Цели:
Выяснить причины поступков, определить их характер, значение самовоспитания, роль воли, ответственности. Сформулировать “золотое правило” нравственности. Определить практическую ценность знаний по граждановедению о человеке и гражданине.
Задачи:
развивать систему умений и навыков:
применять знакомые понятия на конкретном материале,
устанавливать причинно-следственные связи,
коммуникативные навыки,
умения строить гипотезы,
умение обобщать, делать вывод,
формировать начальное представление о морально-правовой связи противоправных поступков. Помочь осознанию необходимости: борьбы с пороками; самовоспитания личной ответственности за свои поступки.
Основные понятия: характер, поступки, гражданин, обыватель, закон, права.
Формы работы: аудиторная, индивидуальная работа в группах, моделирование ситуации, работа с учебником.
План урока
I. Человек и его поступки.
1. Характер.
2. Поступки, их причины.
3. Последствия.
II. Человек и общество.
1. Обыватель и общество.
2. Гражданин и общество.
III. Права человека и гражданина.
1. Основные документы о правах.
2. Принцип равноправия.
3. Защита от бесправия.
Ход урока
Тема: “О человеке и гражданине”. (на доске)
Сегодня мы закончим тему, о которой говорили на нескольких уроках. Какие новые слова вы узнали?
(на доске)
Характер, достоинства, недостатки, поступок, гражданин, обыватель, закон, конституция, права, равноправие.
Используя эти слова, оцените ситуацию:
(рассказ учителя) Андрей, Вадим и Сергей похитили чужую дорогую шапку из раздевалки у Димы. Андрей подговорил двух других это сделать. Костя, друг Димы, оказался неожиданным свидетелем кражи. Подростки пригрозили ему, если тот расскажет. Костя испугался и убежал. Шапку спрятали у Вадима. Вечером Вадим раскаялся, пошел к Дмитрию и вернул ему шапку, рассказав про Андрея, который всех подбил на такое дело. Затем к Диме пришел Костя. Они решили отомстить Андрею. На следующий день мальчики подстерегли Андрея после занятий и избили его. В итоге Андрей попал в больницу с переломом руки и сотрясением мозга.
Какие можно отметить черты характера у Андрея: жадность, зависть, наглость, легкомыслие. Как характеризовать его поступок: нарушение конституционного права на неприкосновенность имущества.
Черты характера Вадима: совесть, ответственность. В его поступке можно отметить осознание вины.
Вадим – безответственность, легкомыслие.
Косте, видимо, свойственна трусость.
От чего зависят поступки?
От характера.
Какие группы выделите? (достоинства и недостатки)
Какие качества определяют обывательские поступки? (недостатки)
Какие – гражданские поступки? (достоинства)
Как совесть повлияла на поведение В.? (подсказала, как исправить ошибку).
Может ли быть идеальным человек?
Нет. Характер – это сочетание достоинств и недостатков. Любой человек может оступиться, но у каждого есть выбор, возможность исправить свою ошибку.
Можно ли избавиться от пороков?
Да. Развивая в себе достоинства, добродетели с помощью силы воли. Надо заниматься самовоспитанием.
Что общество, государство делает, чтобы защитить человека от правонарушителей?
Государство установило главный закон – Конституцию, которая охраняет права человека. Другие законы предусматривают наказания за нарушения.
Составьте синквейн по правам человека (самостоятельно, общий – на доске).
1. Тема: Права человека.
2. Прилагательные: конституционные, гражданские, полезные, равные.
3. Глаголы: охраняют, защищают, действуют, гарантируют.
4. Фраза: Обеспечивают безопасность, порядок в обществе.
5. Вывод: разрешение что-либо делать по закону; безопасность; защита.
Рисунок-символ к выводу: щит, за щитом граждане
Вернемся к ситуации. Могли ли участники предотвратить тяжелые последствия?
Да. Варианты: а) Вадим и Сергей могли бы не соглашаться на уговоры Андрея, проявить твердость, отказаться вовремя.
б) Андрей и Сергей могли бы принести извинения после возврата шапки и помириться.
в) Костя мог бы уговорить Диму не мстить, ведь шапку вернули.
г) Дима мог бы простить Андрея, ведь Вадим вернул шапку. Дима мог бы подумать о дорогой шапке заранее, или носить ее с собой в пакете, или в школу надевать другую, недорогую, шапку.
При никаких условиях это было бы возможно?
Если бы в характерах каждого было больше добродетелей, таких, как совесть, ответственность, воля. Если бы поставили себя на место другого, прежде чем что-либо делать.
От чего зависел выбор в пользу обывательских поступков?
От легкомыслия, безответственности, жестокости – от недостатков.
Оцените самосуд Кости и Димы над Андреем с точки зрения закона.
Это правонарушение.
Возможные последствия?
Месть друзей Андрея. Одно преступление влечет за собой другое или может повлечь. Сначала Вадим нарушил право, затем он – жертва.
Что произойдет в обществе, если большинство людей будут относиться к другим, не думая о последствиях?
Не будет порядка, в итоге люди могут истребить друг друга.
Дайте советы участникам ситуации. Как не стать жертвой преступлений или преступником.
Уважай права других.
Учись правильно пользоваться своими правами, не забывай о равноправии.
Прежде чем сделать выбор, поставь себя на место другого.
Вставьте пропущенное слово:
а) Общество, где нет взаимоуважения – это… общество” (бесправное, криминальное, неравноправное).
б) Продолжи мысль: “Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом? Это слово – … (взаимность, уважение, закон, права, равноправие, польза, гражданин, совесть), потому что… (благодаря этому будет мир, порядок).
в) Сформулируйте золотое правило нравственности, следуя которому жизнь каждого будет приятной, безопасной.
Не делай другому того, чего не желаешь себе.
Напишите мини-сочинение на тему: “Зачем мне нужны знания по граждановедению?” (самостоятельно)
“Для того, чтобы: использовать их в жизни, знать свои права, уметь правильно ими пользоваться, задуматься о своем характере, думать о последствиях, уметь поддерживать мирные отношения с окружающими, правильно выбирать себе друзей, работать над собой”.
Ирина КСЕНОФОНТОВА,
учитель истории и обществознания
Муром
Комментарии