Признание государственной власти и право на несогласие с действиями властей в рамках гражданского участия.
В 1912 и 1913 годах суфражистки организовали серию поджогов домов тех, кто выступал против права женщины на голос. Пострадали дома многих членов парламента, включая и дом Дэвида Ллойда Джорджа, который занимал пост канцлера казначейства. организовывали поджоги железнодорожных станций, площадок для крикета, гольф-клуба, почты.
Высказывания для вводного обсуждения проблемы
«Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития». (Ж.Ж.Руссо)
«Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить». (Л.Берне)
«Демократия – это право делать неправильный выбор». (Дж. Патрик)
«Представительный образ правления – это организованная справедливость, живой разум, вооруженная мораль». (П. Ройе-Коллар)
«Что собственною волею избирает человек, то и любит он». (В. Малиновский)
«Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников». (Л. Питер)
«Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии». (А. Смит)
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют». (Д. Нейтан)
«Представительное правление – инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен». (К. Меттерних)
«Если вы в меньшинстве – говорите; если в большинстве – голосуйте». (Р. Шерман)
«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение». (У. Черчилль)
«Несправедливые законы существуют. Будем ли мы мириться с ними или же решимся изменить их, но будем повиноваться этим законам, пока не изменим их, или же пойдем на их нарушение?». (Г. Торо)
«Нарушение закона о земле – поступок серьезный, но не всегда неправильный». (Р. Болт, автор книги «Человек на любую погоду»)
«Гражданское неповиновение – это преднамеренное нарушение закона в целях социального благополучия. Нарушение закона ради каких-то индивидуальных выгод, частных благ – это обычное преступление, это не акт гражданского неповиновения». (Г. Зинн)
«Не существует такого понятия, как политическое убийство, политический терроризм или политическое насилие. А существуют такие понятия, как уголовно наказуемое убийство, уголовно наказуемый терроризм и уголовно наказуемое насилие». (М. Тэтчер)
Основные теоретические положения
Статья 32 Конституции РФ
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Политическое участие и формы несогласия
В соответствии с принципами демократии власть и полномочия государства исходят из признания ее гражданами. Наделяя личность или группу людей правом формирования органов власти, граждане могут отказать им в этом праве и передать его другим, как правило, посредством свободных и справедливых выборов. Народ обладает суверенитетом; и если государственная власть потеряла доверие граждан, она обязана быстро и бесконфликтно передать свои полномочия преемникам. Государственная власть, основанная на ее признании гражданами, разительно отличается от власти, полученной и удерживаемой в силу наследственных прав или при помощи насилия. Даже когда народ наделил законными властными полномочиями свое правительство, у него остается право на участие в политической жизни, в том числе на несогласие с действиями властей. Это означает, что гражданин может противодействовать принятию закона или направлять обращения в государственные органы с требованиями об отмене или внесении поправок в действующие законы (ст. 33 Конституции РФ). Главная сложность при реализации права на участие в политической жизни, в том числе на несогласие с действиями властей, состоит в определении способов и процедур, посредством которых граждане могут использовать это право.
Ситуации, приведенные в материалах сайта для учащихся и учителей, дают возможность преподавателям и студентам познакомиться с проблемами, возникающими при реализации права на участие в политической жизни, в том числе на несогласие с действиями властей.
Надо иметь в виду, что под несогласием с действиями властей понимается не только несогласие с действиями органов государственной власти. Граждане могут быть не согласны как с действиями правительства, так и с действиями профсоюзных лидеров (если мы состоим в профсоюзе), церковных иерархов (если мы являемся членами прихода) или любых других людей, которым мы дали наше согласие на власть. Конечно, человек может быть не согласен во многих других случаях – например, друзья могут быть не согласны по поводу того, как провести свободное время, члены семьи могут расходиться во мнениях по поводу того, где провести отпуск. Однако мы не наделяли наших друзей и родственников правом управлять нами, и мы вряд ли путем голосования можем избрать себе других родственников.
Поэтому несогласие в политической области рассматривается прежде всего в отношении органов, которые формируются путем избрания.
Демократические выборы должны соответствовать следующим требованиям: всеобщность (признаются только демократические цензы – оседлости, совершеннолетия, дееспособности, уважения законов), тайный характер голосования (право не разглашать свой выбор – анонимность, кабинки для голосования), прямые выборы (без промежуточных ступеней), равные (один человек имеет один голос независимо от его экономического или социального положения), наличие альтернативных кандидатов (в демократическом обществе признается важность наличия у граждан выбора при голосовании за кандидатов), свободный доступ избирателей к информации (в том числе и защита от недостоверной информации, клеветы, навязывания определенных мнений), мирные условия проведения выборов (отсутствие вооруженного давления).
В современном обществе выборы способствуют осуществлению следующих демократических принципов: формирование легитимности (законности) власти, вовлечение граждан в политическую жизнь, установление взаимной ответственности за проводимый политический курс, одобрение той или иной линии дальнейшего развития общества.
В мире существуют различные избирательные системы. Основными из них являются:
Система пропорционального представительства – распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных на выборах по партийным спискам. Обычно существует избирательный барьер (чаще – 5% голосов).
Мажоритарная система – выборы одного депутата от каждого избирательного округа большинством голосов (относительное большинство – победа независимо от процентного соотношения, практикуется в Великобритании; абсолютное большинство – два тура, победа достигается 50% + 1 голос, практикуется во Франции, квалифицированное большинство – 2/3 голосующих).
Смешанная система – часть депутатов парламента избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной (в России 50% и 50%).
Выбор той или иной системы определяется историческими и культурными традициями, политической обстановкой; степенью социальной, национальной или религиозной однородности общества; сформированностью политической элиты; наличием или отсутствием многопартийности.
Среди ученых и политиков существует различное отношение к выборам – от признания их единственным возможным способом справедливого установления власти до утверждения о некомпетентности простых людей в сфере политики и невозможности доверять им ответственное решение о формировании государственной власти.
О выборах часто говорят, что они самая важная форма участия в политической жизни современного демократического государства. Хотя каждый в демократическом государстве имеет право голосовать, многие выбирают отказ от этого права.
Важной проблемой политической жизни многих стран является пассивность избирателей. Абсентеизм (лат. «отсутствие») – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти.
Причины абсентеизма:
аполитичность граждан (равнодушие);
разочарование в политике (утрата доверия);
низкий уровень политической компетенции избирателей (неуверенность в правильности выбора);
сомнения в возможности влиять на политику;
низкая значимость результатов выборов для граждан.
Разные мнения политологов по поводу абсентеизма:
Негативное для государства явление, снижающее легитимность власти и свидетельствующее об отчуждении граждан от государства.
Проявление развитости независимого от государства гражданского общества, свидетельство свободы поступков граждан по отношению к политике.
В голосовании участвуют только разбирающиеся в политике люди.
Формы участия граждан в политической жизни и проявления несогласия:
написание писем, петиций, обращений – один из путей участия в демократическом процессе в своей стране (в одних случаях письма направляются непосредственно к политическому деятелю, в других – граждане, стремясь повлиять на общественное мнение, публикуют их в газетах и журналах);
бойкот – организованный способ проявления неодобрения, метод оказания давления в целях изменения политики, позиции или поведения (отказ покупать товары определенной фирмы, общаться с некоторыми людьми, принять участие в каком-либо мероприятии), название произошло от имени капитана Бойкота, ирландского землевладельца, по отношению к которому такая санкция была применена в 1880 г.;
иногда граждане публично выражают свое мнение, создавая произведения искусства в общественных местах;
проведение законных митингов и демонстраций;
создание гражданами свободных объединений и ассоциаций;
обращение к властям;
создание политических партий;
профсоюзная деятельность.
Законопослушность считается одним из ключевых принципов существования демократического общества. И все же, в исключительных случаях, граждане нарушают закон для того,чтобы выразить свое неодобрение или не согласие с действиями правительства, например М. Ганди, М.-Л.Кинг, А. Сахаров.
Способы мотивации и формы деятельности учащихся на занятиях по теме
Рассмотрите в начале занятия один из исторических примеров выражения политического несогласия – женского движения за свои права.
Суфражистки
Движение суфражисток стало самым ярким проявлением политического участия в Великобритании. Движение за предоставление женщинам права голоса началось в 1897 году, когда Миллисент Фосетт создала Национальный союз за право голоса для женщин. Фосетт твердо верила в действенность мирных способов выражения протеста и в то, что акты насилия только подтвердят мнение о том, что женщинам нельзя давать право голоса. Ее оружием было терпение и логические доводы.
Однако Эммелин Панкруст с дочерьми, недовольные отсутствием ощутимых результатов, вышли из рядов союза за право голоса для женщин и создали Женский социально-политический союз. Лозунгом новой организации стало «Делом, а не словами».
В 1912 и 1913 годах суфражистки организовали серию поджогов домов тех, кто выступал против права женщины на голос. Пострадали дома многих членов парламента, включая и дом Дэвида Ллойда Джорджа, который занимал пост канцлера казначейства. Суфражистки организовывали поджоги железнодорожных станций, площадок для крикета, гольф-клуба, почты.
Некоторые члены женского союза были исключены из рядов организации за неодобрение практики поджогов, в то время как другие были исключены просто за отказ участвовать в этих акциях.
Каково ваше отношение к движению суфражисток?
Ситуация
Рассматривается письмо молодого человека, в котором тот рассказывает о событиях 1998 года в России, связанных с забастовками шахтеров. Основной формой протеста шахтеры выбрали блокирование железнодорожных путей. При этом на многих направлениях транспортное сообщение прерывалось на несколько дней. Страдали не только интересы грузовых перевозок, но и пассажиров. Именно поэтому данная форма протеста вызвала неоднозначную реакцию в обществе.
Рассмотрите ситуацию в группах с точки зрения шахтеров, правоохранительных органов, предпринимателей и пассажиров (см. сайт проекта http://www.unb.ca/democracy или http://www.spiritofdemocracy.com).
Работа с документом
Письмо 11-летней девочки во влиятельную канадскую газету Saturday Night.
Уважаемый редактор!
Мне одиннадцать лет, и я учусь в шестом классе. В школе мы изучаем права человека. Я прочла весь апрельский номер газеты, посвященный тому, какая замечательная фирма Найк. Но я хочу вам рассказать о другой стороне этой темы, которая могла бы сама послужить темой всего номера. Знает ли редакция газеты, где фирма Найк обычно размещает свои фабрики? В Индонезии. Недавно Найк перевела свое производство во Вьетнам, потому что индонезийские рабочие потребовали увеличения заработной платы. Они получают только 28 центов в час, тогда как Найк продает свои кроссовки за 100-200 долларов. Знают ли в газете, почему Найк переехала во Вьетнам? Потому что, во Вьетнаме Найк будет платить рабочему 10 центов в час. Я не осуждаю рабочих, которые хотят большей оплаты за свой труд. По моему мнению, статья в газете должна быть не о том, какая замечательная фирма Найк, а о том, как дешево она делает свою продукцию.
Вопросы и задания
1. Почему девочка написала это письмо?
2. С чем не согласна девочка?
Письмо ученика 11-го класса Игоря Минина из Тамбова «Как я впервые избирал» в газету «Граждановедение».
10 декабря прошлого года мне исполнилось 18 лет, и я впервые участвовал в выборах в Государственную Думу. Всего семь человек из нашего класса достигли этого возраста, то есть получили избирательное право, и они все им воспользовались. Еще в начале ноября наша учительница истории и граждановедения Татьяна Александровна Привалова спросила нас: «Кто пойдет на выборы?» Мы все дружно подняли руки. Тогда она тут же спросила то же самое про наших родителей. Многие из нас ответили одинаково: родители не собираются участвовать в выборах. И тогда мы после опроса взрослых, которым задавали один и тот же вопрос, – воспользуются ли они своим избирательным правом 19 декабря, продолжили этот разговор.
Очень часто ответ зависел от возраста опрашиваемых. Люди старше 65, как правило, отвечали утвердительно. Среди тех, кому от тридцати до пятидесяти, преобладали разочаровавшиеся в политике. Они не верят в возможность влиять на выборные органы всех уровней и потому не желают больше голосовать. Любопытно, что в небольшом возрастном отрезке опрашиваемых – от 60 до 65 – две трети считают себя активными избирателями.
И вот, получив такой срез настроений среди людей избирательного возраста, мы по совету нашей учительницы стали проводить агитацию, правда, в основном среди родственников и знакомых. Мы говорили им, как много порой зависит от одного-единственного голоса, и рассказывали факты, когда неучастие меньшинства приводило даже к смене государственного строя. Мы им объясняли программы разных партий и кандидатов-одномандатников.
И вот день выборов. Я так же, как и другие мои одноклассники, в том числе и те, кому еще рано голосовать, привел или направил на избирательный участок своих родителей, бабушек и дедушек, знакомых, соседей по подъезду. И особенно нас всех радовало то, что победили именно те кандидаты, за которых мы агитировали, за которых голосовали, в том числе и на должность губернатора нашей области.
1. Как можно определить и охарактеризовать следующие термины из письма – выборы, Государственная Дума, избирательное право, политика, выборные органы?
2. Почему многие люди не приходят на выборы? Как активность избирателей зависит от их возраста? Какие другие факторы воздействуют на избирательную активность?
3. Почему люди разочаровываются в политике и как это можно изменить?
Н. АНИКИНА
мотивация к теме «Правительство РФ»
школа №1194, Москва, Зеленоградский округ
Н. БЫКАНОВА
лицей №4, г. Орел
Задание группам
Определите, какой принцип избирательного права нарушен в следующих случаях:
А) Решено, что люди сначала выберут своих представителей, а затем эти представители проголосуют за того, кто станет депутатом Государственной Думы.
Б) Мужчины на выборах имеют 2 голоса, а женщины – 1.
В) Лица нерусской национальности, проживающие в областях Центральной России, не имеют права принимать участия в выборах.
Г) Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит бюллетень на избирательный участок.
Н. БАБИЧЕВА
школа №1, г. Мценск, Орловская обл.
Я держу в руках письмо, которое пришло в редакцию местной газеты, но редактор вернул письмо автору, заявив, что ни одна газета не напечатает такое письмо, если не желает потерять своих читателей. Я прочитаю вам это письмо, а вы подумайте, почему редактор отказался напечатать это письмо.
«Я пишу, потому что не могу больше молчать. Мое письмо – это крик моей души. Все сейчас говорят о чуме ХХI века – СПИДе. Но есть не менее опасная болезнь – абсентеизм. Абсентеизм опасен тем, что он заражает не отдельного человека, а целые поколения. Современная молодежь уже больна им. Да и старшее поколение абсентеизм не обошел стороной. Надо что-то делать, надо лечить эту болезнь. Если мы не будем бороться с абсентеизмом, у нашего общества нет будущего».
1. Почему письмо не было помещено в газете?
2. О чем идет речь в письме?
3. Как вы думаете, многие ли читатели знакомы с проблемой абсентеизма и поняли бы переживания автора?
4. А вы знаете, что такое абсентеизм?
О. ПРОСВИРНОВА
мотивация к уроку «Согласие управляемых и право на несогласие»
школа №148, г. Самара
Учитель предлагает вниманию учащихся следующие цитаты:
А. Гражданское неповиновение – это намеренное нарушение закона для социальных целей. Нарушение закона для личной выгоды, для собственных целей является обычным уголовным преступлением, а не актом гражданского неповиновения. (Говард Зинн)
Б. Несправедливые законы существуют, согласимся ли мы подчиняться им, или же мы попытаемся изменить их и будем им подчиняться, пока нам не удастся их изменить, или же мы нарушим их раз и навсегда? (Генри Дэвид Торо)
В. Не существует таких вещей, как политическое убийство, акт политического терроризма или проявление политического насилия. Существуют уголовно наказуемое убийство, уголовно наказуемый акт терроризма и уголовно наказуемое проявление насилия (Маргарет Тэтчер).
1. Чью точку зрения вы разделяете и почему?
2. Как бы вы ответили на вопрос в цитате Г.Д.Торо?
Попросите учащихся проанализировать цензы при голосовании, существующие в различных странах. Попросите их описать, как право голоса развивалось в их стране.
Некоторые вопросы для учителя
1. Могут ли ваши ученики описать, как менялось право голоса с течением времени?
2. Могут ли ученики объяснить разницу между обязательным и необязательным голосованием? Могут ли они обосновать ту или иную позицию? Могут ли они дать компетентное обоснование своей позиции?
3. Могут ученики назвать ценз для занятия должностей и права голоса в вашей стране? Могут ученики назвать, по каким причинам некоторым группам людей отказано в праве голоса? Могут ученики обозначить свою позицию и защитить ее по вопросу возраста предоставления права голоса?
Предложите учащимся, разбившись на группы по 3-4 человека, составить вопросы для социологического опроса, тема которого может быть как единой для всех («Демократия и выборы», «Причины неучастия в выборах», «Право голоса и его реализация») или отдельно для каждой группы («Какие выборы являются демократическими», «Как вы относитесь к выборам», «Основные проблемы, связанные в России с выборами»). Должно быть разработано 4-5 вопросов по заданной теме, а потом учащиеся могут провести мини-опрос какой-либо социальной группы (родителей, соседей, родственников, товарищей по школе, учителей и т.д.) или смешанных групп, но с определенной фиксацией респондентов (респондентами в социологии называются люди, принявшие участие в опросе).
Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, кандидат педагогических наук; Андрей ИОФФЕ,
кандидат исторических наук
Комментарии