search
main
0

Если перейти к этическому мышлению

Уполномоченный по правам человека есть далеко не во всех регионах России, хотя именно он, по нашему мнению, является наиболее продуктивным правозащитным механизмом. В Псковской области тоже не существует и законодательно не закреплен институт омбудсмена. Эту проблему мы попытались решить посредством создания школы омбудсмена. Знакомство молодых людей с функциями, полномочиями и деятельностью омбудсмена способствует формированию их правовой культуры, что в свою очередь ведет к повышению уровня правосознания общества в целом. Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи при финансовой поддержке Швейцарской программы содействия укреплению гражданского общества и поощрению прав человека в РФ реализовал этот проект. Он направлен на становление гражданского общества в России, укрепление его эффективности. Это поможет вовлечь молодых людей в правозащитную деятельность. Предполагается также диалог с местным сообществом и властью.

Цель проекта – повышение уровня правовой культуры учащихся, студентов; создание условий для привлечения и подготовки талантливых молодых людей к работе правозащитных организаций.

Эффективным оказалось обучение школьников в течение недели механизмам защиты прав человека в школе омбудсмена. Программа ее состояла из четырех основных модулей: знакомство с правовой основой деятельности омбудсмена, изучение правового поля в сфере прав человека, теоретических и практических особенностей правозащитной деятельности.

Организация диалога ребят с представителями неправительственных правозащитных организаций, государственных, в том числе правоохранительных органов, с омбудсменом из Северо-Западного региона России. Представление собственных возможных вариантов деятельности в области защиты прав человека. Был проведен конкурсный отбор учащихся в школу омбудсмена на основе эссе на правозащитную тематику.

Диагностическая деятельность проводилась в течение всего обучения. В первый день был проведен ролевой либеральный клуб по теме «Являются ли права человека высшей ценностью в обществе?» Разработчики проекта так определили его цели: диагностика (выявление уровня понимания участниками школы прав человека и разброса мнений по проблеме); прогнозирование (определение «поля проблем» по теме для дальнейшего обсуждения); актуализация знаний и жизненного опыта участников школы; преодоление психологического барьера публичных выступлений в новой аудитории; использование разных форм участия в интерактивной деятельности (устное выступление, работа в команде по подготовке речи от имени какого-то персонажа, голосование с использованием карточек разного цвета без устных выступлений и т.д.).

Ребята высказывали точку зрения от имени известного правозащитника, президента, старушки на скамейке, двоечника, учителя права, юриста, лидера неформальной молодежной организации.

Другой формой диагностики были анкеты. Они проводились по результатам освоения учащимися одного из содержательных блоков темы. Диагностика по теме «История участия молодежи в правозащитной деятельности» проводилась по окончании практикума и была представлена в необычной форме. Ребятам предстояло самим создать анкету-тест, опираясь на вопросительное слово и правильный ответ. Они могли использовать те материалы, которые изучались на занятии. Таким образом можно было еще раз повторить важные темы и подготовить детей к составлению социологических опросников для изучения уровня правовых знаний и культуры жителей г. Пскова.

Школьникам были предложены разнообразные формы занятий: лекции, «круглые столы», семинары, тренинги, экскурсии, практические занятия с использованием интерактивных методов (пресс-конференции, дебаты, либеральный клуб, мастер-классы и т.п.), направленные на развитие рефлексивного мышления, умение взаимодействовать в группе, искать и обрабатывать необходимую информацию в различных типах источников (литература, интернет, интервью и т.п.).

На занятиях ребята получали знания о правах человека, о правозащитных организациях. Знакомились с правовой основой деятельности омбудсмена, с анализом состояния дел по соблюдению прав человека в местных сообществах, деятельности органов власти. Значимая часть занятий проходила с участием омбудсмена Московской области.

Был подготовлен сборник материалов тиражом 500 экземпляров, в который вошли, кроме текстов наиболее значимых лекций и выступлений, стенограмм, «круглых столов», пресс-конференций и дискуссий, предложенные участниками законопроекты, отзывы их самих и педагогов, средств массовой информации, гостей, общественности.

Приглашение к сотрудничеству приняли представители неправительственных правозащитных организаций, журналисты региональных средств массовой информации. Их участие в работе школы позволило провести наиболее интересные и полезные дискуссии, «круглые столы», что способствовало популяризации идей и ценностей гражданского общества; воспитанию культуры конструктивного диалога учащейся молодежи, созданию условий для появления устойчивых связей между подростками разных районов.

В процессе реализации проекта создалась дружная региональная команда. Это видно из работ участников, отзывов о школе, материалов СМИ. Мы уверены, что участники школы омбудсмена смогут провести подобное обучение на местах. Проведя такую акцию в одном регионе России, мы надеемся в дальнейшем пригласить к подобному сотрудничеству в области гражданского образования другие субъекты Федерации. Такой проект может, на наш взгляд, стать общероссийским.

Татьяна ПАСМАН, руководитель Центра правового образования и воспитания молодежи, Псков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте