Все мы осознаем важность воспитания социально активной личности cо сформированной гражданской позицией. Только такие граждане смогут поддержать престиж России. В то же время ни для кого не секрет проблемы подрастающего поколения и школы: снижение любознательности и инициативности учащихся, разрыв между обучением и воспитанием, школьным знанием и знаниями для жизни.
Для реализации программы воспитания и социализации обучающихся необходимы новые подходы, но при этом нельзя отрицать опыт, накопленный образовательными учреждениями в этой области. В нашей гимназии есть удачный пример социализации учащихся через систему школьного самоуправления.Уже более десяти лет в гимназии №1404 «Гамма» ученическое самоуправление играет особую роль. В 2001 году на территории Сокольников была создана школьная демократическая республика «Эколь», парламент и правительство которой состоят из обычных подростков. Сегодня школьное самоуправление прошло проверку временем. Оно стало активным участником детского движения Москвы в составе региональной детской общественной организации «Цивилизация юных». В 2010 году на базе нашей гимназии (тогда Центра образования) был создан детский совет района Сокольники. Школьная демократическая республика «Эколь» – это парламентская республика, тут все по-настоящему. Есть несколько уровней власти: от классного самоуправления до общешкольного, представители которого входят в управляющий совет гимназии. Каждый класс – город-государство, в котором есть мэр и городская администрация, состоящая из советников с конкретными полномочиями, например, советник по образованию, советник по труду, советник по спорту. Каждый год в середине сентября целая неделя отдана выборам в школьное самоуправление. Сначала от каждого класса выбирают кандидатов в парламент, которые должны разработать и представить свой собственный социальный проект: будь то заливка катка на школьном дворе или проведение экскурсий в школьном музее. Затем три дня идет представление кандидатов, которые за несколько минут должны рассказать о своем проекте, команда каждого кандидата готовит плакаты, выступает по школьному радио. День до выборов – это день тишины, никакой пропаганды кандидатов. И вот наступает знаменательный день – день выборов. Выборы проводит избирательная комиссия, в которую входят ученики десятых и одиннадцатых классов, не участвующие в процессе выдвижения кандидатов. На избирательном участке, который готовят заранее, каждый может отдать голос за своего кандидата, проявив гражданскую позицию. О начале голосования объявляем по радио, за процессом, дабы не было нарушений, следят 10 наблюдателей. После окончания выборов избирательная комиссия под пристальным присмотром наблюдателей вскрывает избирательную урну и производит подсчет голосов, в итоге в парламент проходят 7 кандидатур, набравших наибольшее количество голосов. Подобная довольно точная имитация выборов формирует социальную компетентность личности в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности, помогает осознанному принятию роли гражданина, позволяет приобрести первоначальный опыт ответственного гражданского поведения.Позже формируется правительство, в состав которого входят пять министров, у каждого министра свое направление работы: образование, творчество и культура, физкультура и спорт, печать и информация, труд и социальная защита. У министра есть своя команда – советники по соответствующему направлению из классного самоуправления. По сути, каждый член школьного или классного самоуправления идентифицирует себя как член школьного сообщества, совместная деятельность позволяет развивать навыки сотрудничества с различными социальными группами в процессе решения различных значимых проблем и ведет к формированию социальной компетентности, необходимой для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Для каждого подростка характерно принятие различных социальных ролей. Именно поэтому такой популярностью пользуются дни самоуправления, которые проходят в нашей школе несколько раз в год. Обучающиеся получают возможность проявить себя: ученики старших классов сами готовят и проводят уроки, а учащиеся 10-11-х классов берут на себя еще более сложную роль – роль администрации школы. После дня самоуправления каждый из «новых учителей» начинает понимать, насколько это трудно – организовать класс, какая ответственность ложится на его плечи. Подобные мероприятия позволяют реализовать принцип диалогического общения средствами равноправного межсубъектного диалога подростка как со сверстниками, так и со взрослыми, почувствовать собственную значимость, повысить самооценку и самоуважение, научиться находить общий язык с представителями разных возрастных групп. Огромную роль в деятельности школьного самоуправления играют социальные проекты. Некоторые из них стали традиционными, самое важное, что они имеют развитие. Невозможно воспитать нравственные чувства и убеждения на словах, этого можно достичь только делами. Наша традиционная акция «Доброе сердце» начиналась со сбора вещей, канцтоваров, игрушек для детей интерната №80, но потом представители школьного парламента решили, что этого недостаточно, ребята стали навещать воспитанников интерната, провели акцию «Протяни руку другу», цель которой подружить ребят нашей школы с воспитанниками школы-интерната. Следующим этапом развития этого проекта стали пасхальные ярмарки, на которых учащиеся зарабатывают деньги, чтобы купить подарки для детей-сирот. Помимо помощи интернату №80 у нас наладился контакт с волонтерской организацией «Отказники», через которую мы стали помогать детским домам в Кашине и Бежецке. Участие учащихся нашей школы в подобных акциях дает истинное понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; учит поступать по законам совести, добра и справедливости.Таким образом, школьное самоуправление позволяет учащимся нашей гимназии попробовать себя в различных социальных ролях, научиться брать на себя ответственность, делать нравственный выбор и нести за него ответственность. Учитель в этом случае играет роль старшего товарища, советчика, направляющего и корректирующего деятельность школьного актива, но ни в коем случае не навязывающего своего мнения. Именно такая позиция учителя-воспитателя способствует развитию детской инициативы, что ведет к формированию активной гражданской позиции, ответственности за жизнь класса, школы, а в дальнейшем и всей страны. Елена ТАРАСОВА, учитель гимназии №1404 «Гамма»
Комментарии