search
main
0

Если вы голосуете впервые Возможность прикоснуться к делам государственным

Продолжение. Начало в NN 37-40

Часть II.
Основы избирательной системы
С проблемой выбора человек сталкивается каждый день, каждый час, каждую минуту. Согласитесь, что и вы ломали голову над тем, какой подарок выбрать другу к дню рождения, какую книгу прочесть сегодня, а какую пока отложить, как поступить в той или иной ситуации… И бывало так, что простые житейские вопросы ставили вас в тупик и вы не знали, что выбрать! А что уж говорить о политике!
Политический выбор – это всегда раздумья, поиск новых доводов и аргументов. Политический выбор – это степень вашей готовности мыслить по-государственному, это умение отличить истинного государственного деятеля от резвого политика, ринувшегося “во власть” только ради собственной наживы. Задумайтесь: чем отличается политик от государственного деятеля? По мнению У. Черчилля, тем, что “политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение”.
А на что ориентируетесь вы в своем политическом выборе? С момента совершеннолетия право выбирать стало вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданской обязанностью. Помните о том, что “плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании”. (Д. Натан)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе!

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею,
Каждый выбирает для себя.

Юрий Левитанский

Мудрость веков

“Одинаково опасно и безумному вручать меч, и бесчестному – власть”.
Пифагор

“Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы”.
Цицерон

“Правители, стремившиеся к деспотии, всегда начинали с того, что объединяли в своем лице все отдельные власти, присваивая себе главные должности в своем государстве”.
Ш. Монтескье

Итак, избирательное право – это, с одной стороны, совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов в представительные органы, а с другой – право граждан избирать (с 18 лет) и быть избранным (с 21 года) в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Кроме того, каждый гражданин имеет право участвовать в референдуме.
Вполне допустимо, что слово “референдум” является для вас новым. Что представляет собой референдум?
Это всенародное голосование, предназначенное для выявления мнения народа по важнейшим для страны или региона вопросам государственного и/или местного значения. При этом на областной референдум, например, не могут выноситься вопросы о бюджете области, налогах и чрезвычайных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения, выхода области из состава РФ.
В статье 3 Конституции РФ на этот счет записано: “Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”. Референдумы могут проводиться в масштабах всей страны, по отдельным краям, областям, республикам, округам и в разрезе территорий местного самоуправления.
Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей соответствующей территории. Голосование и подведение итогов референдума осуществляются по принципам проведения выборов. Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня официального опубликования (обнародования).
Референдум считается действительным, если он организован и проведен в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, конституциями республик, уставами краев и областей, округов, нормативными правовыми актами местного самоуправления.

По закону Калининградской области от 15 декабря 1994 года “Об областном референдуме Калининградской области” право назначения областного референдума принадлежит областной Думе. Она обязана назначить референдум по требованию:
– не менее 30 тысяч граждан, имеющих право на участие в областном референдуме;
– более половины депутатов, избранных в областную Думу;
– главы администрации области;
– на основании решений одного или нескольких местных референдумов при условии, что они приняты не менее чем 30 тысячами жителей.
Организацию областного референдума осуществляют: избирательная комиссия Калининградской области, территориальные (районные, городские) комиссии областного референдума, участковые комиссии областного референдума, функции которых по решению Думы могут быть возложены на избирательные комиссии, созданные для проведения выборов.
Избирательное право содержит немало необычных для простого читателя специфических юридических терминов, отражающих многообразие норм права, регулирующих выборный процесс.
Например, мажоритарная система представительства. В переводе на русский язык французское слово “majority” означает “большинство”. Поэтому мажоритарная система – это способ определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей (абсолютное – если получено 50% голосов избирателей плюс один голос или относительное – победа остается за тем претендентом, у которого оказалось больше голосов, чем у каждого другого претендента в отдельности).
Представим, что:
гражданин А получил 34% голосов;
гражданин А получил 33% голосов;
гражданин А получил 17% голосов;
гражданин А получил 16% голосов.
Вполне очевидно, что победит (по мажоритарной системе) гражданин А, набравший относительное большинство голосов избирателей.
Например, на прошедших в октябре 1996 года выборах губернатора Калининградской области победителем оказался Леонид Петрович Горбенко, поскольку своего соперника, Маточкина Юрия Семеновича, он обошел на 28378 голосов.
Рядом с мажоритарной системой существует и действует пропорциональная система представительства. Эта система предназначена для определения результатов голосования по выборам в представительные органы для распределения мандатов между партиями и объединениями. Избиратели голосуют за одну из партий (или против всех партий). Причем количество мандатов здесь определяется пропорционально количеству полученных голосов, поданных за каждую партию или объединение (если они прошли определенный 3-5-процентный барьер). Методика расчета квоты распределения мандатов предполагает наличие двух величин:
а) количество мандатов, распределяемых между партиями и объединениями;
б) общее количество голосов, отданных за все партии.
Следующий этап пропорциональной системы требует определения цены мандата, когда общее количество голосов избирателей, полученных всеми партиями, делится на количество мандатов, распределяемых между партиями и объединениями. Полученный результат и есть цена мандата.
При мажоритарной системе выборов в парламент проходит тот кандидат, который набрал в одномандатном округе большинство голосов. Избиратели в данном случае голосуют не за партию или блок, а за конкретного человека, которого они, как правило, знают.
Вместе с тем принято считать, что пропорциональная система является более прогрессивной, поскольку здесь доступ в парламент определяется партиями и объединениями по своему усмотрению, без жесткости предвыборной конкуренции, неизбежной при мажоритарной системе.

Какая система представляется вам наиболее справедливой? Почему?
На выборах в Государственную Думу в декабре 1995 года из 43 объединений и блоков, участвовавших в выборах по пропорциональной системе, лишь 4 получили места в Думе. Как вы думаете, рационально ли образовывать такое большое количество объединений и блоков в предвыборный период? Почему?

Приложение N 6
к закону Калининградской области
“О выборах депутатов Калининградской областной Думы”

Методика
распределения депутатских мандатов между общерегиональными списками кандидатов в депутаты Калининградской областной Думы

По результатам голосования депутатские мандаты распределяются между общерегиональными списками кандидатов по следующим правилам:
а) общее число действительных голосов, поданных по общерегиональному избирательному округу, делится на общее число депутатских мандатов, распределяемых по этому округу. Полученный результат есть избирательное частное;
б) число действительных голосов, полученных каждым общерегиональным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий общерегиональный список кандидатов;
в) если после действий, произведенных в соответствии с пунктом “б”, остаются нераспределенные мандаты, производится их распределение (вторичное распределение). Нераспределенные мандаты передаются по одному тем общерегиональным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления в соответствии с пунктом “б”. При их равенстве преимущество отдается тому общерегиональному списку кандидатов, за который подано больше голосов. При равенстве голосов преимущество отдается общерегиональному списку кандидатов, зарегистрированному ранее.

Пример
В результате голосования общерегиональный список кандидатов “А” получил 85 тысяч действительных голосов избирателей, общерегиональный список кандидатов “Б” – 190 тысяч действительных голосов избирателей, общерегиональный список кандидатов “В” – 310 тысяч действительных голосов избирателей, общерегиональный список кандидатов “Г” – 105 тысяч действительных голосов избирателей. Распределить между ними нужно 5 мандатов. (Числа условные).
В соответствии с пунктом “а” методики определяется избирательное частное. Оно составляет (указание на тысячи для удобства опускается):

(85 + 190 + 310 + 105) : 5 = 138.

В соответствии с пунктом “б” методики число голосов, полученное каждым списком, делится на избирательное частное:

Список “А”. 85 : 138 = 0,62
Список “Б”. 190 : 138 = 1,38
Список “В”. 310 : 138 = 2,25
Список “Г”. 105 : 138 = 0,76

В результате общерегиональный список “В” получает два депутатских мандата, общерегиональный список “Б” – один. Распределены три мандата из пяти.
Оставшиеся нераспределенными два мандата передаются по одному спискам в следующем порядке: списку “Г” (дробная часть результата деления – 0,76), списку “А” (дробная часть – 0,62).

“Трасса”
предвыборного марафона

Старт
1. Выдвижение кандидатов:
а) партиями и объединениями;
б) избирателями.

2. Уведомление окружной комиссии:
а) протоколы собраний, на которых решался вопрос о выдвижении кандидата;
б) заявление кандидата о желании баллотироваться.

1. Сбор подписей в поддержку кандидатов:
а) оформление подписных листов;
б) проверка достоверности подписных листов.
2. Регистрация кандидатов:
а) получение удостоверения кандидата;
б) получение удостоверений доверенных лиц.

3. Предвыборная агитация:
а) предвыборная программа;
б) встречи с избирателями;
в) пресс-конференции;
г) наглядная агитация (листовки, плакаты);
д) теледебаты;
е) митинги;
ж) СМИ.

Финиш
Выборы:
а) добровольное участие;
б) тайное голосование;
в) подсчет голосов;
г) ПОБЕДА!!!

Для того чтобы победить на выборах, приходится серьезно потрудиться, преодолевая огромные физические и эмоциональные нагрузки. Кандидат в предвыборной баталии должен предстать перед избирателями максимально открытым. В этот момент важными становятся все факты его биографии (как трудовой, так и личной), умение общаться с аудиторией, личные качества. Электорат должен хорошо узнать тех, кому намеревается вверять власть.
В свою очередь кандидаты для достижения целей не скупятся на привлекательные обещания и программы, подлинная цена которых определится в день голосования. В жесткой конкурентной борьбе побеждает один. Путь к этой победе выглядит как достаточно длинная трасса избирательного марафона или своеобразный бег с барьерами, где нужно преодолеть все обозначенные выше процедуры, установленные избирательным законодательством.

Как это начинается?

Извлечения из закона Калининградской области “О выборах депутатов Калининградской областной Думы” от 24 мая 2000 года, N 209.

Глава 4, статья 41. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока

1. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим законом, представлять избирательное объединение, избирательный блок по всем вопросам…

2. Уполномоченные представители назначаются решением съезда (конференции, собрания) избирательного объединения или представителей избирательных объединений…

3. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока осуществляет свои функции на основании решения, которое предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи и в котором указываются его полномочия, фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов.

Ирина ДИМОВА,
Марина ШКРОБОВА,
кандидаты педагогических наук

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте