Приходят в школу молодые педагоги. Им 20 лет или, может, 23‑25. Порой и от старшеклассников не отличишь. Кто-то из них найдет другую профессию, поймет, что не его это хлеб, не выдержит нагрузок, ответственности. А кто-то останется. Как понять, кто из молодых специалистов приблизится к славе Антона Макаренко? Как узнать, кому можно доверить классное руководство? У кого проявится талант учителя-новатора?
Опыт, только опыт тут поможет! Чей опыт? Учителей старшего поколения. В чем заключается педагогический талант, знаете? В умении прогнозировать, предугадать возможности, склонности, способности ученика. Так и опытные педагоги обладают волшебным зрением. Но мало увидеть склонность к педагогической профессии, надо еще и вовремя подсказать, предостеречь, поделиться наработками. Проходит время, и тогда с гордостью старшие учителя говорят друг другу тихонько, чтобы молодежь не услышала: «Это наша девочка!» Это значит, что состоялся молодой учитель!
Каждая школа – это уникальный механизм передачи опыта и традиций в обучении и воспитании. Многие из молодых учителей проходили в нашей школе педагогическую практику, работали тьюторами, вели занятия в группах подготовки к школе «Будущий первоклассник». Только потом им доверяли классы и классное руководство.
Вот что вспоминают наши молодые педагоги.
Айгуль Рамилевна Абубакирова, учитель информатики, говорит:
– Никто не считает работу педагога легкой. Когда ты приходишь на новую работу, в новый коллектив, нередко встречаешь на пути серьезные сложности. Опускаются руки, кажется, что ты делаешь что-то не так. Здорово, когда в такие моменты рядом находятся более опытные коллеги и подхватывают тебя на волне своего опыта, помогая преодолевать все преграды. Мне повезло, я работала сразу в двух корпусах, поэтому наставников у меня было вдвое больше! С тех пор прошло уже довольно много времени, я наработала свой опыт, но знаю точно, что в любой ситуации найду помощь и опору в лице старших коллег.
Дарья Александровна Панкратова, учитель русского языка, отмечает:
– Мой педагогический путь начался восемь лет назад. Сразу после колледжа я пришла на работу в школу. Начинать было очень непросто. Первые шаги в педагогике всегда немного неумелые и робкие, поэтому так здорово, что молодых учителей всегда сопровождают и поддерживают опытные коллеги. Учитель-наставник – это не только скорая помощь молодым специалистам, но и целый кладезь педагогических приемов, умений и секретов. Благодаря своим наставникам я приобрела веру в себя и стала достигать первых успехов на педагогическом поприще!
Екатерина Эльдаровна Хабибуллина, учитель математики и окружающего мира, рассказывает:
– Восемь лет назад я пришла сюда проходить педагогическую практику. Хорошо помню, как во всем мне помогали опытные учителя. Каждый мой урок был под чуткой направляющей рукой наставника: мы вместе обсуждали, как построить урок, чтобы он был интересным, как удержать внимание маленьких детей, как быть добрым и мягким педагогом и в то же время проявлять умеренную строгость, чтобы удержать дисциплину. За эту помощь я до сих пор им признательна. Именно благодаря этой поддержке я поняла, что хочу посвятить себя профессии учителя и работать именно здесь. Наша школа не только формирует крепкие и дружные детские коллективы. Сам педагогический коллектив очень сплочен, работа слаженна. Молодые специалисты всегда могут обратиться к старшим наставникам. Я и сейчас нередко обращаюсь…
Екатерина Валерьевна Филиппова и Анна Сергеевна Шепелева, учителя английского языка, делятся:
– Работа в 654‑й школе – наша первая серьезная работа, на основе которой создавалось наше общее впечатление о деятельности учителя в государственной школе. Нам повезло изначально оказаться в коллективе опытных и сильных педагогов, благодаря которым произошло становление нас как учителей. И теперь мы сами радушно встречаем новых коллег и обеспечиваем преемственность опыта, накопившегося за многие годы работы нашего коллектива.
А что могут добавить наставники?
Молодым учителям обязательно рассказывают об основателе нашей школы – Анатолии Давыдовиче Фридмане. Потом они сами на классных часах говорят со своими учениками об этом удивительном человеке, талантливом педагоге, учителе-наставнике. А сколько времени готовят учителя-методисты уроки по обучению грамоте или по математике со своими подопечными? 1,5 часа в неделю. А в году 34 учебные недели. Умножьте! А еще разбор уроков, проверка тетрадей, подготовка материалов для проверочных работ, вебинары, семинары, мастер-классы, открытые уроки. Вот сколько дополнительной работы у опытных учителей с молодежью! И эта работа называется очень мудрым словом «наставничество». Только впитав опыт коллег, учитель начнет вырабатывать свой индивидуальный педагогический почерк. Но времени не жаль, если через два-три года можно сказать: «Это наша девочка!»
Ольга ЕРМАКОВА, заведующая учебной частью школы №654 имени А.Д.Фридмана
Комментарии