуальных занятий и не умел почти ничего – не знал цветов, считал лишь до трех, с трудом понимал обращенную к нему речь. В интегративном классе нашей школы он освоил программу 1-го и 2-го классов – вслед за одноклассниками научился делить, умножать, складывать и вычитать в пределах общеобразовательной программы. Мальчик заговорил: отвечает на вопросы по тексту, выходит к доске, понимает обращенную речь и, что очень важно, взаимодействует со сверстниками. ПМПК же посоветовала матери в устной беседе отдать ребенка в коррекционную школу VIII вида для детей со сложной структурой дефекта. Мальчик С. пришел после трех безуспешных лет нахождения в коррекционной школе и обучения на дому, плохо читал, выполнял простые арифметические действия в пределах десятка, писал только печатными буквами. Сейчас за два года он освоил программу 1-го и 2-го классов, пишет, читает и выполняет все 4 арифметические действия, с удовольствием выходит к доске, улучшилось его поведение, значительно возросли навыки социальной коммуникации: он посещает вместе с другими детьми музеи и выставки, самостоятельно приходит в школу. Аналогичные истории можно рассказать практически про всех ребят нашего инклюзивного проекта.Ясно, что именно социотипичная среда, постоянное общение с детьми без ограничений возможностей здоровья дают детям-аутистам возможность выйти за пределы своего недуга и успешно социализироваться. В нашей школе в интегративных классах, где обучают детей-аутистов, на каждого ребенка-инвалида приходится восемь-десять учащихся без ОВЗ, что стало необходимым условием для успешного обучения обеих категорий школьников. Наша модель – лишь одна из допустимых траекторий обучения детей с РАС, эта практика требует дальнейшего осмысления, уточнения и корректировки. Ясно одно: чем раньше начинают специализированную работу по включению ребенка-аутиста в общеобразовательную среду, тем выше шансы на успех. Так как наша школа в результате реорганизации стала образовательным комплексом, имеющем в своем составе восемь дошкольных отделений, то с сентября 2014 г. в одном из них мы начали инклюзию восьми детей с аутичной симптоматикой и органическими поражениями нервной системы. Шаг оказался оправданным. Во-первых, связь школьного и дошкольного отделений позволяет рано выявить проблемных детей и силами инклюзивных и коррекционных специалистов школы протестировать их навыки и дефициты в разных областях: академической, бытовой и коммуникативно-социальной. Во-вторых, это позволяет начать коррекционную работу и работу по включению детей в нормотипичную среду с самого раннего возраста. Абсолютно все дети показали устойчивую положительную динамику. Например, девочка В., возраст 4 года, имеет тяжелое поражение головного мозга, ДЦП, аутичные черты, попала в дошкольную группу без основных социальных навыков, большую часть времени спала. К сегодняшнему дню она посещает часть игровых и развивающих занятий с детьми, научилась мыть руки, просить о помощи, пить из чашки, пользоваться ложкой, проявляет большой интерес к другим детям, старается копировать правильное самостоятельное поведение детей. Мальчик А., возраст 4,5 года – аутист, не умел говорить, с трудом выполнял инструкции взрослых, не мог долго заниматься, плохо концентрировал внимание. В рамках инклюзивного проекта он заговорил простыми фразами, начал обращаться за помощью, на индивидуальных занятиях стал выполнять и слышать инструкции, участвует в общих групповых занятиях с детьми без ОВЗ. Немаловажно благотворное влияние детей с ОВЗ на психологический климат в классах и группах, на улучшение образовательной и воспитательной среды школы, рост гуманности всех участников образовательного процесса, например, у ребят 2-го «Б» класса стало традицией поощрять лучших учеников возможностью дополнительно общаться с детьми-аутистами, посещая ресурсную комнату. 2 апреля 2015 года дети написали мини-сочинения о своих одноклассниках-аутистах, сделали для них рисунки. Во всех работах нашло отражение доброе, позитивное отношение к этим детям: «Л. очень забавный и красивый. Конечно, он болеет аутизмом, и это жаль», «М. – он умный, хороший мальчик, много чего знает, любит окружающий мир. Он не говорит и не скажет плохих слов. У него проблема, но это не значит, что с ним нельзя общаться и играть. Вполне можно. Он хороший друг». Для детей, имеющих таких одноклассников с первого класса, наличие рядом особенных детей – норма, рождающая у них сочувствие и желание им помочь. Таким образом, аккуратное, продуманное и постепенное включение детей с РАС в образовательный процесс обычных классов или дошкольных групп дает детям-аутистам шанс социализироваться в нормотипичной среде, которого они по определению лишены в школах коррекционного типа. Думаю, что лишать их и их родителей этого шанса негуманно, нерационально и нецелесообразно.Артур ЛУЦИШИН, директор школы №1465
Комментарии