Одна звездочка мечтала побывать на Земле и помочь людям.- Звезде нельзя приближаться к Земле. Твой огонь сожжет ее, – сказала звездочке мама. – Ты можешь подарить людям лишь крохотную искру, пусть она зажжет огонь в сердцах людей.
Звездочка так и сделала. Прилетела на Землю и зажгла огнем тысячи сердец. Поднимались головы людей, загорались их глаза, и они говорили:- Я напишу поэму, которая наполнит мир любовью и красотой!- Я построю величественный храм!- Я посажу прекрасный сад в бесплодной пустыне!Прошло время, и искорка увидела, что лишь немногие стали настоящими творцами, а остальные забыли о своих мечтах.Вернулась искорка в звездную семью и заплакала:- Мой огонь оказался слишком слабым. Он зажег тысячи сердец, но потом многие из них погасли.- Не горюй, искорка! – сказала звезда. – Одним огоньком можно зажечь тысячу ламп, но нужно, чтобы каждая лампа поддерживала огонь своим собственным горючим.Так где же взять искры, способные не просто мечтать, но и порождать идеи, разрастаться, развиваться в различных сферах человеческой жизни?Ответ прост – эти искры повсюду: в сердце каждого из нас, в том, что нас окружает. Просто для того, чтобы направить «рост искорок» в нужную сторону, должна быть общая идея – идея повышения качества образования. Все то, что мы «разожжем» в образовании, «разгорится» потом и в жизни. Но что же именно нужно делать? Где искать искры для развития образования? Все, что нас окружает, создано согласно какой-либо формуле. А где же взять формулу качества жизни? На мой взгляд, формула эта проста и очевидна:качество = творчество + одаренность + образованиеТворчество – составляющая образования, двигатель жизни. Недаром под творчеством понимают неординарность, оригинальность, развитый интеллект – умение нестандартно мыслить, фантазировать, интерпретировать. К сожалению, часто бывает так, что искрам творческих порывов не дает разгореться окружающий мир, в результате чего многие идеи остаются не только непризнанными, но и попросту несозданными. Всем нам известны истории о том, как считающееся в наше время классикой было когда-то отвергнуто современниками. Давайте постараемся учиться на ошибках, поддерживать и способствовать развитию творчества во всех проявлениях! Ведь именно мы, педагоги, – «регулировщики движения» ученика по «образовательной траектории». И пусть некоторые выражаемые современным поколением идеи кажутся нам невозможными и даже нелепыми, лучше поддержать творчество, способное «разжечь» новацию, чем пресечь его и стать виновником появления «черных дыр» в «галактике прогресса».Одаренность – умение чувствовать незримое, слышать непроизнесенное и видеть несозданное. На мой взгляд, творчество и одаренность должны не просто сосуществовать, а находиться в синкретической связи. Одаренность способствует проявлению и развитию творчества, в то время как творчество помогает выявлению одаренности. «Нужно способствовать выявлению, поддержке и развитию одаренных детей», я бы еще добавила – помогать и направлять. В детском возрасте одаренность еще «не окучена», потому в какой-то мере безгранична. Чтобы направить ее во благо, необходимо очень бережно и нежно помогать ребенку идти по избранной тропе, обратить внимание на то, что помощь и поддержка нужны не только одаренным детям. Бывает и так, что взрослые люди (даже педагоги) обнаруживают свою одаренность уже в сознательном возрасте, ведь, как известно, она капризна и требует создания специальных условий, для того чтобы проявиться. Поэтому важно ее, не разгоревшуюся искру, тоже разжигать, направлять и поддерживать. Образование дает возможность освоения творчеством и одаренностью того, что уже было создано, опыта поколений, тех знаний, умений и навыков, благодаря которым и будет возможно воплощение новых идей.«Не нужно изобретать велосипед», «все уже давно было создано» – снобистские фразы, но далеко не обделенные смыслом. Подтверждение тому – роль образования в тандеме творчества и одаренности, ведь оно дает тот багаж, который позволяет трансформировать, интерпретировать, видоизменять, дополнять, развивать хорошо забытое старое.Анастасия ГЕТМАНЕНКО,педагог дополнительного образования детской школы искусств
Комментарии