Свобода возможна лишь в той стране, где право господствует над страстями.
А.-Д.Лакордер
Конституция РФ провозгласила, что “человек, его права и свобода являются высшей ценностью” (ст. 2). Для претворения в жизнь этого принципа необходимы два условия: законодательная регламентация прав и свобод человека и создание эффективной системы защиты прав человека. В настоящее время более успешно выполняется первое условие – за последние годы в России была проделана большая работа по приведению отечественного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Естественно, не все законодательно зафиксированные права и свободы получили эффективную реализацию, но причины этого в основном в тяжелом экономическом положении России. Национальный механизм защиты прав человека только начинает складываться и еще не представляет единой, слаженной системы.
Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
конституционно-судебный механизм (Конституционный суд);
судебная защита (суды общей юрисдикции);
административные действия органов исполнительной власти;
законная самозащита человеком своих прав;
международно-правовой механизм.
В ряде стран этот механизм носит более разветвленный характер, будучи дополнен административной юстицией (квазисудебные органы для рассмотрения споров между человеком и правительственными органами), а также трудовой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе и между работниками и государством). Однако в Российской Федерации эти формы правозащитной деятельности государства пока не получили развития.
Рассмотрим основные элементы формирующегося механизма защиты прав человека в России: судебная защита, система несудебной защиты (прокурорский надзор, институт уполномоченного по правам человека и др.), неправительственные правозащитные организации и международный контроль в области защиты прав человека.
Тема “Судебная защита”
Формальность и торжественность необходимы для отправления правосудия, чтобы ничего не оставлять на произвол судьи, чтобы народ знал, что суд творится на основании твердых правил, а не беспорядочно и пристрастно.
Ч. Беккариа
Роль суда в отношениях человек – государство
В развитом цивилизованном государстве центральное место во всей правовой системе принадлежит суду. Именно он олицетворяет истинное право, истинную справедливость. Суд выступает основным гарантом прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, гарантирует соблюдение прав и законных интересов личности в ее взаимоотношениях с властью, уравновешивая фактическое неравенство между мощной машиной государственного обвинения и “маленьким человеком”.
Суд призван защищать как от любых конкретных противоправных действий, так и от всех противоправных норм. Законы обретают жизнь благодаря суду. Он получает возможность оценить закон с точки зрения идеалов правового государства и способствовать дальнейшей его корректировке в соответствии с общечеловеческими представлениями о добре и справедливости. Суд не должен слепо исполнять закон, а должен подвергать закон ревизии с позиции справедливости и доброй совести. А. Кони писал: “Бездушное успокоение в словах “суров закон, но закон” недостойно судьи, хотя во многих практических случаях может оказаться для него не только удобным, но даже выгодным”. Знаменитый римский юрист Ульпиан утверждал: “Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее, и, таким образом, во всех делах справедливость имеет преимущество перед строгим пониманием права”.
В правовом государстве суд должен осуществлять социальный контроль за законностью методов борьбы с преступностью, защищать граждан от произвола и беззакония. У судьи своя задача – проверять, раскрыто ли преступление, обосновано ли обвинение, не было ли допущено нарушений законности в стадии предварительного расследования, не пострадали ли при этом интересы граждан и общества в целом.
Образ “суда-полицейского”, “суда-палача” до сих пор живет в сознании людей.
Так, по данным социологического опроса, проведенного среди старшеклассников, только 17,7% готовы обратиться в суд в случае нарушения своих прав и возникновения серьезных проблем или спорного вопроса; 61,3% в этих случаях обратились бы к знакомым, а 8% – даже к криминальным структурам. К тому же молодежь практически незнакома с процессом судопроизводства. Не случайно, что 61% старшеклассников полагают, что Россию нельзя считать правовым государством, они не ощущают себя защищенными личностями и мало надеются как на государство, так и на свои собственные силы при защите своих прав.
Однако в России многое меняется. Осознала и получила закрепление в Конституции РФ идея правового государства. В стране совершается широкомасштабная судебная реформа. Разработана концепция судебной реформы в Российской Федерации. Основными направлениями судебной реформы являются:
создание сильной и независимой судебной власти на основе разделения властей;
учреждение и совершенствование конституционного правосудия;
формирование судебной системы с учетом устройства России;
обеспечение ведущего положения суда в системе правоохранительных органов;
расширение судебной защиты конституционных и иных прав личности, включая контроль суда за законностью на предварительном следствии;
привлечение народа к осуществлению правосудия (суд присяжных);
укрепление престижа адвокатуры и ее роли в охране прав личности.
Для обеспечения доверия к судам очень важна их независимость. Эта независимость базируется на двух основных компонентах: независимость в принятии решений, которая определяется как уважение к решениям судов и их исполнению, и конструктивная независимость, означающая свободу от вмешательства политических руководителей в отбор, продвижение по службе, оплату труда и повседневную деятельность судебного персонала.
Одна из основных целей в деятельности судов – это их беспристрастность. Большинство демократических правительств в мире стремится поддерживать объективность своих судебных систем путем ограждения судов от всякого внешнего влияния, будь то другие государственные системы (законодательные или исполнительные власти) или частные интересы, пытающиеся оказывать экономическое, социальное, этническое, религиозное или региональное давление на судей. В нашей же стране судьи всегда испытывали давление, прямое или косвенное, со стороны исполнительной власти.
Статус судей
Положение стало меняться только после принятия “Закона о статусе судей”. Впервые были введены нормы о неограниченности полномочий судей и их несменяемости, раньше всегда трактовавшиеся в советской литературе не иначе как лицемерные буржуазные принципы, призванные замаскировать классовый характер суда в эксплуататорском обществе. Беспристрастность суда достигается высокой заработной платой судей, что уменьшает искушение взять взятку. Судьи, как правило, имеют очень высокий социальный статус, что привлекает в суд хороших кандидатов. Судей нельзя смещать по незначительным или политическим мотивам, причиной смещения могут быть только серьезные преступления или проступки.
Важным средством обеспечения независимости судьи являются гарантии неприкосновенности его личности и жилища.
Широкие полномочия судей определяют достаточно строгие требования, предъявляемые к кандидатам на этот пост. В большинстве своем эти требования сформулированы в Конституции РФ: необходимо, чтобы они были гражданами РФ, имели специальное юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 5 лет, достигли возраста 25 лет. Кроме того, обязательно учитываются и личные качества человека, его моральный облик и индивидуальные особенности поведения. Так, склонность к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, наркотики), вспыльчивость, неуравновешенность и т.п. могут стать серьезными препятствиями для кандидата на должность судьи. В законе имеется и ряд прямых запретов, адресованных судьям: они не могут быть депутатами, состоять в политических партиях и движениях, заниматься предпринимательской деятельностью.
Юристам, желающим стать судьями, необходимо сдать квалификационный экзамен специальной комиссии, состоящей при органе юстиции, состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Эта же коллегия после успешной сдачи такого экзамена решает вопрос о рекомендации данного кандидата на должность судьи. Окончательно же на должность судья назначается указом Президента РФ.
Структура судебной власти
Судебная власть в России состоит из трех ветвей: Конституционный суд, система судов общего назначения, система хозяйственных судов.
Конституционный суд Российской Федерации является высшим органом судебной власти по защите конституционного строя России. Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. К кандидатам на эту должность предъявляются более строгие требования: стаж работы не менее 15 лет, минимальный возраст – 40 лет, наличие высокой квалификации в области права.
Конституционный суд рассматривает дела о конституционности законов и других нормативных актов, принятых парламентом РФ, Президентом РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, а также международных договоров. Конституционный суд выносит решения о соответствии нормативного акта требованиям Конституции. Нормативный акт является неконституционным, если он нарушает ту или иную статью Конституции, не вписывается в ее рамки.
Конституционный суд – это новый, ранее неизвестный России судебный орган, впервые он был избран в октябре 1991 г. съездом народных депутатов. В качестве высшего судебного органа конституционного контроля суд наделялся широкими полномочиями: проверка соответствия Конституции законов, указов президента, постановлений правительства, их отмена в случае признания неконституционными, запрет антиконституционных политических партий и общественных объединений и т.д.
В настоящее время Конституционный суд функционирует на основе Закона “О Конституционном суде”, принятого в 1994 г., который несколько ограничил его полномочия. Так, суд лишен права рассматривать вопросы по собственной инициативе, что должно гарантировать его объективность и беспристрастность, в целях деполитизации деятельности суда из его ведения изъято рассмотрение вопросов о конституционности политических партий и общественных организаций (правосудие должно быть вне политики).
В системе защиты прав человека Конституционному суду отводится особая роль. Он имеет исключительную прерогативу в толковании Конституции, и его решения по этому поводу обязательны для всех органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Осуществляя контроль за конституционностью законодательства, Конституционный суд одновременно выступает гарантом прав и свобод человека.
Суды общего назначения рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Система этих судов возглавляется Верховным судом РФ. В каждом субъекте РФ также есть верховные суды. Наконец, в каждом районе есть районный суд.
Арбитражные суды рассматривают хозяйственные споры между юридическими лицами.
Судопроизводство в РФ
Районный суд – первая судебная инстанция, в которой рассматриваются по существу уголовные, гражданские и административные дела. Подавляющее большинство этих дел суд рассматривает коллегиально в составе судьи и двух народных заседателей. Все трое пользуются равными правами.
Первая стадия уголовного судопроизводства – предварительное следствие. Следственные органы возбуждают уголовное дело по факту, дающему основание предполагать, что совершено преступление.
Вторая стадия – судебное разбирательство. Сам процесс рассмотрения дела проходит как состязание между сторонами: обвинения,которое поддерживает прокурор, и обвиняемым, которому помогает его защитник (адвокат).
Состязательный процесс утвердился в суде только в новое время; впервые он был законодательно закреплен в уголовно-процессуальном кодексе Франции в наполеоновскую эпоху. После оглашения обвинительного заключения начинается судебное следствие. Суд проверяет доказательства, выдвинутые обвинителем.
Важной частью судебного следствия является допрос свидетелей. Свидетель – это человек, которому известны те или иные обстоятельства дела. Он обязан давать показания суду и обязан под страхом уголовного наказания говорить правду.
Известный русский юрист Анатолий Кони провел однажды интересный эксперимент. После премьеры трагедии Шекспира “Юлий Цезарь” в Московском Художественном театре он попросил двести зрителей описать сцену убийства Цезаря. Среди этих показаний не было и двух одинаковых. Поэтому суд, оценивая свидетельские показания, учитывает всю их совокупность, исключая противоречия между ними.
В процессе судебного следствия может возникнуть необходимость в экспертизе тех или иных фактов. Заключение эксперта не является обязательным для суда, но, если суд не согласен с этим заключением, он должен изложить мотивы несогласия.
После следствия суд приступает к заслушиванию прений сторон. Первым выступает государственный обвинитель. Он предлагает классификацию деяния и меру наказания.
После обвинителя выступает защитник. Его задача – защищать обвиняемого в любой самой неблагоприятной для последнего ситуации. Защитная функция адвоката начинается еще на предварительном следствии с момента предварительного заключения обвиняемого под стражу или с момента предъявления ему обвинения. Затем последнее слово предоставляется подсудимому. Он может воспользоваться этим словом, а может отказаться.
После этого суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора. В совещательной комнате судьи остаются одни, никто не имеет права войти в эту комнату во время вынесения приговора. В этой комнате не должно быть и телефона, чтобы исключить всякое давление на судей.
Процесс в суде первой инстанции завершается вынесением приговора. Оправдательный приговор тотчас приводится в исполнение: подсудимый освобождается в зале суда. Однако после оглашения приговор еще не вступает в законную силу. Осужденному дается семидневный срок для обжалования приговора, а обвинителю – тот же срок для опротестования. Если по истечении этого срока ни жалобы, ни протеста не поступило, приговор вступает в законную силу. Если же поступила жалоба осужденного или протест прокурора, то дело поступает в суд второй инстанции. По отношению к районному суду таким судом является краевой, областной суд, Верховный суд республики, входящей в Российскую Федерацию.
Существуют две основные формы рассмотрения жалоб и протестов: апелляция и кассация.
Апелляция – когда вышестоящий суд вновь рассматривает дело по существу в присутствии подсудимого, его защитника, прокурора с вызовом свидетелей и т.д. Этот порядок характерен для таких стран, как Англия, США.
Кассация – когда вышестоящий суд рассматривает как бы только формальную сторону дела: соответствуют ли документы, имеющиеся в деле, выводам приговора, не нарушены ли какие-либо формальные требования к ходу рассмотрения дела. В России действует кассационный порядок рассмотрения жалоб и протестов.
Суд присяжных и защита прав личности
После длительного перерыва в России вновь введен институт суда присяжных. В Конституции РФ установлено право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных состоит из 12 присяжных заседателей, которые в отдельности от судьи решают вопрос о виновности подсудимого. Они отбираются по жребию из числа избирателей в возрасте от 25 лет. Они вызываются для отправления правосудия один раз в год сроком на 10 дней.
Суды присяжных рассматривают дела о наиболее опасных преступлениях. Обвиняемый обладает правом выбора между судом присяжных и коллегией из трех профессиональных судей.
Присяжные заседатели не подменяют судью, они разрешают следующие вопросы:
о наличии преступления, в котором обвиняют подсудимого;
было ли оно совершено подсудимым;
виновен ли подсудимый в совершении этого преступления;
если он виновен, то заслуживает ли он снисхождения или особого снисхождения.
После выслушивания прений сторон и последнего слова обвиняемого присяжные заседают в совещательной комнате в отсутствие судьи и могут признать подсудимого виновным при условии, что за осуждение подано не менее 7 голосов из 12. Вердикт присяжных не мотивируется. Оправдательное решение приводится в исполнение немедленно и опротестованию или обжалованию не подлежит. Если же вынесен обвинительный вердикт, то судья сам решает вопрос о мере наказания.
Суд присяжных обладает существенными преимуществами. Прежде всего это более широкая коллегиальность, что обусловливает меньшую вероятность ошибки. Наиболее полно выражено в суде присяжных народное начало. В нем государственная функция осуществления правосудия доверена самому народу. В суде присяжных как бы уравниваются силы государства и обвиняемого.
Только суд присяжных может быть по-настоящему независимым, поскольку практически невозможно оказать давление на присяжных заседателей. Суд присяжных поднимает авторитет адвокатуры, именно здесь наиболее ярко проявляется и реализуется принцип состязательности, т.к. стороны (прокурор и адвокат-защитник) сами представляют и исследуют доказательства (в частности, проводят допросы и перекрестные допросы), а судья остается пассивным.
Суды присяжных в настоящее время рассматривают сравнительно немного дел, как правило, имеющих большой общественный резонанс. Так, в Англии суд присяжных рассматривает 3% дел, а в США – 4%.
Однако у судов присяжных немало и противников. Так, считается, что суды присяжных выносят большое количество оправдательных приговоров. Вместе с тем статистические данные показывают, что из 305 дел оправдательные приговоры вынесены по 59 делам – 14,3%. В целом же мировая практика показывает примерно такую же картину: в Англии и США суды присяжных оправдывают до 15% подсудимых. В России в ХIХ в. суды присяжных выносили 40% оправдательных вердиктов, а в ХХ в. – до 25%. Однако это вовсе не свидетельствует о некомпетентности присяжных, как считают некоторые судьи. Просто в действительности суды присяжных более строго подходят к соблюдению норм закона при расследовании преступлений. Некоторых правоприменителей не устраивает то, что новая форма судопроизводства потребовала неукоснительного соблюдения требований закона на всех этапах расследования дела. В ином случае собранные, по мнению следствия, доказательства просто “не дойдут” до суда с участием коллегии присяжных заседателей, поскольку на предварительной стадии доказательства, полученные с нарушением закона (например, когда при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина), будут признаны недопустимыми. С участием присяжных заседателей в судебном заседании исследуются лишь “оставшиеся”, собранные в точном соответствии с законом доказательства, которых порой бывает недостаточно для принятия решения о виновности подсудимого. Отсюда весьма высокий процент оправдательных приговоров по делам, рассмотренным с участием коллегии присяжных заседателей, что, естественно, вызывает негативное отношение к этой форме судопроизводства некоторых работников правоохранительных органов.
Гражданский процесс
В условиях обновления общественных отношений, создания правового государства особая роль принадлежит правосудию по гражданским делам. Так, из общего количества дел, рассматриваемых судами, преобладающее число (около 75%) в судах общей юрисдикции составляют гражданские дела.
Все советские конституции были ориентированы на коллективное самосознание, человек как активный элемент был исключен, все функции перекладывались на государство. В настоящее же время провозглашен принцип невмешательства государства в те сферы, в которых изначально участие государства не предполагалось. Поэтому и в деле защиты своих прав и свобод человек должен занимать активную позицию: он должен четко знать свои права и уметь защитить их всеми законными средствами. Основным средством такой защиты является обращение в суд.
Обратиться в суд по гражданскому делу может любой дееспособный гражданин. Ребенок, не получивший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). За него это должны сделать родители (или лица, их заменяющие, прокурор, органы опеки и попечительства). Вместе с тем ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении либо ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами и т.п.
Лицо, обратившееся в суд с заявлением, является истцом, а лицо, привлекаемое судом к ответу по требованию истца, – ответчиком. Стороны в гражданском процессе пользуются равными правами и возможностями их реализации, суд в равной мере защищает права и интересы обеих сторон.
Граждане могут обращаться только в суды общей юрисдикции по своему месту жительства или ответчика. Обращение в суд (исковое заявление) подается в письменной форме. В заявлении должны быть указаны:
1. Наименование суда, в который подается заявление.
2. Наименование истца, его место жительства.
3. Наименование ответчика и его место жительства (если ответчик юридическое лицо – его местонахождение).
4. Обстоятельства, на которых истец основывает свое требование и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства.
5. Требование истца.
6. Цена иска, если иск подлежит оценке.
7. Перечень прилагаемых к заявлению документов.
Заявление подписывается истцом или его представителем.
Судья единолично решает вопрос о принятии заявления по гражданскому делу. В некоторых случаях судья может отказать в принятии заявления: если дело неподсудно данному суду, если неправильно подано заявление и др. При этом судья обязательно указывает причины отказа.
Как мы уже отмечали, инициатива защиты прав и свобод должна исходить от самого человека, однако полагаться только на собственные силы не следует. Уже на стадии составления заявления желательно обратиться за помощью к юристу (адвокату), т.к. успех дела в определенной степени будет зависеть и от того, насколько квалифицированно составлено заявление. Тем более такая помощь будет необходима при судебном разбирательстве, т.к. принцип невмешательства суда в судебный процесс предполагает, что суд не должен занимать активную позицию (собирать доказательства и пр.), каждый должен защищать себя сам (и, естественно, с помощью адвоката).
Как правило, гражданские дела рассматриваются в открытом судебном заседании, т.е. любой гражданин, даже не имеющий никакого отношения к делу, может присутствовать в зале во время процесса. Однако ни высказывать свое мнение, ни задавать вопросы присутствующие не имеют права. За нарушения порядка в зале судья вправе удалить нарушителей из зала суда, оштрафовать или даже вызвать наряд милиции и применить к виновному административное наказание в виде лишения свободы до 15 суток. В суд нельзя приводить детей, не достигших 16-летнего возраста, за исключением случаев, когда суд вызывает ребенка для допроса. По общему правилу гражданские дела рассматриваются с участием народных заседателей, однако по соглашению сторон или при условии, что сумма исковых требований по делу небольшая (не более 30 размеров минимальной оплаты труда), дело может рассматриваться судьей единолично.
Перед началом рассмотрения дела судья обычно предлагает сторонам закончить дело миром – подписать мировое соглашение. При этом стороны подписывают документ, в котором зафиксированы достигнутые договоренности. Мировое соглашение утверждается судьей.
Судебное заседание проходит по принципу состязательности сторон. Сначала выступают истец и его представитель (адвокат), затем ответчик и его представитель. При этом после каждого выступления судья, прокурор (если он участвует в процессе), стороны и их адвокаты могут задавать выступающим вопросы. После объяснения сторон допрашивают вызванных в суд свидетелей, затем судья зачитывает все имеющиеся в деле письменные материалы. После этого суд переходит к прениям. Обе стороны в своих выступлениях на основе исследованных судом доказательств пытаются отстоять свою позицию по делу. После прений стороны имеют право на заключительную реплику, а затем судья удаляется в совещательную комнату для вынесения решения. Поскольку составление мотивированного решения требует времени, судья выносит только резолютивную часть.
Судебная защита от произвола чиновников
В правовом государстве большое значение имеет право граждан обращаться в суд для обжалования решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой от любых актов исполнительной власти – первое условие всякой свободы.
Каждый человек может обжаловать законы и указы президента, постановления правительства, нормативные акты министерств и ведомств в тех случаях, когда тот или иной нормативный акт, по мнению гражданина, в конкретной ситуации нарушает его права и свободы.
В суде могут быть обжалованы действия или решения, в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
на гражданина незаконно возложена какая-нибудь обязанность;
созданы препятствия для осуществления прав и свобод;
гражданин незаконно привлечен к какой-нибудь ответственности.
Основной задачей судебной реформы в России является создание суда подлинно народного, справедливого, независимого, состязательного, коллегиального. Суд должен занять центральное место в системе правосудия и стать главным гарантом и институтом защиты прав человека.
Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук
Чебоксары
Комментарии