Именно школа – важнейший этап образования. Предположение, что это еще и важнейший этап всей жизни, тоже найдет сторонников, и поспорить с ними будет совсем не просто. Школа – первая для многих модель общества, первый коллектив, здесь люди формируют свое отношение к бессчетным жизненным категориям, учатся учиться, привыкают к собранности… Конечно, при достаточно изобретательных родителях чадо может возненавидеть учебу во всех видах еще до школы и проявить робкие зачатки собранности только на последних курсах вуза. Но от фундаментальной роли школы все равно не отмахнуться.
Легкий выборОдним из проявлений такого пристального внимания стало составление рейтинга 300 лучших школ Москвы. Или школ, показавших наиболее высокие образовательные достижения, как осторожно титулует их Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы. Но вне зависимости от названия факт в следующем – Московский институт открытого образования вывел критерии, по которым оцениваются столичные школы. По словам Ивана Ященко, проректора вышепоименованного института, критерии эти отличаются от использовавшихся ранее. Обычно подобные индексы общешкольной успеваемости высчитываются на основе среднего балла ЕГЭ выпускников, но это не лучший способ, считает Ященко. Школы могут постараться избавиться от слабых учеников еще в 10-м классе, чтобы не портить статистику учебного заведения. А цель исследования – мотивировать педагогические составы и администрации школ как можно качественнее готовить наибольшее число учеников. Посему в этом исследовании (которое, кстати, проводится только второй год) используется следующий критерий – за каждого выпускника, набравшего по трем любым предметам на ЕГЭ не менее 220 баллов, школа получает 1 балл. Ященко убежден, что такие результаты ЕГЭ достижимы любым школьником. Этот уровень – чуть выше школьной пятерки, но без претензии на гениальность – почти гарантирует поступление во многие московские вузы. Кроме этого, учебное заведение получает баллы за учащихся, которые становятся победителями и призерами московских и всероссийских олимпиад. Также учитываются результаты ГИА и участие школ в диагностиках. Материальный стимулПопасть в первые десятки списка лучших школ Москвы не только вопрос престижа, денежное поощрение за высокие результаты тоже предполагается. Мэр Москвы Сергей Собянин назначил самым успешным школам солидные гранты: 10 первых по рейтингу школ получили по 15 млн рублей, следующие 25 – по 10 млн, еще 50 школ – по 5 млн. Руководитель департамента Исаак Калина выражает надежду, что в большинстве своем гранты пойдут на премирование учителей, так как именно их следует благодарить за высокие результаты учащихся. По его же мнению, материальные базы большинства школ сформированы, компьютеры закуплены, оборудование обновляется, поэтому стимулирование преподавателей должно стоять на первом месте. Для получения гранта есть необходимое положение – школа не должна была его получать в течение двух лет. Но в следующем году планируется изменить условия присуждения грантов. Например, в проекте значится увеличение числа лауреатов при соответствующем уменьшении размера дотаций, а также отмена требования получения гранта не чаще чем раз в три года. При равном количестве баллов предпочтение будет отдаваться школам, продемонстрировавшим наибольшую динамику в развитии. Результаты и перспективыПо результатам 2012 года лучшими (а именно показавшими наиболее высокие образовательные достижения) школами стали лицей №1535, центр образования №57 и лицей №2. Надо заметить, что за год их места в списке не изменились, так что сюрпризом «золото», «серебро» и «бронза» рейтинга не стали. Но примечательно, что и малокомплектные школы не остались в стороне – например, совсем небольшой химический лицей №1303 занял достойное 18-е место. Нельзя обойти упоминанием и школы пусть не занимающие таких почетных мест, но показавшие удивительную динамику: центр образования №1811 поднялся на 873 позиций, заняв 69-ю строчку, гимназия №1558 прибавила 325 позиций, лицей №1500 – 144. Балл, по которому школы попадали в рейтинг трехсот лучших, за год значительно вырос. Не осталось «нулевых», то есть не набравших ни одного балла, учебных заведений. Исаак Калина считает результаты обнадеживающими и говорит о разработке особого, московского, стандарта образования. По его словам, столица вкладывает в каждого учащегося школ намного больше средств, чем другие регионы, поэтому и стандарты должны отличаться. Каждая московская школа обязана обеспечивать уровень образования, достаточный для поступления в престижные московские вузы.Смысл любого соревнования в том, чтобы проанализировать результаты, считает Калина. Он надеется, что этот рейтинг станет мотивацией для педагогических коллективов и администраций школ. Лучшие учебные заведения станут своеобразными стажировочными площадками, где учителя смогут позаимствовать опыт коллег в ведении занятий и подготовке учащихся к экзаменам. Важно, чтобы школы сами захотели сделать шаги на пути к улучшению качества образования. А мы в свою очередь постараемся создать условия для успешного развития, делится мыслями Исаак Калина.
Комментарии