Можно ли победить в борьбе с аутизмом?
Саша, низко опустив голову, что-то сосредоточенно выводит на листе бумаги. Со стороны кажется, что он полностью поглощен своим занятием и никакие окружающие звуки его не интересуют. Когда я положила руку на край его парты, Саша вздрогнул, и наши взгляды встретились на долю секунды. Серые, блеклые, без искорки глаза ничего не выражают. Он снова погрузился в собственный мир и продолжил ставить точки на полях пустой тетради. Так прошло еще 20 минут. Саша не слушает учительницу и не выполняет никаких письменных заданий. Прозвенел звонок, все дети с шумом ринулись из класса. Саша никуда не побежал, он рассматривал сквозь длинные пальцы солнечный свет, медленно подставляя то одну, то другую руку. Когда учительница попросила его покинуть кабинет, чтобы проветрить помещение, он вышел и стал бегать кругами по точно нарисованному линолеуму…” – читаю запись из рабочей тетради. На педсовете я огласила Сашин диагноз “синдром Каннера, или детский аутизм”.
В последнее время участились случаи обращения к психологам за консультацией со сложными, подчас “пограничными” между областью психологии и психиатрии болезнями детей. А именно таков детский аутизм. Прочитав эти строки, каждый из учителей обязательно вспомнит несколько подобных случаев из собственной педагогической практики. И, как правило, в борьбе с данной болезнью они проигрывали. Ребенка исключали из школы. Так что же такое детский аутизм и каковы пути помощи?
Аутизм – недостаточное развитие центральной нервной системы, выражается в отсутствии индивидуальной активности начиная с 2,5 лет с последующей задержкой в развитии речи, внимания, памяти. Процент аутизма колеблется от 4 до 15 случаев на 10000 детей. По статистике, чаще им страдают мальчики, чем девочки. Высказываются различные предположения о происхождении данной болезни: наследственность, генные мутации, травмы при беременности и родах и т.д. Но, к сожалению, точной причины пока не выявлено, хотя опыты по исследованию данного явления продолжаются. В любой здоровой семье есть вероятность рождения аутичного ребенка.
Диагноз “детский аутизм” звучит как окончательный приговор успешной деятельности ребенка, подтверждающий его недееспособность. Но это не совсем так.
Во-первых, следует отличать аутизм от шизофрении. Последняя характеризуется появлением галлюцинаций и других острых психических расстройств. Аутизм – это вялотекущий процесс, при котором существует возможность добиться положительных результатов в обучении и воспитании только лишь в условиях доброжелательного, спокойного климата, ощущения защищенности и комфорта. Аутизм – не есть отсутствие интеллекта вообще и даже не есть его снижение. Такие дети бывают подчас одаренными в какой-либо одной сфере деятельности, проявляют к ней повышенный интерес, но других склонностей не обнаруживают, все остальное их как бы вовсе не интересует, они не понимают элементарных вещей. Умственное развитие таких детей происходит по внутренним, индивидуальным законам. Они длительное время “зависают” на достигнутых результатах в обучении, топчутся на месте, продвижение вперед бывает скачкообразным с возможными откатами назад.
Во-вторых, аутичных детей часто ругают и обвиняют в повышенной агрессии. “Во вторник, когда дети играли на улице, Саша подошел и схватил одного мальчика за волосы. Произошла ужасная драка. Никакой причины не было. Сашу как будто кто-то подменяет в эти моменты, он не контролирует себя, может нанести тяжелые травмы. Как потом разговаривать с родителями? Хотя, когда он успокоится и ему объяснишь, как плохо он поступил, Саша просит прощения. А на самом деле он очень добрый, всегда поливает цветы в классе”, – рассказывает классная руководительница. Агрессия аутичных детей связана с их основной психологической проблемой – невозможностью успешной социализации (особенно в кругу сверстников). Они хотят вступить в контакт с окружающими, но не знают, какую схему поведения выбрать. Аутичные дети мыслят шаблонно, стереотипно, применяя один раз воспринятую схему для всех подходящих случаев. Чтобы решить эту проблему, педагогу необходимо предоставить ребенку другие, более адекватные варианты поведения. Например, сказать: “Когда прозвенит звонок и все ребята побегут играть в футбол, ты подойдешь к ним и попросишь: “Можно я буду стоять на воротах?” Тогда тебя никто не будет обижать, ведь ты вежливо выразишь свое желание, а не будешь грубо отбирать у них мяч”. Чтобы ребенок не стеснялся, нужно подбодрить его и даже постоять рядом, пока он не выскажет свою просьбу.
В-третьих, аутизм следует отличать от скверного воспитания, связанного с отсутствием привитых в семье навыков грамотного общения. Когда нормальный ребенок бывает повышенно тревожным, с большим количеством страхов, то психолог начинает рассматривать семейные проблемы. В данном случае семья к аутизму не имеет никакого отношения. Такие дети с самого рождения бывают отгороженными от родителей, не имеют близких, эмоциональных контактов ни с матерью, ни с отцом. Пробиться во внутренний мир такого ребенка очень сложно. О себе дети говорят: “Он пойдет” или “Он будет кушать”. Аутичные дети крайне избирательны в еде, игрушках, людях. Они подвержены в большей степени страхам, боятся резких шумов, чужих людей, скрипа, закрытых помещений, воды и т.д. Все, что не вписывается в сложившийся жизненный стереотип, вызывает у них страх и тревогу. Аутичные дети не чувствуют других людей, не понимают, что движет ими, не ощущают причинно-следственных связей. Они видят, что люди боятся их и не хотят с ними общаться, поэтому еще больше замыкаются в себе, в основном молчат, не смотрят собеседнику в глаза. Общаясь с аутичным ребенком, приготовьтесь много и долго говорить без взаимного интереса с его стороны. В борьбе со страхами главное – это их предупреждение. Расскажите ребенку, что может случиться в том или ином непредвиденном случае.
Из всего вышесказанного следует, что аутизм – это серьезное заболевание. Работать с такими детьми невозможно без специальных знаний и навыков. Поэтому, если у вас в классе есть похожий ребенок, советую не проявлять самостоятельности, дабы не навредить ему. Но если вы считаете, что справитесь сами и готовы посвятить ему много времени, сил, доброты, заботы, внимания и любви, то прислушайтесь к некоторым советам.
Чтобы установить доверительный контакт с аутичным ребенком, нужно уметь хорошо подстраиваться к его интересам и следовать за ними. Помните, что ему особенно необходимо теплое отношение окружающих. Чаще улыбайтесь. Спустя какое-то время он может подойти к вам и поделиться своими игрушками, рисунками, песенкой и т.д. Аутичный ребенок, как правило, приносит что-либо, кладет на ваш стол и уходит. Здесь главное не оттолкнуть его, дать почувствовать, что являетесь его другом, готовы поиграть с ним в любую игру. Проявляйте инициативность. Начинайте сами фантазировать с тем, что он дал, говорить, придумывать рассказ или историю, в которой он является главным действующим персонажем.
Мы подошли к самому главному моменту в работе с аутичными детьми – игре. Только через нее существует возможность найти контакт с аутичным ребенком.Специалистами в области исследования головного мозга выявлено, что игра способствует развитию левого полушария, отвечающего за память, речь, абстрактное мышление. Обычно именно с этим возникают проблемы. В качестве игры подойдут любые: прятки, пятнашки, вышибалы. Придумайте сценки из реальной жизни: поход в цирк, прогулка в парке, гости и т.д. Аутичные дети не любят много говорить, поэтому будет лучше, если вы сами придумаете рассказ, а он будет только вставлять в него детали. В психологии есть следующий прием: класс сочиняет сказку. Начинается она со слов “жили-были…”, далее каждый ученик говорит по нескольку предложений.
Аутичные дети мыслят образами, а не отдельными предметами, поэтому им сложно сконцентрировать внимание на деталях. Подготовьте картинки двух видов: с изображениями предметов домашнего обихода, привычных ребенку, и их названиями. Соединяя вместе эти картинки, вы закрепите в сознании аутичного ребенка образ предмета со словом, его обозначающим. Обучать письму лучше не по буквам, а сразу целыми словами. Такие дети, как правило, хорошо считают, поэтому заострите внимание на сравнивании количеств и соотнесении цифры и числа предметов. Раскладывая кубики, можно сочинить рассказ: “Летом Саша поедет к бабушке в гости, сядет в большой поезд, в котором 10 вагонов. На соседних путях будет стоять другой поезд, у которого будет на 5 вагонов меньше. Сколько их будет?..” Так можно писать и одновременно считать деревья за окном, столы в классе, цветы на окне, конфеты во время чаепития. Некоторые аутичные дети любят рассматривать красочную рекламу, что также можно использовать для обучения чтению. Я часто использую раскрашивание частей своего лица перед зеркалом. При этом дети рисуют пальцами и кистью, развивая стремление к самопознанию.
“Саша на уроке сидит спокойно, его никто не беспокоит. Вдруг он начинает стучать ботинком по стулу соседа напротив, на все просьбы прекратить не реагирует”, – говорит учительница пения. Аутичные дети нуждаются в человеке-суфлере, который бы переводил их действия на простой, всем понятный язык и, наоборот, объяснял им смысл поступков окружающих людей. На самом деле Саша хотел просто вступить в контакт.
В завершение хочу сказать, что для лечения детского аутизма необходимы координация и успешное взаимодействие родителей, педагогов и психологов. Следует придерживаться лечебного режима, четкого распорядка дня, по которому ребенок будет жить и учиться. И помните, что аутизм никогда не излечивается до конца, существует вероятность только лишь снижения его основных негативных моментов, и в этом мы сообща можем помочь.
Марина КУЗЬМИНА
Комментарии