search
main
0

Если новость сенсационна, следует быть особенно осторожным

IT и медиа: точки пересечения

Физики и лирики… Гуманитарии и технари… ИТ и медиа… Вы все еще по привычке разделяете эти сферы? А зря. Сегодня прямо на наших глазах происходит слияние этих, казалось бы, таких далеких галактик. И мы с вами являемся не только свидетелями этого уникального события, но и его участниками.

В наши дни грань между гуманитарными и техническими направлениями стирается. В тренде мультидисциплинарный подход. Трудно сейчас найти предприятие или компанию, в которой бы не использовали информационные технологии. Кроме того, специалисты утверждают, что уже скоро создание продуктов в области информационных технологий будут осуществлять люди, далекие от IT-сферы. Почему так происходит?

Все дело в том, что в эпоху стремительно развивающихся технологий в разных сферах деятельности появляются специальности на стыке профессиональных областей. Уже сейчас IT-специалист без развитых soft skills менее востребован, чем его коллега, обладающий навыками коммуникации, развитым эмоцио­нальным интеллектом, умением работать в команде. Сегодня специалисты выделяют и meta skills. К ним относятся гибкость, осознанность, способность к переобучению. Помимо soft skills и meta skills современный технический специалист должен иметь навыки работы с текстами: появляется очень много технической документации, интерфейсных подсказок. А кто пишет все эти тексты? Технические писатели. Есть и другие актуальные специальности для гуманитариев в IT-компаниях: IT-копирайтер, менеджер продукта, PR-менеджер, проектный менеджер.

Какие специалисты сегодня востребованы на медиарынке? Современные медиаспециалисты должны обладать разнообразными навыками и умениями, в том числе и техническими: знать основы верстки и веб-дизайна, уметь пользоваться инструментами для создания изображений, инфографики, клипов и роликов, анимации, создавать геймифицированный контент через специальные сервисы, уметь работать со статистикой, применять графические редакторы.

Школа – отражение социума, его модель. Поэтому междисциплинарный подход необходимо применять при организации обучения, в том числе и предпрофессионального. Сегодняшним школьникам уже сейчас стоит осваивать навыки смежных профессий, чтобы в дальнейшем быть востребованными на рынке труда.

В нашей школе традиционными стали уроки-коллаборации в предпрофессиональных классах. Что такое урок-коллаборация? Коллаборация предполагает совместную деятельность ее участников по достижению четко поставленной цели, в процессе которой происходит обмен знаниями. Иными словами, это урок-сотрудничество. Такой подход мы применяем и во внеурочной деятельности. На сегодняшний день в нашей практике существуют разные варианты таких занятий, это могут быть как уроки с приглашенным специалистом в одном профильном классе, так и совместная работа двух разнопрофильных групп. Работа не ограничивается лекцией или мастер-классом. На уроке обязательна практическая работа: приобретенное знание необходимо сразу же апробировать, испытать, прочувствовать.

На профильные занятия в медиаклассе мы приглашаем специалиста в области IT и информационной безопасности. Так, на одном из таких уроков-коллабораций учащиеся медиакласса и ИТ-класса узнали, как выявить фейки и на какие ключевые признаки стоит обращать внимание. В ходе занятия они учились проверять информацию, выявлять сомнительные источники и фиксировать отсутствие подтверждающих данных. Ребята узнали, что если новость кажется слишком сенсационной или абсурдной, то необходимо быть особенно осторожным, поняли, что стоит обращать внимание на неправильно оформленные и заголовки с опечатками, плохое качество фотографий и недостаточное количество деталей в статье. Ребята активно участвуют в мастер-классах и практикумах по распознаванию фейков. Почему такое внимание мы уделяем фейкам? Часто фейки используются для распространения ненависти, предвзятости или политической пропаганды. Они представляют опасность для общества, так как создают ложное представление о событиях и влияют на общественное мнение. Поэтому и учащимся медиаклассов, и учащимся ИТ-классов необходимо развивать свою информационную грамотность, умение анализировать и проверять информацию, формировать навык критического мышления и  проявлять здравый смысл.

Еще одной точкой пересечения двух профилей является искусственный интеллект. Сегодня искусственный интеллект может становиться отличным инструментом для журналиста при персонализации контента, в редакторской работе, для улучшения процессов коммуникации, при анализе данных и аудитории. Не только выпускникам ИТ-классов, но и будущим журналистам, копирайтерам необходимо знать, что существуют программы и ресурсы, которые предоставляют инструменты и возможности для использования ИИ в медиакоммуникациях, от персонализации контента до обработки языка и создания инновационных медиа­сред. C развитием ИИ, ChatGPT и метавселенных можно ожидать еще больших изменений в медиа­индустрии.

Инновации будут продолжать менять способы создания контента, коммуникации с аудиторией и анализа данных, помогая медиакомпаниям оставаться конкурентоспособными и соответствовать требованиям современных пользователей. А школы должны предоставлять учащимся возможность осваивать навыки смежных профессий.

Лариса НИКОНОВА, учитель русского языка и литературы, куратор медиакласса Вешняковской школы;
Александр ФЕДОТКИН, учитель математики Вешняковской школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте