Основными задачами форума являются: распространение и углубление знаний об избирательных правах граждан; развитие интереса к избирательному праву как среди учеников, так и среди их родителей и педагогов; содействие диалогу между всеми участниками олимпиады – взрослыми и детьми; развитие убеждения, что политическая культура и активность граждан, возможно, и будут тем успешнее и устойчивее, чем эффективнее будут взаимодействовать общественные и государственные структуры различного уровня; развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса.
, занявшие призовые места: одно первое место, одно второе место, два третьих места, приз зрительских симпатий.
Организаторы форума надеются, что подготовка и участие в семейном форуме по избирательному праву помогут его участникам развить и закрепить умения: критически мыслить, эффективно в диалоге решать проблему, делать выводы и заключения, работать в команде, уважая партнеров и оппонентов, выражать собственную точку зрения.
Участники форума
В школе взаимодействуют три участника образовательного процесса: ученик – учитель – родитель. Прямым участником форума могут быть только семьи (старшеклассники вместе со своими родителями или просто родственниками). Учителя являются косвенными участниками форума, консультируя семьи в период подготовки к выступлению.
Непосредственно на заключительном, очном этапе форума выступают семейные команды из трех человек. Ограничение: в команде не должно быть профессиональных юристов и учителей школ.
Порядок организации и проведения форума
На отборочном этапе могут принять участие все желающие семьи, которые представят письменную работу и плакат в организационный комитет.
По итогам отбора участники форума будут оповещены о дате и месте проведения очного этапа форума.
На очном этапе организуется два тура: письменный и устный.
В первом туре (письменном) участникам предлагается единое письменное задание (тест). На выполнение работы отводится 30 мин.
Все команды – участники очного этапа – независимо от результатов письменных испытаний допускаются до устного тура.
Во втором туре участникам предоставляется возможность показать свои знания из области избирательного права, поделиться своими представлениями и убеждениями относительно реализации избирательных прав граждан в нашей стране, высказать свою точку зрения.
Критерии оценки ответов участников форума
Все ответы участников оцениваются по пятибалльной системе. На первом (письменном) туре максимальное количество баллов – 10 (каждый правильный ответ стоит 0,5 балла). Второй тур (устный) состоит из пяти фрагментов, четыре из которых оцениваются также по пятибалльной системе. Таким образом, максимальное количество баллов на устном туре – 20.
При оценке устного выступления команды зачитывается:
1) Умение раскрыть суть поставленной проблемы.
2) Знание основ избирательного права.
3) Умение приводить конкретные примеры из жизни общества.
4) Умение формулировать собственное видение проблемы, выразить личную позицию.
5) Соблюдение регламента.
6) Умение быть корректным в отношении других участников семейной олимпиады по избирательному праву.
7) Умение работать в команде.
При оценке дополнения к ответу команды-партнера по основной теме учитывается:
1) Содержит ли дополнение новый (дополнительный) аспект темы по отношению к основному ответу.
2) Наличие интересных и оригинальных аргументов.
3) Соблюдение регламента.
4) Умение работать в команде.
5) Корректное отношение к партнерам.
Определение победителей
Каждый член жюри заполняет протоколы, где оценивает выступление каждой из команд. Если по итогам устного и письменного тура две команды набрали одинаковое количество баллов, жюри задает дополнительный вопрос, связанный с основами избирательного права, и по итогам определяется победитель.
Участники форума, занявшие призовые места: одно первое место, одно второе место, два третьих места, приз зрительских симпатий.
Решение о победителях принимается после совещания членов жюри. Предусматривается также присуждение поощрительных призов. Решение жюри оглашается в торжественной обстановке. Члены жюри награждают победителей и участников форума.
Руководство и методическое обеспечение семейного форума по избирательному праву
Общее руководство и методическое обеспечение форума осуществляется организационной группой, членами которой являются педагоги кафедры профильных предметов МОУ «Гимназия №23».
Методическое обеспечение семейного форума по избирательному праву
Первый этап
Отборочный (заочный)
Напишите эссе на тему «Если бы я стал депутатом, какое конкретное решение принял бы в первую очередь?».
Определите количество мандатов:
Предположим, что в избирательном округе, от которого подлежат избранию семь депутатов, баллотируются списки пяти партий и количество поданных за них голосов следующее:
А – 65 голосов, Б – 75 голосов, В – 95 голосов, Г – 110 голосов, Д – 30 голосов. Всего, таким образом, подано 375 голосов (в жизни это могли бы быть, например, 375 тыс. или 37,5 млн. голосов).
(Подсказка: примените методику «Квота Хэра».)
Нарисуйте плакат, агитирующий граждан принять активное участие в предстоящих выборах президента страны или депутатов Государственной Думы. (Подготовьте устную защиту плаката.)
Второй этап (очный)
Первый тур (письменный)
Выполните тестовые задания
1. Избирательное право граждан бывает:
а) экзотическое;
б) активное;
в) конкретное;
г) абстрактное;
д) пассивное.
2. Избирательным правом не обладают:
а) несовершеннолетние;
б) не достигшие 21 года;
в) условно осужденные;
г) находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
д) не имеющие высшего образования;
е) признанные судом недееспособными.
3. К принципам демократических выборов относятся:
а) принцип имущества;
б) принцип всеобщего избирательного права;
в) принцип сословия;
г) принцип равенства;
д) гласность голосования;
е) тайное голосование;
ж) прямое избирательное право;
з) зависимое избирательное право.
4. При какой избирательной системе предполагается голосование по партийным спискам:
а) при мажоритарной;
б) при пропорциональной;
в) при куриальной.
5. Объединения граждан, имеющих единое представление об организации государства и общества, – это:
а) депутаты Госдумы;
б) преступная группировка;
в) политическая партия.
6. Целями политической партии могут быть:
а) завоевание власти;
б) личное обогащение;
в) продвижение своих представителей в органы государственной власти;
г) полный контроль за государством.
7. Условиями участия партии в выборах могут быть:
а) денежный залог;
б) документы, удостоверяющие личность;
в) наличие лидера партии;
г) сведения об уставе и программе партии;
д) подписи избирателей.
8. Избирательным правом на территории РФ обладают:
а) все лица, имеющие гражданство РФ;
б) граждане РФ, достигшие совершеннолетия;
в) все лица, законно находящиеся на территории РФ.
9. Пассивным избирательным правом могут обладать лица:
а) достигшие 21 года;
б) достигшие 18 лет;
в) достигшие 35 лет;
г) достигшие 30 лет.
10. К избирательным системам в России относятся:
а) куриальная;
б) представительная;
в) сословная;
г) мажоритарная;
д) геометрическая;
е) пропорциональная.
11. Определите вид избирательной системы, в основу которой положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов:
б) система абсолютного большинства;
в) пропорциональная;
г) мажоритарная.
12. Организационная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая перед собой определенные цели, связанные с преобразованиями в обществе, – это:
а) банда;
б) ассоциация единомышленников;
13. Для демократического общества характерна:
а) многопартийность;
б) однопартийность;
в) беспартийность.
14. Расставить избирательные комиссии по возрастающей:
а) Центральная избирательная комиссия РФ;
б) участковая избирательная комиссия;
в) окружная избирательная комиссия;
г) территориальная избирательная комиссия;
д) избирательная комиссия субъектов РФ. (См. таблицу.)
Второй тур (устный, состоит
из пяти фрагментов)
Представление своей команды (не оценивается).
Защита плаката (максимальное количество баллов – 5).
«На экзамене» (каждая команда вытягивает билет с вопросами. На подготовку к ответу отводится 5-7 мин. Максимальное кол-во баллов – 5).
Билет №1
1) Что может быть причинами абсентеизма?
2) Какими правами обладает гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, на выборах депутатов Государственной Думы?
3) Какой барьер должны преодолеть федеральные списки кандидатов в депутаты, чтобы быть допущенными к распределению мандатов по итогам голосования?
4) Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Решено, что люди сначала выберут своих представителей, а затем эти представители проголосуют за того, кто станет депутатом Государственной Думы»?
Билет №2
1) Какие факторы воздействуют на избирательную активность?
2) Какую территорию Российской Федерации включает в себя федеральный избирательный округ?
3) Кем назначаются выборы депутатов Государственной Думы нового созыва?
4) Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Мужчины на выборах имеют 2 голоса, женщины – 1 голос»?
Билет №3
1) Зависит ли активность избирателей от их возраста? Каким образом?
2) Что вы понимаете под предвыборной агитацией?
3) Как вы считаете, нужны ли существующие цензы на обладание активным избирательным правом? Почему?
4) Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Лица нерусской национальности, проживающие в областях Центральной России, не имеют права принимать участие в выборах»?
Билет №4
1) Как вы считаете, почему люди разочаровываются в политике и как можно это изменить?
2) Имеют ли право принимать участие в выборах иностранные граждане, лица без гражданства? Правильно ли это?
3) Какими правами обладает наблюдатель?
4) Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит бюллетень на избирательный участок»?
Билет №5
1) Какая избирательная система применяется при выборах депутатов Государственной Думы в современной России? Как вы считаете, с чем связаны эти изменения?
2) Какими правами обладают представители СМИ, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов?
3) Кого из граждан Российской Федерации включают в списки избирателей?
4) Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «За то, что подчиненный не пришел на избирательный участок и не принял участия в выборах, начальник лишил его заработной платы на 50%»?
Аргументы «За» и «Против» (мини-дебаты, максимальное кол-во баллов – 5. Время на подготовку – 5-7 мин., на выступление – 3 мин.). Выскажите свое мнение, опираясь на высказывания известных деятелей.
Подборка №1
«Нельзя посеять одно, а получить другое. Какое семя посеяно, то и дает всходы».
Пословица, Др. Индия
«То, что судьба сулила нам получить, мы получим и лежа в постели. То, чего не сулила, – не получим, каких бы усилий ни прилагали».
Нар. мудрость, Др. Индия
«Запомни, без обмана и насилия достичь великой цели невозможно».
Б.Джонсон
«Люди от природы настолько склонны подчиняться, что им мало законов, управляющих ими в их слабости, им недостаточно повелителей, данных судьбой, – им подавай еще и моду, которая предписывает человеку даже фасон башмаков».
Вовенарг
Подборка №2
«Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избирал в свои правители».
Ш.Монтескье
«Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею».
«Народ, зависящий от воли одного человека, не может сохраниться, да и не заслуживает этого».
Р.Шеридан
«Тиран воинственный иль император
С разбойником, как брат родимый, схож,
Ведь нрав у них, по сущности, все тож.
Лишь от разбойника поменьше зла –
Ведь шайка у разбойника мала».
Д.Чосер
Подборка №3
«Благо народа – вот высший закон».
Цицерон
«Быть вождем лишь один достоин,
Кому и честь, и жизнь вручает воин».
Расин
«Кто во главе многолюдного общества место имеет, пусть не забудет того, что им самим и поставлен;
Должен на этом посту оставаться, конечно, не дольше, чем пожелает народ, его пригласивший на царство».
Т.Мор
«В чести и силе та держава,
Где правит здравый ум и право,
А где дурак стоит у власти,
Там людям горе и несчастье».
С.Брант
Подборка №4
«Если народ не боится власти, тогда придет еще большая власть».
Лаоцзы
«Правителя можно сравнить с лодкой, а народ – с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть».
Сюньцзы
«Людям дают, что им нужно. Давать меньше, чем нужно, а брать больше, чем нужно, это значит быть представителем власти».
Китайская народная мудрость
«Выбор между жизнью и смертью скорее мнимый, чем реальный; реальный же человеческий выбор – между хорошей жизнью и плохой».
Э.Фромм
Подборка №5
«Лучше мгновение, прожитое в законе, чем миллионы лет беззаконной жизни».
Народная мудрость, Др. Индия
«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил ее:
– Вы так убиваетесь – похоже, скорбите не впервой?
– Так оно и есть, – ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой муж. А теперь вот от них же погиб и мой сын.
– Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.
– Здесь нет жестоких властей, – ответила женщина.
– Запомни это, ученик, – сказал Конфуций, – жестокая власть свирепее тигра».
«Что собственною волею избирает человек, то и любит он».
В.Малиновский
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».
Д.Нейтан
«Портрет депутата» (максимальное кол-во баллов – 5.) Время на подготовку – 5-7 мин., на выступление – 3 мин.).
Инструкцию дает ведущий:
Вы знаете, что в депутаты должны избирать людей самых достойных, которые могут представлять интересы избирателей. Для этого депутат должен многое знать и уметь, обладать определенными качествами.
Вот над этим вы сейчас подумайте. Задача каждой команды – создать словесный портрет депутата. Каким он должен быть, на ваш взгляд, представитель народа в законодательном органе власти, который принимает законы, влияющие на жизнь многих людей.
Команды-соперницы могут задавать свои вопросы, если они возникнут после представления портретов.
Наталья ГУДОШНИКОВА, учитель граждановедения и права гимназии №23, Саранск
Комментарии