Этот вопрос сегодня становится очень актуальным, ведь повсеместно в Москве распространена практика сбора родительских средств на нужды школ через благотворительные фонды. Сегодня мы начинаем разговор на сложную тему: о том, кто и как может поддерживать материально образовательные учреждения, предложив рассказать о содержании деятельности благотворительных фондов. В числе первых мы рассматриваем деятельность благотворительного фонда «Просвещение». Южное окружное управление образования совместно с окружным Советом школьных управляющих проанализировало модель оказания благотворительной помощи в сфере образования через благотворительный фонд «Просвещение», так как большинство образовательных учреждений получают благотворительную помощь именно через эту благотворительную организацию.
Во многих экономически развитых странах развито движение попечительства: образовательным учреждениям помогают родители обучающихся, выпускники, бизнес-структуры. Во всем цивилизованном мире деятельность благотворителей почетна и уважаема. В современной России благотворительность имеет свои традиции: крупный бизнес помогает высшему образованию, средний и мелкий – среднему профессиональному образованию, школам и детским садам оказывают помощь родители.
В начале 90-х годов помощь образованию давала бизнесу законную возможность минимизировать налог на прибыль. Однако от сумм, перечисляемых на содействие образованию, на реальные инвестиции, в образовании оставалось в лучшем случае 50%. В конце 90-х годов, после дефолта, помощь образованию от юридических лиц заметно сократилась. В начале 2000-х годов после отмены налоговых льгот интерес бизнеса к решению проблем в среднем и дошкольном образовании пропал совсем.
После принятия в 1992 году Федерального закона «Об образовании» образовательным учреждениям было предоставлено право привлекать дополнительные внебюджетные средства в виде добровольных пожертвований. При помощи пожертвований, в основном родительских средств, решались задачи не столько развития образовательных учреждений, сколько проблемы выживания, сохранения кадрового состава, обеспечения элементарных условий нахождения детей в образовательном учреждении. Руководители образовательных учреждений думали не как законно привлечь средства, а как привлечь хоть какие-то средства. В это время средства родителей были исключительно наличными. Обусловлено это было тем, что:
– многие образовательные учреждения не были юридическими лицами;
– создание отдельного юридического лица – благотворительной организации – было невозможно, так как законодательно благотворительная деятельность была не урегулирована;
– высокая инфляция не позволяла иметь период накопления, поэтому решались краткосрочные задачи;
– в обществе преобладало недоверие к банковским организациям.
В 1995 году принят Федеральный закон №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Впервые законодательно было определено, что благотворительной деятельностью необходимо заниматься путем создания благотворительной организации, сформулированы цели, задачи и формы оказания благотворительной помощи. В сентябре 1997 года создан региональный благотворительный фонд «Просвещение». На первом этапе деятельности фонд совместно с родительской общественностью и педагогическим сообществом решает такие задачи:
создание механизмов передачи и сохранности материальных ценностей и социальной защищенности сотрудников и учащихся образовательного учреждения;
выработка форм взаимодействия между фондом, родительским сообществом, педагогическим коллективом, органами управления образования;
разработка стандартов ведения благотворительной деятельности для содействия развитию образования;
минимизация обращения наличных денежных средств в образовательном учреждении.
Сложность ведения благотворительной деятельности в тот период заключалась в разобщенности родительского сообщества. Конкретный родитель видел и хотел решать проблемы учебного пространства только своего ребенка, в лучшем случае – его класса. Руководителю образовательного учреждения трудно было довести до родителей проблемы школы как целостного организма. Фонд «Просвещение» при принятии решения об оказании благотворительной помощи образовательному учреждению запрашивал заявку, подписанную только руководителем образовательного учреждения.
В 1998 году вступил в силу Указ Президента РФ №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», который вводил новую форму государственно-общественного управления в системе образования – Попечительский совет. Родителям предоставили возможность не только участвовать в софинансировании учреждения, но и управлять своими средствами. Благотворительный фонд «Просвещение» так принял участие в становлении этого института гражданского общества:
проводил просветительскую работу среди родительской общественности, рассказывая о необходимости создания попечительских советов;
проводил обучающие семинары для кандидатов в члены попечительских советов, где изучалась нормативно-правовая база их деятельности;
проводил обучающие семинары председателей попечительских советов по налоговому законодательству, чтобы принимаемые решения по использованию внебюджетных средств были правомерны;
совместно с представителями попечительских советов разработал пакет документов по ведению и организации делопроизводства этого органа.
Главная задача, которую смогли решить попечительские советы, – это объединение родительского сообщества. Усилия по социализации родителей обучающихся, вовлечение их в участие управлением жизнью учреждения дали свои результаты: родительская общественность становилась инициатором привлечения благотворителей.
С 1999 года заявки на оказание благотворительной помощи, поступающие в фонд, стали подтверждаться двумя подписями: председателя Попечительского совета, который от имени родителей санкционирует расходование средств, и руководителя образовательного учреждения, подтверждающего необходимость данного приобретения.
В 2001 году вступил в силу Закон города Москвы №25 «О развитии образования в городе Москве». В статье 13 этого закона образовательному учреждению рекомендовалось создавать Попечительский совет как юридическое лицо, то есть создавать благотворительную организацию по аккумулированию пожертвований и оказанию благотворительной помощи отдельному образовательному учреждению. Однако эта форма не получила широкого распространения. Наверное, это произошло по следующим причинам:
1. Трудность при определении состава учредителей (родители боятся ответственности за деятельность юридического лица, поэтому учредителями становятся сотрудники или родственники руководителя образовательного учреждения);
2. Трудность в поиске грамотного персонала для ведения деятельности благотворительной организации, в первую очередь директора и главного бухгалтера (директорами становятся зачастую неработающие мамы учащихся, а главными бухгалтерами – бухгалтера образовательного учреждения);
3. Незнание особенностей ведения бухгалтерского учета и делопроизводства некоммерческой благотворительной организации ведет к налоговым нарушениям;
4. Невозможность оперативно реагировать на изменения в законодательстве из-за недостаточной компетенции сотрудников этой организации;
5. Необходимость при организации деятельности в строгом соответствии с законодательством отчислять на затраты по содержанию организации 15 – 20 % от сумм поступивших пожертвований.
Попечительские советы подавляющего большинства учреждений Южного округа не стали менять механизм оказания благотворительной помощи и продолжили взаимодействие с региональным благотворительным фондом «Просвещение».
В настоящее время взаимодействие с благотворительным фондом строится следующим образом:
– благотворителями в образовательных учреждениях – участниках благотворительных программ фонда в обязательном порядке в рамках ФЗ №82 «Об общественных объединениях» создаются общественные организации – советы благотворителей, которые имеют устав и печать;
– Совет благотворителей принимает участие в разработке и принятии программы развития образовательного учреждения, составляет ее экономическое обоснование; проводит разъяснительную работу по реализации программы развития учреждения среди физических и юридических лиц; получает информацию о сумме поступивших пожертвований в режиме он-лайн через интернет или по телефону. В целях исключения принудительного характера пожертвований на благотворителей со стороны представителей Совета благотворителей фонд сообщает только общую сумму поступивших пожертвований без указания личных данных плательщика; определяет цели использования средств, находящихся в фонде, и оформляет заявку на оказание благотворительной помощи;
– председатель Совета благотворителей получает пакет документов для организации благотворительной деятельности в офисе фонда;
– в доступном для родителей месте оформляется стенд, на котором вывешена информация о формах и методах ведения благотворительной деятельности в учреждении;
– при поступлении приобретенных материальных ценностей Совет благотворителей контролирует принятие их на баланс образовательного учреждения;
– Совет благотворителей отчитывается на родительских собраниях в классах об использовании пожертвований;
– в конце учебного года фонд в Совет благотворителей представляет консолидированный отчет о суммах поступивших и использованных пожертвований в количестве, необходимом для выдачи каждому благотворителю.
Благотворительные пожертвования в виде денежных средств перечисляются исключительно путем безналичного перечисления на расчетный счет фонда.
Фонд ведет аналитический учет поступивших средств в разрезе каждого образовательного учреждения по двум позициям: дата поступления и количество человек, сделавших пожертвования. Во избежание нарушения принципа добровольности фонд никогда не представляет данные о Ф.И.О. плательщика средств.
В образовательных учреждениях – участниках благотворительных программ фонда родительским сообществом в обязательном порядке в рамках ФЗ №82 «Об общественных объединениях» созданы общественные организации – советы благотворителей, которые имеют устав и печать. Оказание благотворительной помощи фондом осуществляется на основании заявок, подписанных председателем Совета благотворителей и заверенных печатью этой организации.
В целях содействия системе образования фонд реализует несколько благотворительных программ:
1. Программа «Образование» направлена на развитие материально-технической базы и повышение социальной защищенности сотрудников образовательного учреждения, выплату стипендий талантливым учащимся, поддержку детей из социально- неблагополучных семей;
2. Программа «Образование – безопасность» направлена на создание и функционирование системы комплексной безопасности образовательного учреждения.
В соответствии со ст.16 ФЗ №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» фонд на собственные административно-хозяйственные расходы отчисляет от суммы пожертвований по программе «Образование» 3%, по программе «Образование – безопасность» – 1 %.
После оказания благотворительной помощи генеральный директор фонда и руководитель образовательного учреждения подписывают акт, на основании которого материальные ценности принимаются на баланс учреждения.
Органы родительской общественности выбирают модель оказания благотворительной помощи образовательному учреждению посредством благотворительного фонда по следующим причинам:
1. Документооборот полностью осуществляется фондом.
2. Контроль за соблюдением законодательства при принятии пожертвований и оказании благотворительной помощи осуществляет фонд.
3. Имеется возможность накапливать средства на приобретение дорогостоящих материальных ценностей, так как фонд реализует долгосрочную благотворительную программу и платит налог на прибыль (24 %).
4. В случае необходимости фонд из собственных средств может помочь финансировать программу развития учреждения.
5. Деятельность фонда постоянно контролируется государственными органами, которые наблюдают за деятельностью некоммерческих благотворительных организаций.
6. В конце финансового года фонд проходит обязательный аудит финансово-хозяйственной деятельности. Результаты публикуются в «Учительской газете». Экземпляры газет передаются в Совет благотворителей.
7. В случае возникновения вопросов представители фонда присутствуют на заседаниях Совета благотворителей, регулярно проводят встречи с родительской общественностью.
8. Фонд постоянно проводит семинары по изучению законодательства при организации благотворительной деятельности.
9. В случае обращения благотворителя в фонд с заявлением о принудительном характере пожертвований фонд возвращает поступившие средства.
Соблюдение основных принципов благотворительной деятельности (на примере деятельности благотворительного фонда «Просвещение»)
Принцип добровольности в деятельности фонда обеспечивается следующим образом:
Пожертвования в фонд перечисляются строго путем безналичного перечисления. Родители самостоятельно и добровольно определяют размер пожертвований и момент их внесения.
Фонд никогда не издавал внутренних локальных актов о суммах принимаемых пожертвований.
Фонд никогда не издавал и не передавал в общественно-государственные органы управления образовательным учреждениям или администрацию образовательного учреждения рекомендательные или иные пояснительные документы о преимущественных суммах пожертвований. Неоднократно в ходе проверок правоохранительных органов подтверждалось, что суммы пожертвований в учреждениях различны. Закономерности в периодичности поступлений нет. Как правило, в благотворительной деятельности участвуют не более 55 – 60 % родителей.
Фонд ведет аналитический учет поступивших средств в разрезе каждого образовательного учреждения по двум позициям: дата поступления и количество человек, сделавших пожертвования. Во избежание нарушения принципа добровольности фонд никогда не представляет данные о Ф.И.О. плательщика средств в образовательное учреждение.
Функционирует сайт фонда, где генеральный директор фонда много раз давала ответы о добровольном характере оказания помощи учреждениям образования.
В случае обращения физического лица с заявлением о принудительном характере перечисления фонд возвращает средства.
Принцип открытости в деятельности фонда обеспечивается следующим образом:
В каждом образовательном учреждении в доступном для родителей месте вывешен стенд, на котором размещена информация о фонде (адрес, телефон, Ф.И.О. руководителя, правоустанавливающие документы, отчет о поступивших и израсходованных пожертвованиях).
Сотрудники фонда регулярно устраивают встречи с родительской общественностью, чтобы ответить на интересующие вопросы и рассказать о принципах добровольности при оказании помощи образовательным учреждениям. С начала 2007 – 2008 учебного года состоялось 35 встреч.
Разработана памятка по оказанию благотворительной помощи.
Разработаны рекомендации «О реализации права образовательных учреждений на привлечение дополнительных финансовых средств в виде пожертвований, защите права ребенка на бесплатное образование и защите прав родителей (законных представителей) при осуществлении благотворительной деятельности».
Изданы брошюры по финансовым взаимоотношениям родителей и государственных образовательных учреждений «Мои три Я» (2002 год) и «Мои четыре Я». В разделе «Я – благотворитель» была представлена законодательная база по оказанию благотворительной помощи в системе образования. В 2002 г. тираж книги составил 50000 экз., в 2007 г. – 30000 экз. Экземпляры книги обязательно находятся в школьных библиотеках, а также бесплатно раздаются на встречах с родительской общественностью. В 2007 г. фонд бесплатно передал в органы общественно-государственного управления образовательных учреждений книги в количестве 5 штук на класс.
Регулярно в апреле – мае фонд проводит отчетные конференции перед благотворителями. Данные конференции проводятся следующим образом: в зале образовательного учреждения собираются представители советов благотворителей образовательных учреждений. Как правило, это 6 человек. Генеральный директор фонда рассказывает о результатах финансово-хозяйственной деятельности фонда, представляет информацию о направлениях использования денежных средств, рассказывает о принципах благотворительной деятельности. На конференциях в 2007 году выдавался следующий раздаточный материал:
– памятка по ведению благотворительной деятельности с указанием телефонов «горячей линии» Южного окружного управления образования;
– материалы с заседания Правительства Москвы по реализации программы «Столичное образование»;
– выдержки из Национальной доктрины развития образования;
– отчет для каждого благотворителя образовательного учреждения (количество отчетов соответствует количеству пожертвований, поступивших для образовательного учреждения в рамках благотворительных программ фонда).
В период с сентября по май два раза в месяц фонд на своей территории проводит бесплатные семинары для представителей родительской общественности по законной организации благотворительной деятельности для учреждений образования, регулярно организует и участвует в общественных мероприятиях по вопросам благотворительной деятельности:
– 14 декабря 2005 года в ЮАО проведен «круглый стол» «Правовые аспекты благотворительной деятельности в системе образования»;
– 27 февраля 2007 года в Московском доме общественных организаций состоялся «круглый стол» «Роль родительской общественности в формировании и реализации национального проекта «Образование»;
– 5 марта 2007 года прошел «круглый стол» Общественной палаты РФ по вопросам финансирования системы образования;
– 10 апреля 2007 года генеральный директор фонда выступил на II Московском гражданском форуме с докладом «Значение благотворительной деятельности в развитии системы образования»;
– 15 октября 2007 года генеральный директор выступил на форуме Комитета общественных связей г. Москвы: «Формирование форм гражданского общества в управлении системой образования»;
19 апреля 2007 года состоялось выступление генерального директора фонда и выступление на конференции родителей Южного округа в ДК ЗИЛ.
Принцип прозрачности в деятельности фонда обеспечивается следующим образом:
Два раза в год, а именно по окончании финансового и учебного года, фонд предоставляет родительской общественности (Управляющему совету, Попечительскому совету, Совету благотворителей) образовательных учреждений отчет об общем приходе и расходовании средств. (Отдельные копии прилагаются.)
На родительских конференциях в конце учебного года представителям родительской общественности передаются отчеты о поступлении и использовании пожертвований для выдачи родителям учреждения. На конференциях в 2007 году выдано 40 000 отчетов. На бланках отчетов есть текст, напоминающий о добровольном характере взносов, телефоны фонда, сайт в интернете, электронный адрес.
Деятельность благотворительного фонда неоднократно проверяли правоохранительные органы. В Акте обследования помещения, здания, сооружений, участков местности и транспортных средств 15-го отдела ОРЧ – 4 УБЭП ГУВД по г. Москве от 28 сентября 2007 года указано, что «нарушений действующего законодательства в деятельности благотворительного фонда «Просвещение» не выявлено».
Фонд неоднократно представлял отчеты по взаимодействию с образовательными учреждениями по запросам КРУ Департамента образования. В соответствии с ФЗ №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» фонд проходит ежегодную аудиторскую проверку в ЗАО «Независимая консалтинговая группа «2К Аудит – деловые консультации».
Ежегодно фонд предоставляет отчетность как некоммерческая организация в Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве.
В установленные законодательством сроки подаются отчеты в налоговый орган. Аудиторские отчеты находятся в открытом доступе и публикуются в «Учительской газете».
Деятельность БФ «Просвещение» неоднократно освещалась в СМИ («Учительская газета», «Комсомольская правда», журнал «Имеешь право», журнал «Коммерсант-Деньги»).
Итоги взаимодействия органов родительской общественности и благотворительного фонда «Просвещение»:
– Выработан четкий, понятный, прозрачный, открытый механизм оказания благотворительной помощи образовательным учреждениям.
– Минимизировано обращение наличных денежных средств в образовательном учреждении.
Комментарии