Обществознание, словно лоскутное одеяло, скомпоновано из кусочков различных наук: философии, политологии, социологии, права, культурологии. На правовое воспитание остается совсем чуть-чуть. И то эти знания касаются общегосударственных ценностей. А о том, как и по каким законам жить здесь и сейчас, школьник порой даже представления не получает.
Редкий ученик не расскажет о Конституции и президенте, а вот молодой человек живет в своем субъекте Федерации и иногда не знает, кто управляет, какие органы власти, чем они занимаются, элементарно – куда обратиться. И еще меньше знаний о своей муниципальной власти: как она формируется, какие полномочия, на что имеет право, на что нет? Поэтому-то и родился курс «Московская область – субъект Российской Федерации».
Первоначально возникла идея написать курс – я еще тогда работал в школе учителем истории и обществознания – по местному самоуправлению. Затем с подачи Министерства образования и конкретно Владимира Чайковского мы решили захватить еще и правовую политическую структуру Московской области. Так получился учебник, который апробировали в некоторых учебных заведениях, и вот сейчас стартовало достаточно большое и насыщенное информацией учебное пособие.
Пособие содержит две части. Первая – это «Московская область – субъект Федерации». В ней говорится о статусе, правовых нормах, формировании думы, о полномочиях губернатора, про исполнительные органы власти, защиту прав человека, правовые основы развития экономики, образования и культуры. Там можно найти все то, что составляет государственность Московской области.
Вторая часть курса – местное самоуправление на территории области. Там дается краткая история самоуправления Подмосковья с древнейших до наших времен. Есть там правовая основа: какие федеральные законы регулируют, какие нормативные акты на уровне местного субъекта Федерации. Уделяется внимание построению органов власти. Рассматривается компетенция законодательных и исполнительных органов: что входит в круг решаемых вопросов, а что нет.
Местная власть близко, и курс строится так, чтобы к процессу овладения знаниями о правах и обязанностях привлечь депутатов, должностных лиц местного самоуправления от медицины, образования, тех, кто непосредственно участвует в управлении муниципальным образованием и решает вопросы, связанные с этим. Ребята проходят этот курс и уже четко знают, куда идти с какой проблемой. По крайней мере, теоретически.
Главная ценность введения этого курса в том, что молодые люди понимают механизмы власти и знают, что от них, от их активности зависит очень многое.
Владимир СОЛДАТОВ, руководитель центра качества образования Академии социального управления
Комментарии