Как прокладывают дороги в России? Наверное, это известно всем моим современникам и было известно нашим предкам. Однако не все наши дороги делались и делаются по принципу «а там хоть не рассветай». Есть еще на Руси и каменные дороги. О двух из них мне хочется рассказать читателям.
Так сложилась жизнь, что много лет я летом с семьей бываю в станице Хорошевской, что находится на берегу рукотворного Цимлянского моря в Ростовской области. Бескрайние степи с разнотравьем, неописуемой красоты берега и теплая ласковая природа дают неоценимый заряд энергии на целый год в суровом московском климате. Дикие пляжи, иногда с галькой, а чаще с песком, делают эти места ничем не уступающими Анапе, Ейску и прочим модным курортам, куда родители чаще всего ездят с детьми. А историей и сегодняшним днем этих замечательных мест мы можем по достоинству гордиться.
Дорога первая
Каменную дорогу, проходящую прямо по станице, построили во время походов Петра I на Азов в XVII веке. Первыми к Азову двинулись сухопутные войска. Они вышли «плавным путем» 23-26 апреля 1696 года по рекам Воронеж и Дон. В весеннюю и осеннюю распутицу русской армии было сложно передвигаться на деревянных колесах телег, повозок и пушек. Впереди войск шли крестьяне, которые мостили дорогу песчаным камнем. Это адский труд! Но дорога была выстроена и имела большое стратегическое значение в войне против турок. 18 июля Азов был занят русскими. 19 июля из города вышел сдавшийся турецкий гарнизон и передал свои знамена Алексею Шеину. 20 июля 1696 года царь писал патриарху Адриану о событиях под Азовом: «18-го июля – в субботу, о полудни, неприятели азовские сидельцы, видя войск наших крепкое на граде наступление…, а свою конечную погибель, замахали шапками, и знамена приклонили, и выслали для договору от себя 2-х человек знатных людей, и били челом, чтоб их даровать животом и отпустить с женами и детьми; …а 19-го, в воскресенье, … азовские сидельцы боярину нашему и большого полку воеводе Алексею Семеновичу Шеину город Азов с знамены, и с пушки, и с пороховою казною и со всем, что в нем было припасов, отдали, а им и женам их и детям учинена свобода, и отпущены вниз рекою Доном до р. Кагалника на 18 бударах; а 20-го – конница их отвезла всех на корабли турецкие… и те их суды отступили в дальность».
А перед переправой через Дон Петр решил заложить подвалы для хранения пороха. Подвалы построены так умело, что порох оставался сухим в любую погоду, а это очень важно! Мог ли представить великий русский царь, что его строение будет служить людям спустя 300 лет. А по каменной дороге ребятня бегает купаться на море. Так Петр I проложил дорогу в будущее станицы.
Дорога вторая
В станице свела меня судьба с замечательными людьми, делающими одно из самых благородных дел на земле, – учителями, дающими детям образование в российской глубинке, где нет оживленных автотрасс, супермаркетов, ночных клубов и прочих «прелестей» мегаполисов. Долгие задушевные беседы с педагогами Хорошевской школы открыли мне всю чистоту их помыслов, полноту любви к своему делу – делу воспитания достойного гражданина своей Родины. Однажды директор школы Юрий Машинков сказал мне такие слова: «Хорошевская школа – это сельская школа, а школа на селе – это центр общественной и политической жизни! Мы стремимся не словами, а делом доказывать свою сопричастность ко всему, что происходит на нашей малой родине. Делом нашей жизни являются дети, ученики Хорошевской школы. И от нас зависит, будут ли они добропорядочными гражданами, будут ли любить свой край, мы в ответе за то, вырастет ли человек, которого можно будет назвать высоким и гордым словом «ХОРОШЕВЧАНИН».
И это не просто слова. Ребята – выпускники школы – с готовностью идут в армию, часть остаются на службе по контракту. Многие прошли Афганистан, участвовали в боевых действиях в местах вооруженных конфликтов, за что были награждены орденами и медалями. Так, Иван Снибинский и Александр Козлов с гордостью носят ордена Мужества, полученные за боевые подвиги в Чечне.
Юрий работает директором совсем недолго, хотя до этого много лет по семейной традиции преподавал в школе. Дело в том, что недавно из жизни ушел его отец – Вячеслав Константинович Чекалов, директор, которого и педагоги, и ученики вспоминают с теплом и любовью. Он очень много сделал для сохранения школы, создания педагогического коллектива и воспитания детей.
В этом году школе исполняется 40 лет. Двухэтажное здание школы – архитектурная ценность. Оно было построено купцом Вороновым в 1901 году для своей семьи. Старый красный кирпич, красивая кладка, метровая ширина стен, мощеный двор, двери из мореного дуба, поющие каминные ходы и прекрасный вид из двухметровых окон на живописный берег Дона! Школа была и общежитием для рабочих винзавода, и военным госпиталем во время войны, и родильным домом.
Не так давно стараниями Вячеслава Чекалова, при поддержке главы администрации Цимлянского района Г.А.Климова, школу отремонтировали. Теперь ее украшает крыша из металлочерепицы, а фасад глядит новенькими пластиковыми стеклопакетами. В рамках нацпроекта «Образование» подключен доступ к Интернету, есть компьютерный класс.
Одно огорчает педагогов. 1 сентября в школу придут всего 49 учеников. Демографический кризис прошлых лет еще долго будет давать о себе знать. В станице не очень хорошо с работой, многие уезжают на заработки в другие регионы, чтобы прокормить семьи. А старожилы еще помнят те времена, когда в казачьих семьях детворы было по 5-7 душ.
Педагогический коллектив школы очень дружный. Праздники и трудовые будни – все сообща. К новому учебному году тоже готовились вместе. Работа педагога на селе очень престижна, и каждый из тех, с кем мне удалось пообщаться, по-настоящему ею гордится. А вот как сельские учителя говорят о своей работе: «Наша история есть! А значит, есть ее герои и подвиги, на которых можно и нужно воспитывать патриотов! Есть Россия – есть Москва… Есть Дон – значит есть Хорошевка! Есть те ребята, которые хотят служить в армии, работать на заводах, быть честными, трудовыми людьми! Мы определили для себя великое равенство: Родина = Россия + Хорошевка! Куда России без Хорошевки?»
Вот такие эти две дороги, которые теперь неразделимы. Не было бы той, которая заложена три столетия назад Великим Петром, как знать, существовала ли бы дорога вторая, по которой идут и ведут своих учеников замечательные учителя Хорошевской школы. Дай им Бог силы и побед на этом нелегком пути.
ст. Хорошевская, Ростовская область
Юрий Машинков (внизу справа) с педагогами школы
Комментарии