Величие каждого народа начинается с его культуры и языка, а «язык есть народное сокровище». И абсолютно согласна с Константином Паустовским, который «уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины».
Мы и наши дети выросли на произведениях русского и зарубежного фольклора и классиков художественной литературы. Нашим внукам позволительно читать выжимки из произведений русских авторов (например, «Война и мир» Л.Н.Толстого на 20 страничках брошюрки), но навязывают «Гарри Поттера» и 8 томов «Властелина колец». Что вынесет из такого чтива школьник? Проникнется ли его душа любовью к родному языку? Выхолощенные до безрассудства, сокращенные «до обморока» произведения наших великих мастеров слова вызовут лишь отторжение от чтения классики.Теперь время заглянуть в учебники русского языка и различные пособия по предмету.Рабочая тетрадь для первоклассника. Булычева Н.К. Предлагается сделать звукобуквенный анализ слова (нужно писать через дефис).В сборнике задач, хороших по содержанию, мышата бегают «на перегонки» (надо писать слитно). М.В.Беденко.4 класс. Учебник. Авторы Л.Зеленина и Т.Хохлова. Тема «Суффиксы прилагательных -ан, (-ян)». Правило дано верно. Но тут же для разбора по составу предлагают слово «серебрянный» (надо «серебряный»).Вероятно, не авторы виноваты в неграмотном написании слов. Скорее всего это опечатка. Но как детям это объяснить, если такого рода опечаток встречается достаточно много?Куда страшнее встретить в учебнике фактическое искажение изложенного материала!3 класс. Русский язык. Авторы Л.М.Зеленина и Т.Е.Хохлова. Москва, Просвещение. 2010 г., стр. 54, упр. 7.Тема «Подлежащее и сказуемое». I предложение, упр. 7:«Олень – северное животное» (далее переписываю «объяснение»).- Прочитайте еще раз I предложение. О ком в нем говорится? Что говорится об олене? В этом предложении слово олень – сказуемое. Какой частью речи оно выражено? Найдите в тексте еще одно предложение, в котором сказуемое выражено существительным. И дети вместе с авторами учебника и учителем далее тоже допускают ошибки. Ведь то, о ком (о чем) говорится в предложении, есть подлежащее! Значит, слово олень и есть подлежащее, но никак не сказуемое! На вопрос «Что говорится о подлежащем?» отвечает сказуемое. Значит, в вышеуказанном предложении им является слово животное.Олень – северное животное. Таков итог работы учителя и детей при грамотном объяснении темы.Та же тема прекрасно изложена в учебнике традиционном (под редакцией Н.М.Шанского) для 5-го класса.Авторы помогают ребенку, подсказывают место сказуемого, выделяя его особым шрифтом, деликатно подводят к правильному выбору главных членов предложения:- Найдите в предложениях подлежащее.- Поставьте вопрос к выделенным сказуемым.Земля – кормилица.Азбука – к мудрости ступенька.Дети быстро и четко справляются с работой.Теперь пора вернуться к ГИА и ЕГЭ. Разве сумеют все дети дать правильный ответ на вопросы (я имею в виду добросовестных учащихся), если они учатся по разным учебникам и предполагается единственно правильный ответ?! Нужен единый государственный учебник! Иногда составители всех тренировочных материалов к ЕГЭ по русскому языку допускают некорректные вопросы (на них нельзя дать предполагаемый единственный ответ).Одно из заданий ЕГЭ: найдите слово, образованное приставочным способом. В указанных предложениях 2 ответа. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И (любая др.)? В каждом ряду дано по 3 слова!Или такой вариант. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? А рядов таких 2:1) привычка, прибывать в город, приказ;2) оборвать, поравняться, поздороваться.Вы уверены, что именно ваш вариант ответа заложен в компьютере?4 класс. Учебное пособие Н.В.Щегловой.Укажи слово, в которых пропущен Ъ (?!).ЕГЭ. Перл вопросов (ученика вводит в смятение не вопрос, а ответ, на него ожидаемый): – Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Кажется, ничего сложного. Но в указанных предложениях «заблудилось» именно это слово: ЗАРЕЧЬЯМИ! Для среднего (да и хорошего) ученика это удар ниже пояса. Почему? Попробуем разобраться: заречьями. Как такового видимого суффикса в слове нет! Вы раскрыли глаза от удивления… Учитель, как фокусник, покажет его, суффикс-невидимку, сделав звуковую запись заданного слова: [за р’э ч’ й ’ а’ м’ и ]. Вот он, голубчик – [й]! Как вам фокус? А мне жаль ученика, потерявшего балл за это задание, ибо такого слова с суффиксом, играющим в прятки, он просто не найдет. Почему?Ответ банальный: зрительно суффикса в слове ЗАРЕЧЬЯМИ нет! При морфемном анализе слов никогда не дают их транскрипцию. Спрятанный в звуках суффикс дети даже не услышат, так как не прослушивают звуки, производя морфемный анализ слов.Вот если бы суффиксы-невидимки показали в учебнике хоть один раз!Тема «Словообразование», 6 класс (традиционный учебник, наиболее предпочтительный). §26, стр. 55. – Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем:- суффиксальным (с помощью суффиксов, например: автозаводской – от автозавод); – приставочно-суффиксальным (с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса, например: соединять – от единый).Далее в упр. 123 дан образец записи словообразовательного разбора. О суффиксе [й’] нет даже упоминания. Был еще один шанс показать этот камень преткновения -суффикс [й’].6 класс. §52, стр. 119. Тема «Притяжательные прилагательные».Выписка из параграфа:- Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ов (-ев), -ин (-ын), -ий (а в косвенных падежах мужского рода и во всех падежах женского и среднего рода -й-): отец – отцов, сестра – сестрин, волк – волчий, волчья (на письме суффикс -й- и окончание -а обозначаются одной буквой Я), волчье (буквой Е обозначены суффикс -й- и окончание -е). И всё. И благополучно забыли об этом невидимке не только на страницах этого учебника, но и во всех последующих. Хотя бы один пример разбора по составу подобных слов привели!Словарь морфем русского языка (52 тысячи слов, 1986 г., авторы А.И.Кузнецова, Т.Ф.Ефремова) обошел невидимку стороной. В Энциклопедии русского языка (1979 г., главный редактор Ф.П.Филин) указывается лишь суффикс -ий (лисий) и не упоминают о невидимом суффиксе. А вот в словаре А.Н.Тихонова (Школьный словообразовательный словарь русского языка, 2004 г.) этот суффикс можно услышать и увидеть:волк волч-ий по-волч[ч’j]и (хотя не показан -й- в других притяжательных прилагательных).А с ученика спрашиваем!Скажите, кому из выпускников средней общеобразовательной школы придется в жизни вести подсчет звуков и букв в словах?! В ЕГЭ бесконечно предлагают это делать! Задача школы – научить выпускников грамотно писать. И показать, какие именно орфограммы связаны с разделом науки о языке «Фонетика. Графика».Обратимся ко II части ЕГЭ. Вот один из вопросов:- Какие средства выразительности языка использовал автор данного отрывка (дается текст).- Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.Далее дается «меню» терминов.Уж не литературных ли критиков выпускает наша средняя школа?!Количество уроков по литературе настолько мало, что на уроке почитать выразительно отрывки из произведений некогда, где уж тут литературоведческую терминологию ученику усвоить… И снова теряются оценочные баллы.Особого внимания заслуживает часть III ГИА и ЕГЭ. 9-й класс. ГИА. Напишите сочинение по данному тексту (не более 90 слов). Предлагаемые темы, по-моему, возможно предложить студенту-лингвисту:1. Напишите сочинение-рассуждение о принципах русской орфографии.2. Зачем нужно двоеточие?3. Зачем нужно тире?4. Зачем нужна орфография?Действительно, зачем?Немного о содержании предлагаемых текстов.Однажды мне пришлось «переводить» с русского на русский текст «Экономика и демография». Текст перенасыщен специальной терминологией экономики, социологии, демографии. 9-класснику этот текст непонятен, поэтому он не сможет не только аргументировать, но даже рассуждать на данную тему. Да еще не более 90 слов и не более 2 аргументов!11-й класс. ЕГЭ. Напишите сочинение по данному тексту (не менее 150 слов). Приведите два аргумента. А если 3? Нельзя. А если 145 слов? Баллы теряют авторы сочинений, не уложившиеся в прокрустово ложе.Опозорились бы наши уважаемые классики русской литературы: одни предпочитали, «чтобы словам было тесно, а мыслям просторно»; другие писали сочинения с энциклопедическим размахом.11-й класс. ЕГЭ 2012 г. ФИПИ. 30 вариантов, редакция И.П.Цыбулько. Вариант 3.Текст начинается с предложения:- Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?» Мудрено! (Текст по Б.Бим-Баду.)Ученику следует выделить одну из проблем. В тексте их целых 5! Предлагается информация о тексте (стр. 261). Не поленюсь переписать:1. Проблема определения понятия «мудрость». (В чем заключается мудрость?)2. Проблема определения соотношения таких понятий, как «информация», «знание» и «мудрость».3. Проблема противостояния знания и мнения. (В чем заключается различие знания и мнения?)4. Проблема отстаивания безосновательных мнений. (В чем заключается опасность одобрения безосновательных мнений?)5. Проблема овладения способностью мыслить. (Как научиться мыслить?)Дается и авторская позиция по отношению к каждой проблеме (материалы-то тренировочные).Вы уверены, что ученик (каждый) с достоинством может выйти из этого лабиринта проблем? Собственно, нужно уже быть мудрым, чтобы справиться с предложенной темой и выделить главную проблему. Ведь мудрость приходит с годами.Вариант 4.- Проблема зарождения и развития писательского таланта.В ответ – немая сцена из «Ревизора» Н.В.Гоголя.В заключение хочется поверить, что гуманитарному образованию в школе будет дан зеленый свет.Тогда учителя-словесники научат детей грамотно говорить и писать.Научат читать настоящую художественную литературу, в первую очередь русскую. Только тогда учащиеся проникнутся любовью к родному русскому языку, русскому народу. К Родине. И конечно, остро стоит проблема подготовки грамотного учителя в вузе.А Министерство образования и науки должно жестко контролировать всю печатную продукцию для школьников.На мой взгляд, ЕГЭ нужно заменить другой формой экзамена. И выбирать ее должны работающие учителя.P.S. Если есть ЕГЭ – нужен ЕГУ – единый государственный учебник.Достоин внимания учебник под редакцией Д.Э.Розенталя.Заслуживает быть в качестве ЕГУ традиционный учебник, удостоенный Государственной премии СССР в 1984 г. Авторский коллектив: Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба. Научный редактор Н.М.Шанский, академик РАО, доктор филологических наук.Майя КУПРИЯНОВА, учитель русского языка и литературы, член Ассоциации творческих учителей России, ныне пенсионер, Балашиха, Московская область
Комментарии