search
main
0

Если оказывать услуги, то качественные

​С 2011-2012 учебного года в образовательную практику профессионального образования введено новое поколение ФГОС, которое основано на идеологии формирования содержания образования «от результата».

Системообразующим компонентом стандартов становится характеристика профессиональной деятельности выпускников. Мониторинг результатов освоения основной профессиональной образовательной программы можно рассматривать как механизм управления формированием профессиональных компетенций. Отвечая интересам работодателей и колледжа, система управления качеством должна решать задачи, заключающиеся в достижении соответствия качества подготовки специалистов требованиям государственных образовательных стандартов и современным требованиям работодателей; опережающего уровня качества подготовки специалистов, соответствующего перспективным запросам рынка труда. В 2009 году наш колледж приобрел стратегически значимых партнеров для развития подразделения, осуществляющего подготовку кадров для индустрии климата, а также всего колледжа в целом. Этими партнерами стали Ассоциация предприятий индустрии климата, ЮНИДО (ООН) в России, ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ООО «Остров-комплект», ООО МКА «АДВ-ТУ-АДВ», ООО «Клевет», ООО «Центр автоматизации зданий», саморегулируемая организация НП «ИСЗС-Проект». Сотрудничество с этими организациями позволило колледжу оснастить учебные и учебно-производственные лаборатории современным оборудованием, переданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в пользование на срок не более 5 лет, и тем самым создать основу материально-технической базы для подготовки рабочих кадров по профессии «монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования» и специальностям «монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок», «монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции». На базе колледжа теперь есть подразделение, осуществляющее координацию работы с партнерами по разработке вариативной части федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных модулей, основанных на компетенциях для индустрии климата. Он участвует в проекте ЮНИДО (ООН) – Глобального экологического фонда по выводу озоноразрушающих веществ в РФ, причем в рамках проекта мы планируем создать на базе колледжа центр сертификации специалистов климатического и холодильного бизнеса по работе с хладагентами. При поддержке НП «Зеленые стандарты» и Министерства природы РФ на базе колледжа уже сейчас создается центр добровольной системы экологической сертификации зданий, который будет готовить экспертов в области добровольной сертификации на соответствие стандартам «зеленого строительства», включая получение международных сертификатов. Наш колледж включен в реестр Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в качестве учебного заведения, рекомендованного для проведения профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по монтажу и обслуживанию систем кондиционирования, вентиляции и отопления, систем промышленного и торгового холода; специалистов по автоматизации зданий. Значимость результатов взаимодействия с партнерами заключается в формировании эффективных механизмов государственно-частного партнерства, разработке модульных программ обучения, основанных на компетенциях, соответствующих требованиям ФГОС и работодателей, а также тиражировании этих результатов как внутри колледжа, так и в системе профессионального образования региона. С учетом рекомендаций Национального агентства развития квалификаций и эффективного обеспечения трудоустройства выпускников мы разработали систему социального партнерства, основанную на анализе профессиональных компетенций, востребованных работодателями, и последующем их учете при разработке образовательных программ. Введение такой системы позволило колледжу выстроить новые долгосрочные программы сотрудничества и заключить соглашения с социальными партнерами. Теперь в рамках системы социального партнерства работодатель может согласовать учебные планы и программы профессий, специальностей колледжа в вариативной части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП); делегировать своего представителя в состав Научно-методического совета колледжа и Координационной методической комиссии по согласованным профессиям и специальностям колледжа; оформлять дополнительным протоколом перечень профессий и специальностей, предназначенных для согласования в вариативной части ОПОП; вводить запросы на введение новых элементов ОПОП (дисциплин, модулей, междисциплинарных курсов); оговаривать условия организации и проведения производственной практики студентов на базе предприятия, участвовать в промежуточной аттестации по модулям и в итоговой государственной аттестации студентов; содействовать трудоустройству выпускников колледжа по заявленным профессиям, специальностям и количеству в соответствии с полученной профессией и квалификацией, обеспечивать их закрепление в трудовом коллективе и многое другое. Обеспечение развития индустрии климата во многом зависит наряду с развитием отраслевых технологий от качества подготовки кадров, которое сегодня должны обеспечить саморегулируемые организации, которые работают пока не в полностью сформированном правовом поле и не имеют опыта образовательной деятельности. Поэтому профессиональная подготовка рабочих кадров и специалистов в колледже, получающих профильное образование, становится привлекательной для перспективно мыслящих компаний индустрии климата. Наш политехнический колледж участник инновационной образовательной программы (ИОП) «Создание учебного центра профессиональных квалификаций для опережающей подготовки рабочих кадров и специалистов индустрии климата в условиях государственно-частного партнерства». Он фактически выполняет заказ крупнейших профессиональных объединений, а это 100 компаний – членов Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК), около 700 компаний, состоящих в отраслевых саморегулируемых организациях, и около 20 мировых производителей. Новые виды лабораторных работ и практических занятий, выполняемых на современном учебно-лабораторном оборудовании, используемом в рамках ИОП, позволяют приобрести такие профессиональные компетенции, как: комплектование систем вентиляции и кондиционирования воздуха комплектующими; освоение электрических, гидравлических, пневматических инструментов; проведение подготовительных работ для работы укрупнительной сборки узлов с использованием универсальных электрических или гидравлических полуавтоматических инструментов; проведение укрупнительной сборки узлов на полуавтоматических профессиональных станках. Все эти компетенции могут быть освоены только в сотрудничестве с работодателями, владеющими новейшими отраслевыми технологиями, поэтому мы планируем регулярное проведение мастер-классов, вебинаров по наиболее сложным и технологичным, ресурсоемким компетенциям. Поскольку профессиональные и личностные качества студентов формируются в процессе учебной и внеучебной педагогически управляемой деятельности, задачей педагогического коллектива становится создание в колледже практико-ориентированной образовательной среды и ее средств, обеспечивающих интерактивность учебного процесса, это компьютерные программы, тренажеры, веб-технологии, видеокоммуникационные технологии, интерактивные тренинги креативности. Для нас чрезвычайно важно моделирование в учебном процессе тех профессиональных ситуаций и задач, которые свойственны будущей профессиональной деятельности с обязательным получением реального результата деятельности – продукта, это позволяет создать образовательный процесс, ориентированный на результат и в конечном счете на становление профессиональной карьеры выпускника. В итоговой аттестации выпускников колледжа традиционно принимают участие представители работодателей, а в аттестации педагогических кадров колледжа – представителей разных сфер социального партнерства (бизнеса, производства, образования, государственных структур). Профессиональные ассоциации работодателей через профессиональные компетенции, сформулированные в профессиональных требованиях (стандартах), могут влиять на содержание и формы образовательных программ, выявлять тенденции невостребованности или, наоборот, отсутствия той или иной профессии или специальности. При этом устанавливается тесная связь между профессиональным и образовательным стандартом, когда работодатель из потребителя ресурсов превращается в заказчика. И.ХОДАС, А.БЕЛОГЛАЗОВ, политехнический колледж №19

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте