search
main
0

Если вы есть, будьте первыми

Этими строками открывается одно из стихотворений поэта Роберта Рождественского, повествующее о нелегкой судьбе тех, кто движется вперед, не останавливаясь на своем пути, как бы ни было трудно. Тех, кто вопреки всему идет и достигает новых вершин, приближаясь к своей цели.

 

Как часто мы даем ребенку право предлагать свои идеи, высказывать свои мысли и мнение? А ведь сегодня мы делаем все, чтобы ученик выступал равной стороной диалога, как его инициатор. Приведу примеры из личного опыта воспитательной работы в рамках Российского движения детей и молодежи «Движение первых».

Первое, что мной было установлено для себя, – это принцип «от ученика к ученику»: инициатива исходит от детей и для детей. И задача сотрудника, занимающегося воспитательной работой, в таком случае должна заключаться в том, чтобы стать для этого ученика наставником и куратором. Так, в нашей школе родился проект «Переулок искусств»: простое желание выступить в школе с концертом собственной музыкальной группы путем обсуждений удалось вывести в регулярные музыкальные вечера, проходящие раз в месяц в разных корпусах нашей школы, на которые можно прийти как для того, чтобы выступить, так и для того, чтобы послушать других. И обязательно дополнить это дружеской атмосферой, тематическими развлекательными активностями, создав площадку взаимодействия учеников разных корпусов, возрастов и интересов.

И здесь же можно выделить второй принцип моей работы: регулярность и постоянство. Да, это требует времени и сил, постоянной включенности и внимания. Но ведь учитель готовится к урокам по своему предмету каждый день, а ученик из вечера в вечер выполняет домашние работы. Так почему мы должны отказывать детям в том, чтобы любимые ими формы работы были многократны или повторялись чаще, чем раз в полугодие? О какой целенаправленной работе тогда может идти речь? Примером такой регулярности, появившейся из однократной акции, могут послужить активные перемены, проводимые моим коллегой Артемом Николаевичем Лобачевым в стенах его учебного корпуса. Начиналось все с разовой активности – перемены настольных игр в рамках фестиваля «Первых», где ученикам предлагалось провести свой досуг за игрой в популярные игры. А в итоге это стало доброй еженедельной традицией этажа, где Артем Николаевич проводит уроки, а в перемены ведет матчи по настольному футболу.

Третий принцип тесно связан с описанными ранее тезисами, а именно: быть вместе с учениками, быть включенным в процесс, быть для них здесь и сейчас. Очень часто можно заметить, как выполнение задачи учениками остается где-то в стороне от нашего внимания и существует по формуле «мной поставлена задача, меня интересует конечный результат». О каких доверительных и конструктивных отношениях может идти речь, если мы видим в детях только исполнителя нашего запроса? Именно поэтому реализация каждого поручения и выполнение каждой задачи в моей деятельности в рамках «Движения первых» проходят при полной включенности в процесс: вместе рисовать стенгазету и подсказывать варианты, вырезать поделки из бумаги или находить для них примеры, быть рядом при наставнической работе в начальной школе в рамках деятельности «Орлят России», вместе пить чай, когда проект окончился успешно, приходить на помощь, когда понятно, что сил и знаний не хватает. Очень важно быть одной командой. Ведь лидер не тот, кто командует, а тот, кто разделяет трудности своих подопечных. Фраза «Я здесь, я с вами», таким образом, будет не призрачным напоминанием, что я по долгу работы рядом, а реальным фактом, который и не требует разъяснения. Ведь я напомню, что глаза детей все видят, как и их сердце все чувствует.

Отсюда вытекает финальный, четвертый, принцип, который стоит последним не потому, что менее значим, а потому, что им стоит завершать и начинать любое дело в воспитательной работе с детьми: быть человеком, быть первым. Для ребят, для себя. Никогда не ждать, а действовать. Предлагать новое, не бояться ошибок, уметь их признавать перед детьми, быть тем, кто станет для них путеводной звездой. Так родился проект «Помощь на лапах», где мы путешествуем по приютам, помогая бездомным животным в социализации, а приютам – в их работе. Или проект «Клуб хранителей истории», в котором мы вместе изучаем то, чего нет в обычном учебнике истории. Так проводился День матери, когда мы одной командой действовали и создавали теплые воспоминания для наших мам. И еще великое множество активностей, которые за полгода совершила наша команда «Первых 1534», где каждый ученик, каждое мнение важны, где чувства каждого нужны, где я и мой коллега Ярослав Александрович Степанов действуем наравне с нашими активистами, являясь для них наставниками, коллегами и просто навигаторами детства, открывая им вселенную их возможностей, позволяя раскрыть свой потенциал.

Быть может, при чтении этого материала у вас сложилось впечатление, что мы молоды и наивны, не знаем всех трудностей и вызовов, которые есть в воспитательном процессе. Но закончим этот текст следующей фразой известного польского педагога Януша Корчака, которая и формирует наш взгляд на воспитание в школе: «Вы говорите: «Дети меня утомляют». Вы правы. Вы поясняете: «Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». Ошибаетесь. Не от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».

Если вы есть, будьте для них, будьте с ними, будьте ради них. Будьте первыми!

Владислав ЛЕБЕДЕВ, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №1534 «Академическая»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте