Анна ВАХНЕЕВА, директор гимназии №1517: – Наша гимназия находится на Северо-Западе Москвы, это 14 зданий, 5084 ученика. Я, несомненно, знакома с общими цифрами деятельности системы образования Москвы, но, конечно, мне интересно посмотреть на результаты моей гимназии в разрезе Москвы.
Я бы хотела коротко, не перелистывая презентацию Департамента образования, которую на пресс-конференции представил министр образования Исаак Калина, оценить свою гимназию с точки зрения роста результатов и роста педагогов, результативности нашей работы, поскольку все мы понимаем, что результат работы педагога, наверное, измеряется только одним показателем – результатом ребенка. Это тот редкий труд, когда твой результат воплощается в другом человеке. Реорганизация нашего комплекса на первом этапе, как известно, произошла в 2012 году. Первый рейтинг был составлен по результатам 2011-2012 учебного года, тогда гимназия, имея одно здание, была награждена дипломом 3-й степени за 67-е место в рейтинге московских школ, добившихся значительных результатов в своей деятельности. По итогам 2012-2013 учебного года мы получили диплом 2-й степени, по результатам работы в 2013-2014 году – диплом первой степени за 16-е место в топе московских школ. В нынешнем году мы впервые вошли в Топ-500 школ России. У нас всегда стабильно были победители олимпиад, но в этом учебном году у нас появился первый победитель последнего этапа Всероссийской олимпиады. Относительно выпускников, набравших результативные баллы по ЕГЭ: если в 2012 году у нас 33 процента детей в 11-м классе не набирали в сумме по трем предметам выше 190 баллов, а все остальные набирали от 190 до 250 баллов, то по итогам прошлого года таких детей было уже 20,7 процента, для нас эти цифры важны. Мы изучали, по какой причине родители берут своим детям репетиторов, провели небольшое социологическое исследование и получили интересные результаты. Оказалось, что на первом месте – контроль ребенка и процесса его обучения. Для меня это было своего рода неожиданностью, потому что на сегодняшний день наше образовательное учреждение, созданное по территориальному признаку, в силу своих размеров может дать ребенку многое. Но на первый план все же вышло то, что родители хотят отдать своего ребенка в руки стороннего для школы специалиста, чтобы тот контролировал его в образовательном процессе. Интересный результат! Несомненно, в ответах родителей на наши вопросы некоторая доля была отдана тому, что репетитор заново объясняет то, что уже объяснял учитель, есть такие ответы, что репетитор делает с ребенком домашнюю работу. В принципе мы отдаем себе отчет в том, что некоторая доля заслуг репетитора в успехах наших детей есть. Более того, у нас есть ученица, которая выиграла в прошлом году городской этап Всероссийской олимпиады по английскому языку, а на финальном туре не добрала всего два балла. Мы хорошо понимаем, что это девочка, которая прожила пять лет в Лондоне, что наша школа сделала только одно: вывела ее на эту олимпиаду. Это ученица лучшая у нас в учреждении, свободно говорящая, она раньше – с седьмого класса – не участвовала в олимпиаде, а мы ее вывели в десятом классе, в этом году уже и город ее отслеживает. Знаем, что это не мы ее научили, хотя основная функция школы – научить детей, однако надо еще заметить в ребенке что-то, успеть поймать. 63 процента детей у нас ходят на занятия в системе дополнительного образования за средства субсидии, занятия открыты по тем направлениям, которые востребованы детьми. То есть мы крайне редко диктуем детям, что все должны играть в футбол или в волейбол, может сложиться так, что во что-то дети играть не будут. Мы играем в то, во что играют дети, и привлекаем тех специалистов, которые будут интересны детям. Что касается наших дошкольников, то в 2013 году к нам в первый класс перешел 71 процент из дошкольных отделений, в 2014 году – 82 процента наших же воспитанников. Мы надеемся, что на следующий год этот показатель, как минимум, составит 90 процентов. Средняя заработная плата у учителей в 2013 году была равна 78 тысячам, в 2014 году – 86 тысячам рублей, у воспитателей в 2013 году она была равна 49 тысячам рублей, в 2014 году – 54 тысячам рублей. Средняя зарплата педагогического персонала – 65 тысяч рублей. Когда в комплекс объединяются разные по уровню образования школы, то объединяются и разные учителя. Как избавляться от плохих учителей, каждый директор имеет свой секрет. Кто-то из великих сказал, что бытие определяет сознание, сегодня мы видим – и это правда – учителей, которые не готовы работать в нашем учреждении, и они уходят. Летом у нас были учителя, с которыми мы на эту тему не проводили никаких специальных мероприятий, но тем не менее они уходили. Если воспитатель или педагог не готов работать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют в первую очередь родители (я транслятор этих требований), то он им не интересен, он не интересен школе, детям и они к нему не идут. А если дети к нему не идут, у него нет объема работы. Конечно, если мы будем упираться в КЗоТ, мы ему даже, может быть, будем платить, чтобы не было скандала, но если к педагогу ребенок не заходит, если у него в кабинете нет детей, то я не знаю таких педагогов, которые готовы остаться в пустом кабинете и вслух признать, что дети к ним не пришли. Это хорошо видно особенно на групповых предметах, на предметах дополнительного образования и даже на тех предметах, которые всегда в большом количестве есть в школе (русский язык, математика, литература). Когда к педагогу приходят родители и говорят: «Мы не хотим с вами работать!» – он уходит. Конечно, мы подбираем хороших учителей, например, я пригласила на работу группу педагогов из Северного округа, они пришли и работают в одном из наших зданий. У нас есть хедхантер, это мама нашего ученика, уже заканчивающего учебу, я надеюсь, что он окончит школу, а мама, которая много с нами работает, останется. Она хороший тренер, на самом деле очень много помогала адаптироваться в большом учреждении не только мне, но в принципе и всему нашему педагогическому коллективу. Большая школа была для нас и новой моделью жизни, эта модель нигде не была прописана, мы могли увидеть такие модели только в крупных корпорациях, понять, какие могут быть структуры и как они могут быть использованы. Мы постоянно думаем о том, перешло ли количество учащихся (5084 ребенка) и педагогического персонала (а это порядка 400 человек), которое есть в нашем комплексе, в качество. В цифрах мы это видим, но все равно постоянно думаем о причинно-следственных связях, о том, что послужило тому, что у нас высокие результаты деятельности. Думаю, что результат большой школы и сила большой школы не просто в ее размерах и ее возможностях, о которых мы говорим уже третий год, а в том, что есть понятие корпоративной учебной культуры (если можно так сказать). То, какую корпоративную учебную культуру для учителя, для ребенка или, наоборот, для ребенка и для учителя, выбирает образовательное учреждение, на мой взгляд, такой школа и получает результат. Мне можно задать вопрос: «Неужели раньше не было в зданиях, которые к вам присоединились, детей – победителей олимпиад?» Где-то они были, где-то нет, но не было культуры, заключавшейся в том, чтобы дать ребенку в руки (будет ли олимпиада, будет ли конкурс, будет ли предмет, будет ли спорт, будет ли изо) то дело, чтобы он себя нашел. В том количестве присоединившихся к нам (не хочу сказать зданий) людей – педагогических коллективов и детей – мы нашли для себя и большее поле деятельности. У нас было и до того свое определенное успешное поле, но тем не менее мы приобрели очень много нового, я думаю, это одна из причин успешности наших детей, а успешность учителя – это результат ребенка, удовлетворенность семей в тех образовательных услугах, которые мы оказываем. Елена ДАВЫДОВА-МАРТЫНОВА, учитель информатики, руководитель научного общества гимназии №1517: В нашей гимназии 4 года назад была запущена программа по формированию компетенций современного школьника, то есть тех навыков и умений, которые позволят применить полученный объем знаний в реальной жизни, на практике, причем это не какая-то эфемерная программа на бумаге, не формальный документ, а конкретный комплекс мероприятий, взаимосвязанных между собой, позволяющий включить всех желающих, мероприятий, в которых может участвовать каждый ребенок, и в этом действительно участвует много наших гимназистов. К таким компетенциям можно отнести и критическое мышление, и умение работать в команде, и способность кросс-культурного понимания проблемы, и самоконтроль. Система по формированию этих компетенций включает:- проведение ежегодной международной конференции (гимназисты выступают в роли организаторов конференции, на которую приезжают участники со всего мира); – создание научного журнала «Бозон Хиггсса» (его выпускает детский коллектив, это подразумевает публикации не только учеников и учителей, но и родителей, а также представителей науки, преподавателей и студентов вузов, в том числе и зарубежных); – работу в социальной сети «Содружество» для взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (участники взаимодействуют между собой по нескольким конкретным направлениям по принципу «от подростка к подростку»); – участие в международных образовательных программах (посещение и выступление на образовательных выставках, сотрудничество с образовательными учреждениями разных стран).Марина ГОРЯЧКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1579: Я словесник, тот самый человек, у которого одни экзамены сменяют другие, когда нужно подготовить весь класс. Когда говорят, что это невозможно, непосильно, я знаю, что это не так, и работаю из года в год, готовлю детей к сдаче ЕГЭ, к олимпиаде. Да, невозможно одному учителю, пусть он семи пядей во лбу, что-то решить кардинально, к высоким результатам приведет только труд всего коллектива педагогов и общая гуманитарная подготовка, которая должна быть в любом учебном заведении. Все это залог успешности в сдаче экзаменов, в участии в олимпиадах не только по русскому языку и литературе, но и по всем другим предметам. Чтобы ребенок успешно сдал экзамен, должна пройти большая подготовительная работа, общее развитие гуманитарной культуры ребенка. Оценивая общие результаты педагогов Москвы, я оглядываюсь назад и думаю: «Сколько же у нас сделано!» Да, безусловно, вся работа, которая начинается в начальной школе и идет до 11-го класса, помогает нам успешно решать поставленные задачи. Можно представить себе, сколько получает ребенок за годы учебы в школе. У нас в школе есть замечательные факультативы по подготовке детей к олимпиадам, которые просто их развивают, у нас есть замечательные творческие начинания, мы уже 14 лет выпускаем альманахи, в которых есть и прозаические, и поэтические шедевры наших учеников, конкурсы литературных произведений стали уже городскими, но нам присылают работы ребята и из других городов. Дети пишут стихи! Как это удивительно! Но для того, чтобы они писали их хорошо, у нас есть стиховедение, оно работает на моих олимпиадников, которые побеждают потом на городских конкурсах, потому что постепенно складывается их гуманитарное образование. Замечательные уроки и дополнительные занятия проводит учитель МХК, на них приходят дети из разных школьных зданий нашего комплекса, дверь открыта для всех и не разгонишь их даже в семь часов вечера. После таких занятий и уроков потом складывается и успешность ребят по истории, потому что с ними работает молодой, талантливый учитель – незаурядная личность, кандидат наук, выпускник МГУ имени М.В.Ломоносова. В результате нам надо собрать все, что есть у детей, все, что у них накопилось, все, что они могут отдать, а затем вывести их на прямую от старта до финиша. Я считаю, что успешность большинства наших московских школ, конечно, складывается из усилий очень многих педагогов, которые работают в одном направлении. Если вкладывать многое постепенно в детскую душу – своеобразную копилочку, то результат обязательно будет. Не нужно быть безразличными к детям, нужно зарядить их своей энергией, увлечь, и тогда каждый ребенок поверит в себя, а учитель будет наслаждаться результатами. Технологии работы у нас есть, мы знаем, как все это сделать, но это совсем другое. Основа всего – желание талантливого учить, вести за собой талантливых учеников, и тогда все у нас получится. Анна МИЩЕНКО, учитель физики школы №1474: В нашей школе для меня важно естественно-научное образование. У нас работает более 60 кружков по пяти направлениям, приоритетное – естественно-научное направление, причем в этом году мы охватили и начальную школу, у нас есть кружки «Занимательная физика» и «Занимательная химия» для начальной школы. Это направление развивается в нашей школе уже не первый год, и за последние четыре года мы прослеживаем сильные изменения в нем. Увеличилось количество детей, которые идут на химико-биологический профиль, мне кажется, что объединение школ в комплекс позволило набирать большее количество учеников и реально развивать этот профиль дальше, сотрудничать с медицинскими вузами, с Менделеевским институтом. По физико-математическому направлению заметен рост результатов как в ЕГЭ, так и в олимпиадах. Тут у нас за четыре года проведен достаточно большой комплекс мероприятий, наиболее интересна работа с вузами в виде выездных лагерей. С МФТИ у нас уже дважды были такие выездные лагеря, там детям читают лекции, они выполняют проектные работы, как показала практика, уже начиная с 9-го класса все больший и больший интерес дети проявляют к естественно-научному направлению. Что касается репетиторов, то, например, все те дети, которые занимались у меня и не ходили к репетиторам, поступили в МФТИ и МГУ. А середнячкам, получившим на ЕГЭ 190 баллов, среди которых были и те, кто ходил к репетиторам, занятия с ними просто придавали большую уверенность. Объективно могу сказать, что знания дети могут получить и в школе, плюс к урокам у нас есть сильная система дополнительного образования, которая им помогает приобретать знания. Если говорить о работе педагогов в методических объединениях, то такие объединения позволили распределить обязанности между учителями, теперь кто-то занимается проектами, кто-то – олимпиадами, кто-то – одаренными детьми, кто-то – детьми с проблемами здоровья. Раньше все это ложилось на плечи одного учителя. Очень помогают учителям курсы повышения квалификации, но не такие, к которым мы привыкли. Например, два года подряд два наших учителя физики ездили в Церн на коллайдер, теперь они готовы рассказывать детям о самых последних новинках в физике. В Центре технологической поддержки образования наши дети выполняют проектные работы, причем они работают на самом современном оборудовании, на недавних каникулах дети защищали проекты, то есть они уже общаются с инженерами, вузовскими преподавателями, со студентами, наравне с ними обсуждают какие-то проблемы. Все это, конечно, очень стимулирует детей к приходу в это направление – как известно, инженерное направление подготовки сегодня одно из приоритетных для государства. Такое объединение с вузами позволило развить аэрокосмическое направление, так как у нас была возможность посылать детей в лагерь «Звездный», но раньше всегда возникал вопрос о количестве детей, мы могли открывать группы, но для маленького количества наших учеников, это было сложно, приходилось договариваться с различными школами. Теперь у нас уже появилась возможность для полноценного выезда в этот лагерь, дети там в течение недели занимаются с космонавтами, производят стыковку, на самом деле это очень интересное направление, поэтому, я надеюсь, дальше мы продолжим наше сотрудничество с ними. Повышение результатов работы комплекса – это не однодневная работа, все это комплекс больших, длительных мероприятий, которые пополняют копилку, год от года повышаются баллы по ЕГЭ, по количеству олимпиад. Самое главное, что я вижу большую заинтересованность в глазах детей, у них появилось больше возможностей, они могут реально что-то потрогать, пощупать, это не одни уроки, а какой-то деятельностный подход, о котором мы всегда говорим, когда дети могут что-то делать сами, пробовать себя в будущей профессии. Марина КУДИНОВА, директор школы №1579: По сравнению с большими московскими комплексами наш комплекс маленький – всего два школьных здания и два дошкольных здания, одно из которых было открыто 5 ноября 2014 года и сразу заполнено на полную проектную мощность. Общее количество учащихся и воспитанников у нас составляет 1600 человек, из них 1245 – учащиеся начальной, средней и старшей школы. Что касается наших результатов, то в течение четырех лет мы входим в Топ-400 школ Москвы, и за последние три года количество победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников увеличилось с трех до двадцати трех по девяти предметам. Чудес не бывает, результаты появляются после системной работы, когда в процесс олимпиадного движения втянуты все школьники (а не только с 5-го по 11-й класс, хотя олимпиаду проводят именно для них), в том числе и ученики начальной школы. Поэтому мы имеем хорошие результаты: в этом году у нас 37 процентов всех обучающихся 5-11-х классов (245 человек из 664, то есть каждый третий ученик) приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. При этом я считаю каждого ребенка только один раз, хотя многие ребята принимали участие в олимпиаде по двум-трем-четырем и даже более предметам. На всех родительских собраниях я говорю, что педагоги нашей школы категорически против репетиторства, потому что при этом ребенок подсаживается на это, как на игру, и не может дальше самостоятельно обучаться. Особенно это видно в начальной школе, когда начинается английский язык. Почему-то у нас все очень повернуты на английский язык, в детском саду меня часто спрашивают: «А у вас английский язык будет?» Что касается старшей школы, то мы проводили опрос по всем классам на тему «Кто занимается с репетитором?». Такие дети в старшей школе есть, но могу сказать, что в классах, где преподают хорошие учителя, дети никогда не занимаются с репетиторами. Как правило, те дети занимаются с репетиторами, которые не совсем научились учиться. Трудолюбивый ребенок, который умеет учиться, достигает больших результатов, таким детям репетиторы не нужны. Но есть категория детей, чьи родители считают, что им нужны репетиторы. Конечно, я согласна с министром образования Москвы Исааком Калиной, что участие в олимпиаде не самоцель. На мой взгляд, качество и результативность – это качество жизни ребенка в школе, создание определенного школьного уклада, в котором каждый ребенок заражен вирусом познания, когда ему учиться хочется, когда ему учиться интересно, когда ему интересно приходить в школу, когда там создана определенная система дополнительного образования. Мы ведь все прекрасно понимаем, что не все дети могут стать победителями олимпиад, но тем не менее в школе создают такие условия, при которых ребенок успешен в чем-нибудь. Например, у нас есть музыкальная театральная студия, которой руководит профессиональный режиссер, как правило, туда направляем тех ребят, которые не совсем успешны в учебе, то есть детей, имеющих проблемы общения с одноклассниками, боящихся выходить к доске. Студия разновозрастная, но вся школа ждет очередного спектакля, эти дети купаются в лучах своей славы, они в этот момент успешны. Таких моментов, наверное, в любой школе достаточно много. Поэтому от того, какие условия будут созданы для детей, и зависят качество и результативность. У нас протарифицировано 112 недельных часов работы кружков в рамках системы дополнительного образования, занимаются там за счет бюджетных средств 532 ребенка. Я согласна с Исааком Калиной, что школа должна быть массовой, потому что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок ходил в хорошую школу и чтобы школа была рядом с домом. Мы не считаем нашу школу выставочным образцом, но готовы передавать свой опыт работы другим. Ирина КУРЧАТКИНА, директор школы №1474: Я директор школы, в которую вошли пять школ, семь дошкольных образовательных учреждений, общее количество детей приближается к пяти тысячам. В процесс реорганизации мы вступили в 2012 году, и сегодня у меня есть возможность говорить о первых результатах, которые тоже очень важны для нас. Если сказать кратко, то каждый день я и администрация постоянно обсуждаем и убеждаемся, насколько важным, правильным было для нас решение об объединении наших ресурсов, чтобы достичь максимально высоких результатов. До этого я была директором маленькой школы, теперь мне даже смешно, какой маленькой она была по сравнению с нынешним комплексом. Тогда моя школа могла предоставить нашим ученикам возможность обучаться всего лишь по одному-двум профилям, а потребности в профильном обучении были большие. Очень тяжело было сознавать, что мы не можем предоставить детям все те ресурсы, чтобы полностью удовлетворить учащихся, родителей. Сегодня наша образовательная программа называется «Большие масштабы – большие возможности», теперь мы действительно обладаем ресурсом, главный наш ресурс – это то, что, объединив наши возможности, смогли получить достаточно высокие результаты. Конечно, репетиторство есть, но та система образования, в которой мы работаем, позволяет сделать все, чтобы репетиторы как таковые стали не нужны. Возьмем, например, ставшие уже традиционными и чрезвычайно популярными «Университетские субботы» или «Профессиональные среды» – ни один репетитор не может предоставить ребенку возможность в таком широком объеме ухватить и показать ключевые моменты той или иной науки. Или организация профильного образования в совокупности с системой дополнительного образования, которая поддерживает профили. Система профильного образования – это не один предмет, а два-три-четыре предмета. Или учебные планы, которые позволяют нам реализовывать в нашей школе 37 элективных курсов. В этом учебном году нам была выделена на дополнительное образование субсидия в 26 миллионов рублей. Это позволило открыть 60 бесплатных кружков по пяти направлениям, мы сейчас реализуем 30 программ по дополнительному образованию, система дополнительного образования охватывает 2500 детей. У нас появилась возможность открыть даже непопулярные кружки, то есть те, что при опросе набрали наименьшее количество голосов, например, изучение китайского языка или театр на английском языке. Не так много детей, которые бы захотели заниматься этим, но тем не менее мы открыли такие кружки. Для нас все это очень важно. Все это очень широкий спектр, который помогает ребенку сделать выбор, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, это большой шаг к тому, чтобы отказаться от репетиторства. Я тоже опрашиваю родителей, после того как их дети окончат школу, станут студентами, и получаю очень позитивные результаты опроса. Родители говорят, что школа дала очень много, растет процент тех, кто год от года отказывается от репетиторства, а дети тем не менее сдают ЕГЭ на очень высокие баллы. Еще один важный момент – объединение кадрового ресурса. Если первоначально (и это понятно) в школах было по два-три учителя-предметника, то сейчас в комплексе есть мощные методические объединения, которые сотрудничают с вузами, имеют возможность работать даже не столько как методические объединения, сколько как кафедры, как ресурсные объединения. Таким образом, внутри методического объединения каждый учитель имеет возможность работать по своему конкретному направлению и одновременно с этим участвовать в реализации многочисленных проектов, над которыми работает школа. У учителей появилась возможность повысить свою квалификационную категорию, мы теперь можем сказать, что у нас прирост учителей высшей квалификационной категории составляет примерно 23 процента, первой квалификационной категории – 18 процентов. Все это заставило педагогический коллектив мыслить по-другому, сейчас уже идет такой процесс, в нашей организации уже появились элементы самообучающейся системы, когда мы практически можем предоставить педагогам и сотрудникам школы возможность самообучаться в процессе работы. Изменился и подход к нашей образовательной организации как субъектов образовательного процесса, так и общественных организаций, префектуры, управы, так как наш комплекс – солидная организация, ставшая центром социальной жизни района, округа и города. Такой интересный спектр нашей работы дал импульс общественным организациям и внутри школы, у нас развивается система государственно-общественного управления, это управляющий совет, родительские комитеты школы, что для нас очень важно, это действительно ресурс для дальнейшего получения высоких результатов, прироста качества образования. Все происходящее дало возможность для новой образовательной парадигмы, то есть индивидуальной работы с детьми, имеющими разные образовательные потребности, будь то одаренные дети, дети с ОВЗ, дети, имеющие поведенческие проблемы. Совместными усилиями такой большой организации, как наш комплекс, мы смогли действительно предоставить индивидуальные траектории для развития детей, для получения качественного образования. Недавно мы на административном совещании решили сравнить образовательные результаты, которые получили за два года работы в образовательном комплексе. Получилось так: когда мы вступали в комплекс, две школы из пяти были топовыми, сейчас, после двух лет работы, вернувшись к тем критериям, которые были на момент вступления в комплекс, и сравнив их с нынешними критериями, мы увидели, что получили прирост результатов от 12 до 25 процентов. Это позволяет понять, что школы уже внутри выросли и повысили качество образования. Например, по результатам этого года 45 процентов учащихся набрали выше 190 баллов на ЕГЭ. Для нас это большой результат. Если говорить об ОГЭ – экзаменах в 9-м классе, то при выборе третьего экзамена наши ученики в равных долях выбрали все восемь, процент качества знаний в результате был достаточно высок.
Комментарии