search
main
0

Если ответственность принять на себя

В течение суток, а именно столько длился правовой марафон, ребята во время телемостов обсуждали ситуации со своими правами и правами человека в стране, высказывали свои предложения по совершенствованию законов.
Целую группу исследовательских работ школьников составляют те из них, в которых говорится о нарушении прав ребенка на образование, на творческую собственность, на имя, на труд, на достойную жизнь.
Екатерина Лысюк из Златоуста написала эссе на тему “Право ребенка на образование. Школа в ХХI веке”. Екатерина надеется, что в школе будущего не будут нарушаться права ребенка на образование, что детям будет уютно учиться. В старших классах введут профильное обучение. И вообще учеба станет приятным занятием, и каждый сможет раскрыть свои природные задатки.
Екатерина спросила Валентину Петренко: можно ли создать музей, где будут храниться детские творческие работы? Валентина Александровна обещала девочке, что в Совете Федерации откроют специальную комнату.
Костя Волков, тоже из Златоуста, считает, что каждый ребенок имеет право на творческую жизнь. Однако нагрузка каждого школьными уроками и домашними заданиями такова, что на досуг не остается времени. К тому же слишком высока плата за пользование плавательным бассейном и другими спортивными сооружениями.
Костя задал вопрос Валентине Петренко: должны ли дети нести ответственность за грубое отношение к родителям?
Ответ: Многое зависит от культуры человека, в том числе подростка. Бывают случаи уголовной ответственности.
Виктория Вывюрка из Благовещенска провела исследование причин правонарушений со стороны подростков. Одна из причин – неблагоприятные жизненные условия, следствие этого – нарушения права: на достойную жизнь, на проведение досуга.
Виктория попросила министра образования объяснить, почему сегодня в России нарушается право на образование в вузах?
Владимир Филиппов: В нашей Конституции записано много хороших прав, однако в практической жизни они не выполняются. Одно из важнейших прав – это доступность образования. Причем здесь имеется в виду и качество образования. Оно должно быть доступно в том числе и для детей из сельской местности и отдаленных районов. Доступным должно быть и высшее образование. Целый ряд факторов сегодня сдерживает реализацию этих принципов. Например, высшее образование. Очень немногие молодые люди могут найти деньги, как, например, Виктория, в вашей Амурской области, чтобы купить билет и поехать сдавать вступительные экзамены. Таким образом, нарушаются права человека на образование: ребенок не может поступить в вуз, в который он хочет.
Сегодня мы планируем целый ряд мер. В рамках программы модернизации российского образования, которая по инициативе президента была рассмотрена на Государственном Совете и утверждена правительством.
Доступность образования – это гарантия того, что любой имеет возможность поступить в привлекательный для него вуз, а также возможность учиться, то есть иметь на это достаточно средств.
Олега Полюдова, ученика 9-го класса из Красноярска, привлекла тема “Конвенция о правах ребенка – основной документ несовершеннолетних граждан”.
– То общество, которое не защищает права ребенка, – говорит Олег, – не имеет будущего. Ситуация усугубляется еще тем, что многие дети не знают своих прав.
Результаты опроса, который мальчик провел среди школьников, показали: различные трудности испытывают около 90 процентов ребят, могут сами себе помочь только 7 процентов, надеются на взрослых 8 процентов.
Олег предложил улучшить правовое образование в школах, регулярно проводить телепередачи “Мое право”. А также отрегулировать существующие законы, защищающие права ребенка, усилить наказание за нарушение его прав.
Вопрос Олега к министру образования скорее оказался неожиданным: станет ли Россия по-настоящему правовым государством и через какое время?
Владимир Филиппов: Россия будет правовым государством, но не в ближайшие годы. Это произойдет, когда к руководству страны, к управлению всем придет новое поколение, рожденное в новой России, воспитанное в духе прав человека. К сожалению, наше поколение во многом воспитывалось по-другому. Более того, нас воспитывали так, что государство полностью должно о нас заботиться и не надо требовать никаких прав.
Сегодня другой подход. Школа воспитывает у детей личную ответственность за свою судьбу. С одной стороны, это ответственность за себя, свою семью, свою жизнь, с другой – за качество учебы, за качество работы. И если молодой человек будет понимать, что от его плохой работы может пострадать население всей или части страны, тогда Россия будет богатой, и вот только тогда можно будет полностью обеспечить реальные права человека. В частности, право на достойную жизнь.
Наталью Семину из Тамбова волнует проблема защиты прав подростков. Свою работу она назвала так: “Ювенальная юстиция Российской Федерации – миф или реальность?”.
Девочка достаточно аргументировала необходимость создания такой структуры в нашей стране. “С установлением ее снизится уровень преступности среди подростков, а те, которые совершили правонарушения, получат возможность на реабилитацию”.
На вопрос Натальи, почему задачей восстановления института ювенальной юстиции в России занимался Фонд Сороса в РФ – Институт “Открытое общество”, отвечал председатель Комиссии Совета Федерации РФ по делам молодежи и спорту Александр Щегорцов:
– Для решения этой проблемы требуется значительное финансирование. Теперь, когда у нашего правительства появилась такая возможность, оно согласилось ею заняться. Тем более что затраты могут окупиться в течение 5-7 лет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте