search
main
0

Если очень захотеть

Разговор с внештатным помощником второго отдела райвоенкомата по работе с допризывной молодежью Анатолием Леоновичем начался неожиданно.
– При словах “военно-патриотическое воспитание” невольно ощущаешь скуку. На память тут же приходит надоевшее в былые годы пропагандистское долдонство, из-за которого и затерлось не лишенное благородства понятие. Немодно стало ныне высоким слогом говорить о воинской службе, а армию за последние годы не охаивал разве что ленивый, – без обиняков заявил он.
И продолжил:
– Надо сказать, десятилетие нагнетавшийся армейский нигилизм принес свои отрицательные результаты. Во время призывной кампании работники военкоматов хватаются за головы: кого отправлять в армию? Из общего количества призывников только четверть попадает на службу. Командиры в частях не знают, что делать с новобранцами, которые, как груши, зависают на турниках и исходят одышкой на кроссах.
И вот, осознав, что с волной критики едва не выплеснули и вполне здорового ребенка, теперь вновь заговорили о военно-патриотическом воспитании. Первой ласточкой у нас стало, пожалуй, распоряжение главы областной администрации от 8 декабря 1998 г. “Об утверждении основных направлений работы по исполнению Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе”. Вышло и несколько постановлений областного правительства. Это уже потом родилась государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.”. Положительного в ней немало, однако налицо и один весьма существенный изъян – не определены в основополагающем документе исполнители или, точнее сказать, координаторы этой многогранной деятельности. И сегодня военно-патриотическим воспитанием всяк занимается по-своему. Отдельно ≈ учреждения образования, отдельно ≈ физкультурные комитеты, предприятия и т.д. “А когда в товарищах согласья нет…” – предупреждал нас баснописец…

Чтобы не томить читателя, прервем монолог Анатолия Антоновича. Сразу скажем: чтобы дело сразу пошло на лад, в Ленинском районе Орска не стали дожидаться прозрения сверху, а, собравшись однажды вместе, глава администрации Владимир Уваров и военный комиссар Виктор Черняев решили ввести должность внештатного помощника второго отдела райвоенкомата по работе с допризывной молодежью. И кандидатуру достойную на это место отыскали. Анатолий Антонович Леонович в свое время окончил Военно-политическую академию, 28 лет отдал службе в армии √ чем, скажите, не лучший претендент?..
Начали они тогда с начальником второго отдела райвоенкомата подполковником Крохмалюком с того, что наметили план первоочередных мероприятий. С трудом, но все же удалось собрать вместе заместителей директоров школ по воспитательной работе. На совещании обсудили задачи учебных заведений по военно-патриотическому воспитанию. И чего греха таить, многие из собравшихся об этом вообще не задумывались.
Особенно волновало Леоновича состояние преподавания курса “Основы безопасности жизнедеятельности”. В большинстве школ отсутствовали не только специально оборудованные кабинеты, но и программы по этому курсу. А уроки ОБЖ превращались в пустое времяпрепровождение. Как повлиять на эту ситуацию не наделенному административными полномочиями внештатному работнику? Анатолий Антонович начал с того, что “раздобыл” программы и выписал из Москвы комплект наглядных пособий по предмету, предложив руководителям школ поступить так же. С самого начала хороший уровень преподавания ОБЖ стали показывать учитель средней школы N26 Михаил Павлов, его коллеги из 19-й и 8-й школ Людмила Курганова и Геннадий Калинин.
За год наладились контакты со всеми учебными заведениями района, управлением образования, отделом молодежи, комитетом по физкультуре. И теперь работа по военно-патриотическому воспитанию в районе координируется вторым отделом военкомата. И главное ≈ ей сумели придать живой, отвечающий духу молодежи характер.
Анатолий Антонович старается сделать так, чтобы мероприятия не превращались в занудную “обязаловку”. Поэтому даже в традиционные дела здесь стремятся внести что-нибудь новенькое. К примеру, третий этап прошлогодней “Зарницы” провели в форме конкурса “Солдат на привале”. Выдумки и изобретательности ребята проявили столько, что сам Василий Теркин, наверное, мог бы позавидовать.
До сих пор вспоминают старшеклассники, как весной прошлого года побывали они в воинской части. Их не только провели по территории и солдатским общежитиям, но даже до мест несения боевых дежурств допустили, а потом сводили в столовую, где они отведали армейских щей. За один день, в итоге, они получили гораздо больше информации об армии, чем слушая не всегда правдивые рассказы “дембелей”.
А какой же мальчишка не мечтает пострелять из винтовки или автомата? Впрочем, почему только мальчишки? Победителем проводившихся в минувшем году стрельб стала… девчонка! И прямо на глазах у сконфуженных представителей сильного пола ей торжественно вручили не только Почетную грамоту, но и счастливую мишень с 26 выбитыми (из 30 возможных) очками.
Еще один пример. В одной из школ района при поддержке местной организации РОСТО организован специальный автомобильный класс с углубленным изучением военного дела. В нем обучаются как мальчики, так и девочки. А при выпуске все получают водительские права категории “В”. На базе этой школы действует и секция парашютного спорта, занятия в которой проводят специалисты городского авиаклуба.
В 2002 году организацию работы по военно-патриотическому воспитанию в Ленинском районе проверяла комиссия, которую возглавлял заместитель председателя комитета по правоохранительным органам и военным вопросам областной администрации Андрей Воронин. И проверяющие были “убиты наповал”, увидев, как уверенно управляют автомобилями 13-летние школьники, а их чуть более старшие товарищи ловко управляются с парашютами.
Еще одна гордость района ≈ школа юных кадетов, которая действует на базе школы N8. Занимающиеся в ней ребята, несмотря на свой юный возраст, прекрасно справляются как с общеобразовательными дисциплинами, так и с военными. От сверстников их выгодно отличают большая организованность и ответственность. Словом, хоть маленькие, но уже военные.
Областная комиссия положительно оценила состояние работы по военно-патриотическому воспитанию в районе. Формирование взглядов, убеждений и навыков ≈ процесс непростой. И результаты его воздействия на личность мгновенно не скажутся. Прошел всего год, за который удалось в какой-то мере сформировать систему. Безусловно, она будет совершенствоваться. Кстати, у Крохмалюка и Леоновича есть свои предложения. Они считают, что неплохо ввести должности замов глав администрации по военно-патриотическому воспитанию. Преимущество в том, что с таким статусом у них появится возможность и административного воздействия. Ведь сегодня ни начальник второго отдела военкомата, ни его внештатный помощник власть употребить не могут и используют лишь методы убеждения, которые действуют, увы, не на всех.
Что ж, к этому предложению, возможно, стоит прислушаться…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте