search
main
0

Если стрелка барометра спокойна Размышления по поводу школьного климата

Климат, уклад всей школьной жизни или мешает, или помогает воспитанию будущих граждан. Традиции, ритуалы, устоявшиеся или возникшие взаимоотношения между всеми участниками учебного процесса на обучение и воспитание, в том числе и на эффективность гражданского образования. Цели его не будут осуществлены, если на уроке говорят об одном, а в классе и в школе происходит совершенно другое. При демократических взаимоотношениях ребенку отводится главная роль. Голос, мнение его всегда учитывается. При этом сам ученик определяет степень своего участия в жизни школы и степень ответственности за свои действия. Не нужно подменять это право на самоопределение готовыми решениями и постулатами поведения, разработанными взрослыми. Самоуправление, созданное ребятами совместно с педагогами, становится естественным процессом и элементом школьной жизни.
Отправной точкой для изменения школьного климата можно считать понимание подростком своих устремлений и установок, с одной стороны, а с другой – понимание педагогом этапов развития ребенка, его жизненных ориентиров.
Очень часто у нас система воспитательной работы рассматривается как набор мероприятий без тщательного, регулярно проводимого анализа их влияния на конечный результат. Для закрепления полученных на уроках граждановедения знаний эффективна будет организация таких социальных практик, результатами которых заинтересованы сами ученики. Проблемы, которые они исследуют, должны касаться не только вопросов внешкольной, взрослой жизни, но и затрагивать основной их вид деятельности – учебный. Взрослым надо понимать, что нельзя относиться к современной молодежи так, как будто она не имеет собственной культуры и интересов.
Можно выделить основную группу условий для организации демократического взаимодействия школьников на уровне школы или класса:
превращение школы в открытое сообщество как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса. Это открытость внутренних организационных структур, свободное общение, достаточность информации, критический самоанализ, внутришкольная демократия;
создание в школе общественной политики. (Разработка учащимися путей решения проблем, предложение рекомендаций органам власти соответствующего уровня, от которых зависит принятие решения по данной проблеме);
возможности для общения, диалога и согласования интересов различных групп участников школьной жизни, включая родителей и учеников;
создание в школе правового пространства (система формальных и неформальных правовых норм и традиций);
поддерживание режима постоянного изменения и обновления;
учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления прав и обязанностей, норм поведения и видов деятельности учащихся;
поощрение свободного и открытого обсуждения принципов жизни коллектива;
изучение, учет и поддержка общественного мнения.
Прежде чем создавать условия для развития хорошего школьного климата, необходимо выявить реальные трудности, провести анализ разных ситуаций.
Например, было бы уместно ответить педагогам на вопросы:
Каковы “подводные камни” существующей в школе системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся?
Какие существуют негласные ритуалы в школе?
Какие ценности декларируются педагогами, а какие реализуются на практике?
При анализе работы школы нужно сосредоточиться на следующих компонентах:
1. Содержание образования.
2. Оценивание знаний, умений и навыков, а также участие в групповой работе, определение усилий школьного коллектива по изменению климата в образовательном учреждении.
3. Принцип организации учебных групп, внутришкольной селекции и дифференциации учащихся.
4. Социальная среда школы.
5. Культура школы, включающая в себя традиции и нормы, предрассудки и ожидания как со стороны педагога, так и со стороны учащихся и их родителей.
6. “Философия” школы, определяемая набором целей, которыми она руководствуется при определении отношений со всеми участниками образовательного процесса.
7. Уклад жизни как совокупность условий, в которых осуществляется свободная организация деятельности учащихся и учителей.
При анализе социально-психологических особенностей школы необходимо обратить внимание на создание оптимальных условий для развития всех участников образовательного процесса. Ниже предложены ориентиры для участников образовательного процесса.
Для учителей:
Учителя одного предмета с уважением относятся к педагогам другого предмета.
Гордятся своей школой.
Могут высказывать свою точку зрения.
Знают, что их предложения и замечания будут рассмотрены коллегами, администрацией.
Об обсуждении важных проблем и путей их решения учителя узнают заранее, а не после принятия решения.
Интересуются происходящим за пределами школы.
“Инаковость” людей и различные точки зрения воспринимаются как достоинство.
Новых учителей встречают дружелюбно.
Возникающие новые проблемы воспринимаются как вызов к их решению.
Поощряется инновационная деятельность и независимость педагогов.
Администрация помогает учителям учиться принимать решения.
Знают процедуру принятия решения.
Обращаются за помощью к коллегам, учащимся, администрации.
Воспринимают учащихся как личностей.
Знают о правах детей.
Демонстрируют то поведение, которое ожидают увидеть от учащихся.
Имеют возможность участвовать в управлении школой, принимают участие при оценивании школьного климата.
Для учащихся:
К слабоуспевающим ученикам относятся с уважением.
Могут доверять педагогам свои секреты.
Рассчитывают, что учителя могут внимательно и непредвзято их выслушать.
Учителя верят свидетельствам учеников.
При возможности выбора школы ребята выбирают данную школу.
В школе есть дух “мы”.
Новые ученики принимаются доброжелательно.
Поощряется независимое и творческое поведение.
Знают о правах детей.
Рассчитывают на дополнительную помощь при решении проблем.
Не боятся посещать кабинет директора школы.
Группы учеников имеют возможность разрабатывать новые школьные правила.
Учителя советуются с учащимися по поводу изменений в обучении.
Ребята имеют возможность участвовать в управлении школой.
Для родителей:
При возможности выбора школы родители выбирают данную школу.
Педагоги воспринимают родителей как равноправных участников жизни школы, организации образовательного процесса.
Родители защищают школу, если она испытывает трудности.
Им нравится общаться с учителями.
Соглашаются с необходимостью предоставления особой помощи детям, имеющим проблемы.
Узнают о решениях, касающихся их ребенка, до их принятия.
Школа поддерживает участие родителей в образовательном процессе.
Родители могут участвовать в разработке школьных правил.
Участвовать в управлении школой.
Особое внимание надо уделить стилю общения между участниками образовательного процесса, педагог должен учитывать и существующую дистанцию между ним и учеником, а также осознавать, какое влияние оказывают его ожидания по отношению к ученикам на взаимоотношения с учащимися. Часто ожидание педагогов задается ориентацией на среднего ученика без учета индивидуальных особенностей личности. Наиболее приемлемая роль учителя, занимающегося гражданским образованием, – это роль “преобразующего интеллектуала”, активного участника социальных преобразований, “дирижера”, консультанта.
Другими скрытыми реалиями организационного устройства школы является пространство и время.
Пространство обучения рассматривается не как пассивное вместилище учебного процесса, поскольку учебное сотрудничество, проектная организация учебной деятельности, групповая дискуссия требуют отказа от привычной посадки школьников “в затылок”.
Время является наиболее важным из объективных условий обучения. Школа устроена по темпу усредненного ученика, создавая тем самым трудности одаренным и детям с замедленным восприятием. Школьное время задается учебным планом и расписанием, что порой является определенным тормозом в процессе обучения по тем или иным предметам.
После проведения анализа существующего школьного климата необходимо разработать стратегию по его улучшению. Для этого нужно стремиться к определенному результату, который можно представить в виде ключевых положений:
Каждый человек заслуживает уважения.
Каждый сам отвечает за свои действия.
Новые ситуации рождают новые возможности.
Ошибки нужно рассматривать как полезный опыт.
Можно делать больше, чем делается сейчас.
Понимание рождает ответственность.
Рост и развитие никогда не кончаются.
Одной из главных задач создания школьного климата становится изменение школьной организации. Именно организационное развитие учреждения, а не решение административно-хозяйственных вопросов или урегулирование конфликтных ситуаций между педагогами должно быть в “фокусе внимания” директора школы, выбравшей путь гражданского образования. Только управление организационным развитием школы в соответствии с ясно поставленной целью является надежным средством ее достижения, регулирования действия скрытых возможностей школьной жизни.

Ольга БОРИСОВА,
заведующая отделом областного центра воспитательной работы

Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте