Глава 5. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов
Статья 43. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
1. Право выдвинуть кандидата по одномандатному избирательному округу принадлежит гражданину (гражданам) Российской Федерации, обладающему (обладающим) активным избирательным правом на территории данного одномандатного избирательного округа.
2. Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день голосования 21 года.
6. Инициатор (инициаторы) выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу в письменной форме уведомляет (уведомляют) соответствующую окружную избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), адрес места жительства (район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры) кандидата, а также фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого инициатора выдвижения кандидата.
7. Одновременно с уведомлением об указанной в пункте 6 настоящей статьи инициативе инициатор (инициаторы) выдвижения кандидата направляет (направляют) в соответствующую окружную избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата областной Думы. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), занимаемая должность.
8. Кандидат, выдвинутый избирателями, может дать согласие баллотироваться только по одному одномандатному избирательному округу.
Партии, объединения и избирательные блоки, действующие в стране (области), выдвигают своих кандидатов на конференциях представителей этих общественных объединений. Причем решения о выдвижении списка кандидатов принимаются тайным голосованием. Состав списка, порядок размещения кандидатов в списке определяются выдвигающим список избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями производится по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного одномандатного избирательного округа. Таких кандидатов часто называют независимыми. Инициаторы выдвижения и сбора подписей об этом уведомляют окружную комиссию в письменной форме с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и места жительства кандидата.
Теперь наступает следующий этап – сбор подписей. И эта задача не из легких! Ведь в зависимости от уровня (всероссийские, областные, городские) выборов собрать нужно от нескольких сот до нескольких тысяч подписей.
В силу закона “О выборах депутатов Калининградской областной Думы” каждому кандидату, выдвинутому непосредственно избирателями, необходимо в качестве своеобразного проходного балла набрать не менее одного процента избирателей данного одномандатного округа, что ориентировочно составляет около 300 подписей.
Что касается кандидатов от избирательных объединений и блоков, проходящих по общерегиональному списку, то в их поддержку должно быть собрано подписей не менее 7324 избирателей, причем не более половины (50%) должно приходиться на Калининград, остальное – на районы.
Успех этой акции зависит от двух факторов:
1) популярность кандидата;
2) активность сборщиков подписей.
Порой процедура осложняется тем, что некоторые сборщики подписей, проявляя недобросовестность, допускают включение в подписные листы вымышленных лиц. Вот почему членам комиссии, которые принимают решение зарегистрировать кандидата или отказать в регистрации, надо быть особенно бдительными при проверке достоверности подписных листов. И случалось не раз, что после выявления и удаления фальши кандидат оказывался перед фактом “недобора поддержки” и выбывал из предвыборной борьбы.
Успешно проведенный сбор подписей является важным, но еще недостаточным основанием для регистрации кандидата. Помимо подписей избирателей, кандидат должен предоставить в избирательную комиссию сведения об имуществе, о размере и источниках доходов. Более того, сбор подписей может быть заменен внесением залога на специальный счет избирательной комиссии Калининградской области. Кстати, система залога применялась также и на выборах депутатов Государственной Думы РФ 19 декабря 1999 года.
Пройдя этап регистрации, претенденты на должность получают удостоверение кандидата. Своевременно, по ходатайству кандидата, удостоверения получают и доверенные лица этого кандидата, которые:
1) ведут активную предвыборную агитацию в пользу кандидата, всемерно способствуя его избранию;
2) представляют интересы кандидата в отношениях с государственными и общественными органами и избирательными комиссиями.
Статус доверенного лица действителен с момента регистрации кандидата и до момента опубликования результатов голосования. Но по желанию кандидата доверенные лица могут быть отозваны досрочно с аннулированием выданного удостоверения.
Каждый человек, пожелавший стать доверенным лицом, должен отвечать следующим критериям:
– он не должен быть должностным лицом, занимающим посты в органах государственной власти и в органах местного самоуправления;
– он не может быть работником средств массовой информации и командиром войсковых частей;
– он должен обладать активным избирательным правом.
Количество доверенных лиц определяется соответствующими избирательными законами, согласно которым кандидат на должность Президента РФ может иметь до 600 доверенных лиц; кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ, зарегистрированные по одномандатному округу, – до 20 доверенных лиц; избирательное объединение/блок, зарегистрировавшие федеральный список кандидатов, – до 500. На областных выборах Калининградской области в Калининградскую областную Думу зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе назначить до 5 доверенных лиц, а избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие общерегиональный список кандидатов, – до 20 доверенных лиц (п. 1 ст. 56 закона Калининградской области “О выборах депутатов Калининградской областной Думы”); на должность главы администрации (губернатора) Калининградской области – до 40 доверенных лиц. Все это показывает, что доверенное лицо – активный участник избирательного марафона. Важно, чтобы эти высокие функции исполнялись добросовестно, без войны компроматов.
Период предвыборной агитации
Важно отметить, что законодательством закреплены равные условия доступа зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших общерегиональные списки кандидатов, к средствам массовой информации, если учредителями (соучредителями) этих организаций, периодических печатных изданий либо их редакций являются государственные органы, организации, учреждения, и (или) в случаях, если эти организации, редакции периодических печатных изданий финансировались не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств, выделенных органами государственной власти Калининградской области. Также действующим законодательством предусмотрено равенство гарантированных средств и мер агитации, несмотря на различие политических взглядов претендентов. При этом правовые акты всех уровней, регулирующие формы и методы предвыборной агитации, запрещают кандидатам в депутаты злоупотребление свободой массовой информации и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушения целостности государства; запрещается пропаганда войны.
Важным является и то, что зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие общерегиональные списки кандидатов, вправе выпускать предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством РФ. Избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении агитационных материалов с нарушением действующего законодательства, принимает соответствующие меры и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной деятельности.
В период предвыборной кампании кандидат стремится обратить на себя внимание, выступая по радио, телевидению, в органах местной и общероссийской печати с изложением своей предвыборной платформы, содержащей взгляды самого кандидата и той группы избирателей, которая его поддерживает, на современное положение дел в обществе и регионе, на пути изменения обстановки в лучшую сторону, делая акценты на реальные направления его деятельности. Однако объем предоставляемого кандидату эфирного времени и площади в печатных изданиях строго регламентирован, чтобы обеспечить равенство кандидатов.
Исход предвыборной кампании решают выборы!
Сама процедура выборов осуществляется с учетом того, что в стране проводятся всеобщие прямые равные выборы при тайном голосовании.
Всеобщие
Фамилия каждого избирателя, обладающего активным избирательным правом, заносится в список избирателей по своему избирательному участку.
Имеется возможность (если предусмотрено законом) взять открепительный талон, если вы в день выборов не можете проголосовать на своем участке, или проголосовать досрочно.
Есть пункты законодательства, предусматривающие возможность голосования на дому.
Прямые
Избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов.
Равные
Каждый голос расценивается одинаково, каждый голос может обеспечить успех тому или иному кандидату.
При тайном голосовании
На каждом участке устанавливаются кабины для тайного голосования.
Никто не имеет права влиять на ваш выбор.
Вы не имеете права никому отдавать свой бюллетень для голосования.
За процедурой голосования на избирательных участках следят наблюдатели, которые назначаются непосредственно зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, блоком. Они следят и за тем, как избирательная комиссия после окончания голосования проводит подсчет голосов избирателей на избирательном участке и погашает неиспользованные бюллетени.
Надо заметить, что наряду с “отечественными” наблюдателями закон допускает и присутствие международных наблюдателей, представляющих иностранные организации, получившие право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации.
По окончании подсчета голосов, оформляется протокол, в котором указываются все цифры итогов голосования.
Калининградская областная Дума состоит из 32 депутатов, призванных разрабатывать областное законодательство.
Извлечения из закона Калининградской области
“О выборах депутатов Калининградской областной Думы”
от 24 мая 2000 года, N209
Глава 1, статья 6.
Выборы депутатов областной Думы
Областная Дума состоит из 32 депутатов и избирается на срок, установленный Уставом (Основным законом) Калининградской области.
27 депутатов областной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Калининградской области и зарегистрированных в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, на общее число (27) одномандатных избирательных округов.
Пять депутатов областной Думы избираются по общерегиональному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за общерегиональные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
При благоприятном исходе выборов зарегистрированный кандидат становится депутатом с широким кругом прав и обязанностей. Необходимо подчеркнуть, что каждый депутат может обладать двумя взаимоисключающими качествами:
1. Неприкосновенность депутата. (Он не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, в котором он представляет своих избирателей). Согласно статье 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Они не могут быть задержаны, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру за исключением случаев, когда предусмотрено федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Вопрос лишения неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания. Аналогичная неприкосновенность предусмотрена и в отношении депутатов областной (городской) Думы.
2. Отзыв депутата. Обычно эта процедура применяется в отношении депутатов региональных и местных законодательных органов. В случае утраты депутатом доверия со стороны его избирателей последние могут его отозвать.
Все это говорит о том, что каждому депутату одинаково воздаются и почет, и ответственность. В этих условиях высочайший моральный долг депутата – с честью оправдать доверие избирателей!
Неприкосновенностью пользуются и депутаты Калининградской областной Думы. Процедура лишения неприкосновенности подробно описана в статье 24 и статье 25 Закона “О статусе депутата Калининградской областной Думы”, принятого областной Думой 31 августа 1995 года.
Рулевые избирательной машины
Выяснение мнения народа относительно органов власти приобретает еще большее значение в силу того, что наша страна с ее необъятными просторами имеет редкостный по объему избирательный потенциал. Не расплескать это богатство и постараться им разумно распорядиться – задача всех государственных органов, призванных организовывать и проводить выборы. Среди этих органов решающее значение имеют избирательные комиссии, представляющие собой рулевых избирательной машины.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК РФ) осуществляет разработку теоретических и практических основ выборов, установление технологии их подготовки и проведения.
Комиссии субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных округов и т.д.).
Окружные избирательные комиссии занимают среднее положение между территориальной и областной комиссиями. Окружная избирательная комиссия (ОИК) формируется в каждом одномандатном округе по выборам депутатов областной Думы и следит за успешным проведением выборов в округе:
– осуществляет контроль над соблюдением избирательного законодательства в округе;
– руководит работой участковых избирательных комиссий;
– рассматривает заявления и жалобы на деятельность этих комиссий;
– регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
– распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение выборов;
– обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
– утверждает текст избирательных бюллетеней для голосования, печатает их и снабжает ими участковые комиссии;
– контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью;
– устанавливает результаты выборов депутата по округу, передает их в областную избирательную комиссию, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с подготовкой и проведением выборов.
ОИК не обладает правом юридического лица и действует не на штатной основе. Срок их полномочий истекает тогда, когда истекает срок полномочий областной комиссии.
Ирина ДИМОВА, Марина ШКРОБОВА,кандидаты педагогических наук
Продолжение следует
Комментарии